Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая компетенция отдельных государственных (муниципальных) органов.






Остановимся подробно на содержании налоговой компетенции отдельных государственных органов и органов местного самоуправления.

1. Налоговая компетенция Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ.

В литературе имеется точка зрения, согласно которой некоторые из данных субъектов могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных (государственно-правовых отношений). К таким субъектам, например, относятся Президент и Федеральное Собрание РФ 4. С таким мнением согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению и введению налогов. Согласно ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собраниеявляется законодательным орган РФ и, следовательно, признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон РФ, и тем более налоговый, не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Более того, согласно ст. 106 Конституции РФ, парламентская процедура принятия закона о налогах имеет особенности, поскольку закон о налоге не может быть одобрен Советом Федерации РФ по умолчанию (традиционная процедура одобрения заключается в том, что если закон остается без рассмотрения в течение двух недель после принятия его Государственной Думой, он считается одобренным Советом Федерации). Законы же о налогах, согласно ст. 106 Конституции РФ, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Из сказанного вытекает, что налоговая компетенция Федерального Собрания РФ (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ) ограничивается нормотворческими полномочиями.

Налоговая компетенция ПрезидентаРФ также выражается преимущественно полномочиями нормотворческого характера. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ законы о налогах, равно, как и другие законы, должны быть подписаны Президентом в соответствии с установленной процедурой. Следует отметить, что налоговая компетенция Президента весьма ограничена, поскольку в силу ст. 4 НК РФ нормативно-правовые акты исполнительных ор­ганов государственной власти (а именно к таковым, по нашему мнению, относится Президент РФ) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах сборах. Таким образом, в компетенции Президента РФ находятся лишь полномочия по изданию нормативно-правовых актов в целях ликвидации обнаруженных пробелов в регулировании определенной группы налоговых отношений. Кроме того, из смысла п. 5 ст. 9 НК РФ вытекает, что Президент РФ вправе уполномочить иные органы исполнительной власти, помимо налоговых и таможенных органов, на прием и взимание налогов и (или) сборов в порядке, установленном НК РФ, а также на осуществление контроля за уплатой и удержанием налогов.

Полномочия, составляющие содержание налоговой компетенции Правительства РФ, более разнообразны. Правительство РФ в соответствии со ст. 13—16, 23 Федерального Конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» 5, ст. 4, п. 5 ст. 9 НК РФ также имеет определенные права в сфере налогового нормотворчества, которые оно может использовать для регулирования экономических процессов, осуществления программ развития приоритетных отраслей экономики и т.п. Правительство РФ на основании ст. 28, 44 указанного Конституционного закона, ст. 104 Конституции РФ активно участвует в реализации налоговых нормотворческих полномочий других высших органов государственной власти, давая письменные заключения на предмет введения или отмены налога, освобождения от их уплаты отдельных категорий лиц. В силу ст. 44 упомянутого законодательного акта Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью в сфере правового регулирования налогообложения органов исполнительной власти субъектов РФ. Но налоговая компетенция Правительства РФ связана не только с налоговым нормотворчеством. Согласно, например, ст. 28 названного Конституционного закона, на заседаниях Правительства РФ могут рассматриваться вопросы предоставления инвестиционных налоговых кредитов по федеральному налогу, если срок их возврата более двух недель. Кроме того, к исклю­чительной компетенции Правительства РФ относится списание безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ.

Федеральный Конституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что Правительство РФ является органом государственной власти общей компетенции, поэтому к его ведению относятся многие вопросы, связанные с общим руководством федеральными органами исполнительной власти.

2. Налоговая компетенция Министерства финансов РФ.Постановлением Правительства от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» 6 и постановлением РФ от 5 января 1997 г. № 2 «Вопросы Министерства финансов РФ» установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговойи валютной политики в РФ, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, Минфин РФ является органом межотраслевой компетенции. Полномочия Минфина РФ, входящие в его налоговую компетенцию, проявляются в его правах участвовать в разработке проекта нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в принятии и собственных правовых актов по вопросам, относящимся к налоговой компетенции Министерства (в форме приказов, инструкций и т.д.), в подготовке межгосударственных договоров в области налоговых отношений (п. 5—10 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 273).

Кроме того, в соответствии с п. 7 указанного положения, ст. 61—64, 68 НК РФ Минфин РФ имеет право предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет, а точнее — по федеральным налогам и сборам (подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ). В налоговой компетенции Министерства финансов РФ находится принятие решения об изменении срока уплаты федеральных налоговых обязательств и в иных формах, как-то: налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (ст. 6—68 НК РФ).

3. Налоговая компетенция Министерства по налогам и сборам РФи его территориальных подразделений. Положение о Министерстве по налогам и сборам от 16 октября 2000 года № 783 7 закрепляет, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующими в выработке налоговой политики, осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. В соответствии со ст. 30 НК РФ под налоговыми органами понимаются исключительно Министерство по налогам и сборам РФ (далее — МНС РФ) и его территориальные подразделения в РФ (в определенных случаях их полномочиями наделяются также иные органы).

Согласно п. 6 указанного выше Положения, главной задачей МНС РФ и его территориальных подразделений в РФ является контроль за соблюдением налогового законодательства за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и сборов, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Данная задача обусловливает содержание налоговой компетенции МНС РФ и его органов (налоговых органов).

Пункт 7 Положения, ст. 31, 32, гл. 14 НК РФ предоставляют налоговым органам комплекс различных налоговых полномочий.

4. Налоговая компетенция таможенных органов РФ.Государственный таможенный комитет РФ утвержден в составе федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела. В установленных законодательством формах они взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи.

Согласно п. 1 ст. 34 НК РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами. Так, таможенные органы вправе, как и налоговые, осуществлять взыскание налога, сбора за счет денежных средств организации-налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), находящихся на счетах (п. 11 ст. 46), осуществлять иные права налоговых органов, согласно п. 9 ст. 47, п. 11 ст. 64, п. 7 ст. 69, п. 2 ст. 72 НК РФ.

5. Налоговая компетенция внебюджетных фондов РФи их территориальных органов. Согласно ст. 9, 11 НК РФ государственные внебюджетные фонды также участвуют в налоговых отношениях. К указанным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

В целом можно сделать вывод о том, что внебюджетные фонды обладают налоговой компетенцией в сфере взимания соответствующих целевых налогов значительным числом полномочий, аналогичных правам налоговых органов.

Это подтверждают, в частности, п. 3, 4 ст. 30, ст. 34.1, п. 7 ст. 61, подп. 5 п. 1 ст. 63, п. 3 ст. 72 НК РФ.

6. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, участвующие в налоговых отношениях.

В компетенции представительных органов субъектов РФ находятся многие важные вопросы, связанные с введением региональных налогов, установлением налоговых льгот. Пункт 5 ст. 3 НК РФ указывает, что налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются (вводятся, согласно установленному на федеральном уровне), изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Пункт 3 ст.
12 НК РФ уточняет сферу налоговой компетенции представительного органа субъекта РФ. Он закрепляет те положения, что, устанавливая региональный налог, представительные органы субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по соответствующему региональному налогу. При установлении регионального налога представительными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Установление налоговых льгот по региональным налогам и иным обязательным платежам, поступающим в региональный бюджет, — важное направление совместной деятельности представительных и исполнительных органов власти субъекта Федерации. В компетенции исполнительных органов власти регионального уровня находятся различные полномочия по разработке, экономическому и правовому обоснованию избираемых налоговых льгот.

Органы государственной власти субъектов РФ при осуществлении своих полномочий в сфере налогообложения взаимодействуют и с федеральными органами власти. Следует признать, что на федеральном уровне эти вопросы урегулированы не в достаточной степени, и имеющиеся пробелы нередко восполняют региональные законодательные акты.

7. Органы местного самоуправления (муниципальные органы), участвующие в налоговых отношениях.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» конкретизирует полномочия представительных органов местного самоуправления, определяя следующие их права:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате;

2) принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок их уплаты.

Представительные органы местного самоуправления, устанавливая тот или иной местный налог (так же, как и представительные органы субъектов РФ при установлении региональных налогов), вправе в силу ст. 12 НК РФ самостоятельно определить в соответствующем нормативном акте еще и такие элементы налогообложения, как налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по местному налогу.

Представительный орган местного самоуправления, согласно п. 2
ст. 1 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», может за счет средств местного бюджета создать муниципальную налоговую служб для сбора местных налогов. Деятельность органов муниципальной налоговой службы будет осуществляться в соответствии с Законом РФ «О налоговых органах РФ», НК РФ в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления. Муниципальная налоговая служба должна объединять и координировать с территориальными органами МНС РФ усилия по контролю за соблюдением налогового законодательства РФ. Муниципальная налоговая служба обязана предоставлять МНС РФ и его территориальным подразделениям всю необходимую информацию.

Итак, налоговая компетенциягосударственного органа и органа местного самоуправления в отличие от административной компетенции, как правило, не предполагает широкой оперативной самостоятельности и наличия возможности действовать по своему усмотрению. Законодательство о налогах и сборах РФ стремится урегулировать сферу налоговой компетенции органов власти с наиболее исчерпывающей полнотой. Налоговая компетенция выступает как цельное явление, ее носителями являются исключительно органы власти и общественно-территориальные образования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.