Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черта как генерализованная реакция






Под влиянием бихевиоризма в Соединенных Штатах появилось мно­го сторонников третьей концепции черты. Утверждение Уотсона, в кото­ром выразилась его уверенность в том, что из одного и того же ребенка можно сделать как преступника, так и гения, высказанное им в его фунда­ментальном изложении теории бихевиоризма, приобрело большую извест­ность. Это утверждение предполагает отрицание детерминирующих черт личности с самого начала ее становления. Если бихевиорист и говорит о черте, то только как об ответе, наблюдаемом в нескольких ситуациях и имеющем некоторые общие элементы, т.е. в смысле генерализованной ре­акции. Если же в результате повторных подкреплений определенный от­вет распространяется на различные ситуации, то можно говорить о черте. Газри1, сформулировавший теорию личности с позиции ассоциативного на­учения, приводит в качестве примера профессиональную деятельность, где человек очень часто оказывается в аналогичных ситуациях, требующих ре­акции с его стороны.

Согласно этой теории, вероятность того, что ответ станет генерализо­ванным, не слишком велика и, стало быть, не может существовать слишком

1 См.: Guthrie E.R. Personality in terms of associative learning // Hunt J. McV. (Ed.). Personality and the behavior disorders: 2 vol. N. Y.: The Roland Press Company, 1944. Vol. 1. P. 49-86.


340 Тема 13. Строение личности

много генерализованных черт. Действительно, получившая широкую изве­стность важная серия исследований Хартшорна и Мея (1928—1930) как будто бы подтверждает это мнение. Целью экспериментов, в которых уча­ствовало несколько сот детей, было изучение таких черт, как честность, склонность к оказанию помощи, склонность к сотрудничеству, упорство и самоконтроль. Детям предлагались небольшие задания, в ходе выполнения которых можно было наблюдать эти черты. Так, например, детям предос­тавлялась возможность жульничать, давать неточные сведения о том, что они делали, клянчить небольшие суммы денег и т.д. — предполагалось, что на основании всех этих поступков можно судить о честности детей. Корре­ляция между отдельными поступками, относящимися к одной и той же ге­нерализованной черте, была настолько мала (например, 0, 13 между воров­ством и ложью с целью скрыть жульничество), что авторы не без основа­ния пришли к выводу, что все эти черты вообще не существуют.

Дискуссия, разгоревшаяся в результате экспериментов в защиту и против существования генерализованных черт, является исключительно следствием различного понимания термина «черта». Хартшорн и Мей показали отсутствие генерализованных реакций в данной области. Одна­ко отрицать на основании этого существование генерализованных черт совсем другого порядка, таких, например, как переменные темперамента, можно лишь при наличии дополнительных доказательств.


Г. Олпорт [ТЕОРИЯ ЧЕРТ]1

Личность, характер, темперамент Происхождение термина «личность»

Слово personality2 и его корень person давно привлекают внимание языковедов. Макс Мюллер, например, с энтузиазмом говорил об их абст­рактности и широкой полезности.

«Давайте возьмем такое слово как персона. Ничего не может быть абст­рактнее. Это не мужчина и не женщина, не молодой, не старый. В ряду су­ществительных оно выражает не больше, чем быть в ряду глаголов. Во фран­цузском языке оно даже может означать " никто". Так, если в Париже мы спросим своего консьержа, не звонил ли нам кто-нибудь во время нашего от­сутствия, он ответит: " Personne, monsieur", что значит: " Ни души, сэр".

Но это слово персона двигается удивительными прыжками, поражая напра­во и налево, порождая новые идеи, вызывая тучи противоречий и до сегодняш­него дня занимая выдающееся место во всех теологических и философских дискуссиях, хотя немногие из использующих это слово знают, откуда оно взя­лось»3.

Понятие personality в английском языке, personalite во французском и Personlichkeit в немецком близки понятию personalitas в средневековой латыни. В классической латыни использовалось только слово persona. Все

1 Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 232-234, 236-241, 362, 370-
382, 386-403.

2 Личность (англ.).

3 Muller F. M. Biographies of words. N. Y.: Longmans, Green, 1888. P. 32.


342 Тема 13. Строение личности

филологи соглашаются, что первоначально это слово означало маску. (Этот факт может дать некоторое ощущение комфорта тем, кто предпочитает оп­ределять личность в понятиях внешнего воздействия — ведь в нем подчер­кивается внешняя видимость, а не внутренняя организация.) Но даже в древности слово persona означало и актера за маской, т.е. подлинное соче­тание его внутренних и «масочных» качеств. Оно также означало важного человека (отсюда personage, parson1). Это понятие также использовалось для обозначения трех ипостасей Троицы. И длительные теологические спо­ры разворачивались вокруг того, были ли эти personae тремя масками од­ного Бога или тремя со-равными лицами. Самое, быть может, известное оп­ределение персоны дал в шестом веке Боэций: Persona est substantia individua rationalis naturae — персона есть индивидуальная субстанция ра­циональной природы. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.