Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проектирования АИТ






 

Современная информационная технология реализуется в условиях спроектированных автоматизированных информационных систем, где в процессе их создания должны быть увязаны наиболее рацио­нальные методы решения управленческих задач и человеко-машинная технология обработки информации. Поэтому остано­вимся на особенностях создания АИТ.

При проектировании автоматизированная информационная технология рассматривается в пяти взаимосвязанных аспектах.

1. Техническом - как аппаратно-коммуникационный ком­плекс, имеющий конкретную конфигурацию и служащий для обработки и передачи информации.

2. Программно-математическом — как набор статистических, математических, мифологических, алгоритмических и прочих машинно-ориентированных моделей, а также реализующих их компьютерных программ-

3. Методическом — как совокупность средств реализации функции управления по отношению к экономическому объ­екту — предприятию, объединению, региональному хозяйству и т.д.

4. Организационном — как описание документооборота и рег­ламента деятельности аппарата управления.

5. Пооперационном - как совокупность технологических, ло­гических и арифметических операций, реализуемых в автома­тическом режиме.

Исходя из реальных условий конкретной предметной области формулируются основные требования к АИТ. Перечислим наибо­лее общие из них, характерные для современных АИС.

•Соблюдение принципа системности при проектировании проце­дур накопления и обработки данных. Такой принцип предполагает подразделение информационных потоков на внешние и внутрен­ние по отношению к объекту управления, учет структурно-динамических свойств протекающих в нем процессов, моделирова­ние прямых и обратных связей с окружающей средой.

•Использование децентрализованных средств сбора и предвари­тельной обработки данных согласно принятой декомпозиции задач и распределения управленческих функций, что достигается с по­мощью технологии «клиент — сервер», позволяющей системе функционировать в многозадачном режиме.


•Охват основных этапов жизненного цикла управления, целеполагание, выработка альтернатив принятия решений, выбор наибо­лее рационального варианта управленческой стратегии, монито­ринг и контроль исполнения решений.

•Способность к адаптации всей системы и гибкое приспособле­ние АИТ к изменениям рыночной среды, возможность быстрого переключения на разные режимы использования аппаратных и те­лекоммуникационных средств.

•Ориентация АИТ на реализацию единой информационно-логической модели объекта управления в сочетании с необходимыми процедурами обработки данных и вывода результатов.

•Синхронизация процессов переработки и выдачи информации с процессами принятия решений на всех уровнях за счет использова­ния диалогового и планового (в масштабе реального времени) ре­жимов эксплуатации АИТ.

•Использование безбумажного документооборота, естественно-профессионального языка для общения специалиста с ПЭВМ, электронных подписей, машинных архивов и библиотек, удален­ного доступа к массивам данных,

•Возможность обработки больших объемов информации в регла­ментном и произвольном режимах, а также интеграции данных в соответствии с иерархией управления.

•Наличие экспертной поддержки, учет неполноты информации, возможность получения прогнозных данных.

Названные свойства АИТ обеспечиваются применением совре­менных высокоразвитых аппаратно-программных комплексов, средств связи и формулируются в процессе проектирования разра­ботчиками системы. Такие пользователи-разработчики относятся к классу профессионалов. Для них существует множество инстру­ментальных средств, облегчающих создание АИТ. Например, мож­но назвать системы Oracle, Visual C++, Gupta SQL, Windows, CA-Visual Objects, а также CASE-технологии, позволяющие конструи­ровать сложные компьютерные системы из отдельных стандарти­зированных программных модулей.

Другой класс пользователей — специалисты проблемной облас­ти, которые применяют в своей деятельности программные средст­ва с широкими технологическими возможностями, такие как WinWord, CorelDraw, Excel, MS Project, MS Access.

Наконец, к третьему классу относятся обычные индивидуали­зированные пользователи, которые чаще всего общаются с компь­ютером на упрощенном естественном языке при помощи различ­ных ориентированных на широкую публику программных продук­тов (Лексикон, Just Write, Designer и др.).

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВВДЕНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ РАБОТ

 

Создание автоматизированных информационных систем и техно­логий в экономике может осуществляться по двум вариантам. Пер­вый вариант предполагает, что этой работой занимаются специали­зированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготов­ки программных продуктов конкретной ориентации (бухгалтерский промышленный учет, бухгалтерский учет в банках, автоматизация конкретных банковских операций и т.п.), их продажи и дальней­шего сопровождения в организациях, эксплуатирующих постав­ленные программные средства и системы. Если ДИС и АИТ со­здаются по второму варианту, проектированием и созданием раз­работок и этой области занимаются проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется переход на использование новых технических средств, создаются новые информационные технологии и систе­мы. В проведении проектировочных работ в настоящее время встречаются две крайности, В одном случае строго соблюдаются стандарты изготовления документации, но зато сроки разработ­ки сильно затягиваются, создание системы не вписывается в ритм реальной жизни и она оказывается нежизнеспособной. В другом случае умение разработчиков создавать программы для автоматизации решения отдельных задач позволяет им без за­держек обеспечить процесс использования разработок конеч­ным пользователем, система начинает работать, но создание документации отстает и в результате получается изделие, трудо­емкое для эксплуатации, а освоение его в значительной степени зависит от специалистов-разработчиков. Это противоречие пре­одолимо при соблюдении проектной дисциплины.

В процессе разработки автоматизированных систем, рабочих мест и технологий проектировщики сталкиваются с рядом взаимо­связанных проблем.


• Проектировщику сложно получить исчерпывающую инфор­мацию для оценки формулируемых заказчиком (пользователем) требований к новой системе или технологии.

Заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах автоматизации обработки данных в новой технической среде, что­бы судить о возможности реализации тех или иных инноваций. В то же время проектировщик сталкивается с чрезмерным количест­вом подробных сведении о проблемной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания реали­зуемых в новых условиях информационных процессов, решения функциональных задач.

• Спецификация проектируемой системы из-за большого объ­ема и технических терминов часто непонятна заказчику, а чрез­мерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов, со­здающих систему.

С помощью известных аналитических методов можно разре­шить некоторые из перечисленных проблем, однако радикаль­ное решение дают только современные структурные методы, среди которых центральное место занимает методология струк­турного анализа.

Структурным анализом принято называть метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализи­руется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Структурный анализ предусматривает разбиение системы на уровни абстракции с ограниченным числом элементов на каж­дом из уровней (обычно от 3 до 6—7). На каждом уровне выделя­ются лишь существенные для системы детали. Данные рассматри­ваются в совокупности с операциями, выполняющимися над ними. Используются строгие формальные правила записи элементов ин­формации, составления спецификации системы и последователь­ное приближение к конечному результату.

Методология структурного анализа базируется на ряде общих принципов, часть из которых регламентирует организацию работ на начальных этапах жизненного цикла создаваемой информаци­онной системы, а часть используется при выработке рекомендаций по организации работ. В качестве двух базовых принципов исполь­зуются принцип декомпозиции и принцип иерархического упоря­дочивания. Первый принцип предполагает решение трудных про­блем структуризации комплексов функциональных задач путем разбиения их на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения. Второй принцип декларирует, что уст­ройство этих частей также существенно для понимания при де­тальном формализованном их описании. Понимаемость проблемы резко повышается при организации ее частей в древовидные ие­рархические структуры, т. е система может быть понята и постро­ена по уровням, каждый из которых добавляет новые детали.

На предпроектной стадии проводится изучение и анализ всех особенностей объекта проектирования с целью уточнения требова­ний заказчика, их формализованного представления и документи­рования. В частности, выявляется совокупность условий, при ко­торых предполагается эксплуатировать будущую систему (аппарат­ные и программные ресурсы, предоставляемые системе; внешние условия ее функционирования; состав людей и работ, имеющих к ней отношение и участвующих в информационных и управленче­ских процессах), производится описание выполняемых системой функций и т.п. На этой же стадии устанавливаются ограничения в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся ресурсы, организационные процедуры и меро­приятия, обеспечивающие защиту информации и т.п.).

Целью анализа на этой стадии является преобразование общих, неясных знаний о требованиях к будущей системе в точные (по возможности) определения. Так, на этом этапе определяются:

• архитектура системы, ее функции, внешние условия, распре­деление функций между аппаратными средствами и про­граммным обеспечением:

интерфейсы и распределение функции между человеком и системой;

• требования к программным и информационным компонен­там системы, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонентов систе­мы, их интерфейсы.

Качество дальнейшего проектирования решающим образом за­висит от правильного выбора методов анализа, сформулированных требований к вновь создаваемой технологии. Эти методы служат для проведения изучения и -исследования, разработки и оценки проектных решений, закладываемых при создании АС, а также для обеспечения экономии затрат и сокращения сроков проектирования и внедрения системы.

Методы, используемые на стадии проектного обследования, подразделяются на методы изучения и анализа фактического состояния объекта (технологии), методы формирования заданного состояния, методы графического представления фактического и заданного состояний (рис. 2.2). Рассмотрим эти методы более подробно.

 


Рис. 2.2. Работы и методы их выполнения на предпроектной стадии

 

· Методы изучения и анализа фактического состояния экономического объекта или технологии. Эти методы позволяют выявить узкие места в исследуемых процессах и включают:

· устный или письменный опрос;

· наблюдение измерение и оценку;

· групповое обсуждение;

· анализ задач;

· анализ процесса.

Устный и письменный опрос. Устный опрос производится по заранее составленному вопроснику на рабочем месте специалиста с записью ответов и позволяет в форме несложной беседы понять технологию работы и опыт опрашиваемого.

Затруднения психологического порядка легко преодолеваются и можно приступить к подготовке нового решения уже на стадии анализа. Недостатком этого метода является разнородность результатов опроса.

Письменное анкетирование с помощью перечня вопросов дает (при условии готовности опрашиваемых к правдивым ответам) полную и основательную информацию. При достаточно большом количестве анкет практикуется их обработка на ЭВМ. Чтобы повысить качество анкетирования, целесообразно ввести подсказку ответов: «да- нет», «малый- средний - большой» и т. д. Существенное влияние на качество результатов оказывают четкость, недвусмысленность вопросов, поэтому, разработка перечня вопросов предполагает знание принципиальной проблемной ситуации.

Наблюдение, измерение и оценка. С помощью этих методов собираются сведения о параметрах, признаках и объектах в соответствующей сфере исследования. Важные для изучения параметры, признаки и объекты точно оцениваются сотрудниками и регистрируются в карточках или формулярах (например, по частоте, количеству, продолжительности, затратам). Накопление сведений и анализ результатов при достаточно большом количестве наблюдений выполняется на ЭВМ.

Групповое обсуждение проводится проектировщиками, программистами совместно с пользователями или заказчиками с целью обобщения и обсуждения всех важных для решения проблем вопросов и определения необходимых задач.

Анализ задач. Суть этого метода состоит в вертикальной и горизонтальной структуризации задач и их распределении между исполнителями (должностными

инструкциями) на основе заданной структуры объекта. Задачи расчленяются до такой степени, чтобы имелась возможность определить результаты, решения, полномочия, алгоритмы, входную и выходную информацию. Анализ задач, которые являются основой для построения технологии получения результатов, разработки должностных инструкций и планов распределения функций при работе в новых технологических условиях. Отправным пунктом анализа служат требования к объекту и его информационной системе.

Анализ производственных, управленческих и информационных процессов используется для подготовки решений касающихся реорганизации технологии информационных процессов.

Анализ производственных, управленческих и информационных процессов должен охватывать в первую очередь следующее: обследуемый объект; цель и результат решения, управленческих задач; составляющие технологического процесса – решения, операции и алгоритмы; средства обработки информации; требования к управленческому персоналу и рабочему месту; методы работы; узкие места; помехи, трудности; требования рациональной организации техпроцесса.

В целом методы изучения и анализа фактического состояния управленческой деятельности и существующей технологии решения задач предназначены для установления и оценки процессов, функций, предъявляемых к работникам требований, последовательности выполнения технологических операций и средств труда, продолжительности и сроков выполнения работ, потоков информации. Они способствуют сбору необходимых материалов и формированию необходимой исходной основы для проектирования АИС и АИТ.

Ø Методы формирования заданного состояния. Основываются на теоретическом обосновании всех составных частей и элементов АИС исходя из целей, требований и условий заказчика. К данным методам, представляющим собой рабочие средства проектировщиков, относятся методы:

· моделирование процесса управления;

· структурное проектирование;

· анализ информационного процесса;

Метод моделирования процесса управления. В процессе изучения объекта проектирования строятся экономико-организационные и информационно логические модели, которые включают задачи, структуры и ресурсы объекта. Они отражают хозяйственные и управленческие отношения, а также связанные с ними информационные потоки. Представляя комбинацию материальных и информационных процессов, способствуют повышению уровня организации процесса.

Информационно-логические модели содержат необходимые сведения об информационных связях между органами и сферами управления, комплексами решаемых задач и отдельными задачами в единстве с хозяйственными процессами.

Метод структурного (модульного) проектирования позволяет разработать проект четко разграниченных блоков (модулей), между которыми устанавливаются связи посредством входной и выходной информации, а также показывается иерархия их подчиненности. Условиями применения этого метода являются разбиение крупных комплексов задач на подкомплексы и точное обозначение (индентификацию) всех звеньев разъединения и сопряжения. Метод структурного проектирования позволяет разделить весь комплекс задач на обозримые и поддающиеся анализу подкомплексы (модули).

Метод декомпозиции модулей предусматривает дальнейшее разбиение подкомплексов задач на отдельные задачи, показатели. Подход к разбиению всей совокупности задач по принципу «сверху вниз» особенно удобен для разработки принципиальных организационно-технических решений, внесения в них при необходимости изменений, а также увязки при проектировании хозяйственных и организационно-управленческих целевых установок с конкретными задачами и показателями.

Анализ и моделирование информационных процессов предназначен для выявления и представления в каждом случае взаимосвязи между результатом, процессом обработки и вводом данных. Он используется также для анализа и формирования информационных связей между рабочими местами работников управления, специалистов, технического персонала и информационными технологиями. С этой целью описываются входная и выходная информация, а также алгоритм обработки информации применительно к каждому рабочему месту. Путем обнаружения и последовательного соединения многочисленных цепочек обработки и передачи данных формируются сложные информационные процессы и осуществляется учет потребности в информации отдельных пользователей.

Ø Методы графического представления фактического и заданного состояний предусматривают использование для наглядного представления процессов обработки информации в форме блок-схем, графиков прохождения документов и т.д. Графические методы являются составной частью любого проекта и необходимы для практической работы, поскольку выполняют роль вспомогательного средства при описании внедрения новых технологий. К наиболее известным из них относятся болк-схемный метод, методы стрелочных диаграмм, сетевых графиков, таблиц последовательности операций происхождения процессов. Различия методов заключаются в степени их реализации на ПЭВМ, наглядности, глубине отражаемых процессов.

Если на проектной стадии должны быть тщательно проанализированы особенности объекта проектирования, четко сформулированы в техническом задании требования к созданию АИС и АИТ, то проектирование должно дать ответ на вопрос: «Как (каким образом) система будет удовлетворять предъявленным к ней требованиям?». Задачей этой стадии является формирование новой структуры системы и логических взаимосвязей её элементов, которые будут функционировать на предложенной технологической платформе. Проектирование реализует итерационный процесс получения логической модели системы вместе со строго сформулированными целями, поставленными перед нею, а также написание спецификаций физической системы, удовлетворяющей этим требованиям. Обычно стадию проектирования разделяют на два этапа.

1. Создание проектных решений, проектирование архитектуры АИС, включающее разработку структуры и интерфейсов компонентов, согласование функций и технических требований к компонентам, методам и стандартам проектирования, производство отчётных документов.

2. Детальное (рабочее) проектирование, включающее разработку спецификаций каждого компонента и, прежде всего, создание или привязку программных средств, интерфейсов между компонентами, разработку плана интеграции компонентов, формирование обширных инструкционных материалов.

В результате проведения этапов проектирования должен быть получен проект системы, содержащий достаточно информации для реализации системы в рамках бюджета выделенных ресурсов и времени.

При разработке проекта АИС и АИТ обеспечиваются разделение труда, кооперация и общение между разработчиками и заказчиками. По мере повышения уровня проектирования неоднократно повышается ответственность за принятие проектных решений. Для обеспечения качественного выполнения проекта этапы разработки системы увязываются с процессом организации ведения проектировочных работ, который включает следующее: разработку целей, задач и организационных принципов при постановке задачи; формирование принципиального проектного решения при выработке концепции проекта и варианта АИС и АИТ; материально-техническая реализация проектировочных работ при подготовке и отладке программ; апробация организационных решений при опытной эксплуатации и сдаче проекта АИС и АИТ; использование проектных и организационных решений при эксплуатации АИС и АИТ. Этапы процесса организации и ведения проектировочных работ отражают принципиальный путь разработки и реализации новых проектных решений. Эта типовая концепция пригодна для организации проектирования с различными формами использования средств труда, включая применение ПЭВМ и автоматизацию проектирования. При этом не учитывается характер проблем, подлежащих решению в конкретном случае. На основе типовой концепции организации проектирования каждый этап может быть уточнён в зависимости от повторяющихся рабочих операций. Затем для каждого проекта АИС и АИТ выбираются подлежащие выполнению работы и сводятся в календарный план. В зависимости от характера и сложности решаемых проблем может возникнуть необходимость многократного выполнения определённых этапов. В рамках рабочих этапов предусматривается закрепление за отдельными исполнителями ответственности за разработку задач, стадий проекта и программ.

В процессе организации проектирования принимаются разнообразные решения, влияющие на динамику и качество выполнения работ. Поэтому для каждого этапа проектирования определяются: ожидаемые результаты и документы; персональные функции руководителя; решения, принимаемые руководителем; функции заказчика и разработчика АИС и АИТ.

Согласования с параллельно выполняемыми во времени работами при выборе, обучении высвобождении и перемещении кадров, а также при подготовке и реализации инвестиционных мероприятий и других работ обязательно включается в содержание рабочих этапов и находят отражение в проектной и исполнительной документации.

Исполнительная документация относится к отдельным процессам, сферам и разрабатывается в рамках всей проектируемой АИТ. В состав документации входят: организационные инструкции рабочих процессов, программы для рабочих мест, инструкции по оформлению документов, рекомендации по использованию информации, методов, таблиц решений и т.д.

Охарактеризовав содержание проектировочных работ при создании АИС и АИТ, нельзя не остановится на наиболее распространенных в настоящее время методах ведения проектировочных работ.

В современных условиях АИС, АИТ и АРМ, как правило, не создаются на пустом месте. В экономике практически на всех уровнях управления и на всех экономических объектах – от органов регионального управления, финансово-кредитных организации, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслуживания – функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оперативной информации и оценка её как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического прогресса вызывают необходимость перестройки функционирующих автоматизированных информационных систем в экономике, создания АИС и АИТ на новой технической и технологической базах. Только новые технологические и технические условия – современные АИТ – позволят реализовать столь необходимый в рыночных условиях принципиально новый подход к организации управленческой деятельности экономическим объектом как деятельности инженерной, получившей название «реинжиниринг».

Термин «реинжиниринг» был введён М. Хаммером; он предусматривает радикальное проектирование деловых процессов (бизнес-процессов) для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей стоимости, качества, сервиса, темпов развития фирм, компаний, предприятий, организаций на базе АИТ [33]. Реинжиниринг предусматривает, прежде всего, перестройку экономической деятельности экономического объекта на базе новой информационной технологии. В то же время реинжинирингу подвергаются АИС и АИТ, их техническое, программное, информационное обеспечение, перепроектирование которых ведётся на основе вновь создаваемой абстрактной модели пересматриваемой исходной системы.

Поиск рациональных путей проектирования ведётся по следующим направлениям: разработка типовых проектных решений, зафиксированных в пакетах прикладных программ (ППП), решения экономических задач с последующей привязкой ППП к конкретным условиям внедрения и функционирования, разработка автоматизированных систем проектирования. Рассмотрим первый из путей, т.е. возможности использования типовых проектных решений, включённых в пакеты прикладных программ.

Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учёт, справочное и информационное обеспечение экономической деятельности, организация труда руководителя, документооборот, экономическая и финансовая деятельность, обучение.

Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учёта. Среди них можно отметить «1С: Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+», «Бухкомплекс», «Бэст», «Лука».

Справочное и информационное обеспечение экономической деятельности представлено следующими ППП: «ГАРАНТ»: (налоги, бухучёт, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль), «КОНСУЛЬТАНТ+», (налоги, бухучёт, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

Экономическая и финансовая деятельность поддерживается следующими ППП:

· «Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма ИНТЕК), реализующий функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; бизнес-план; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции;

· «Финансовый анализ предприятия» (фирма Инфософт), реализующий функции: общая оценка финансового состояния; анализ финансовой устойчивости; анализ ликвидности баланса; анализ финанасовых коэффициентов (ликвидность, манёвренность, покрытие, соотношение заёмных и собственных средств); анализ коэффициентов деловой активности; расчёт и анализ коэффициентов оборачиваемости; оценка рентабельности производства. В области создания финансово-кредитных систем работают фирмы «Диасофт», «Инверсия», R-Style, Программбанк, «Асофт» и др.

В условиях конкуренции выигрывают те предприятия, чьи стратегии в бизнесе объединяются со стратегиями в области информационных технологий. Поэтому реальной альтернативой варианту выбора единственного пакета является подбор некоторого набора пакетовразличных поставщиков, которые удовлетворяют наилучшим образом той или иной функции АИС (подход mix-and-match). Такой подход смягчает некоторые проблемы, возникающие при внедрении и привязке программных средств, а АИТ будет более соответствовать функциям конкретной индивидуальности предметной области.

В последнее время всё большее число банков, организаций, предприятий предпочитают покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним своё программное обеспечение, так как разработка собственных АИС и АИТ связана с высокими затратами и риском. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изменили ранее существовавший способ выхода на рынок. Как правило, разрабатывается и предлагается теперь базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями клиентов. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее эффективно их использовать, повысить квалификацию персонала.

Например, банковская АИС Atlas фирмы Internet спроектирована для любых возможных конфигураций системы. Банки могут, используя свой собственный персонал, настроить конфигурацию системы в соответствии со своими требованиями. Для этого в системе Atlas имеется полный набор средств разработки – обучение, консультации и поддержка.

Аналогично обстоит дело при разработке АИС в других областях экономики. Так, например, разработка АИС для страховой деятельности по силам только специализированным организациям, обобщающим практический опыт страховщиков, тесно взаимодействующим с другими организациями и имеющим штат высококвалифицированных постановщиков задач и программистов.

Автоматизированные системы проектирования – второй, быстроразвивающийся путь ведения проектировочных работ.

В области автоматизации проектирования АИС и АИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление – CASE (Computer-Aided Software/System Engineering). Лавинообразное расширение областей применения ПЭВМ, возрастающая сложность инфосистем, повышающиеся к ним тербования к необходимости индустриализации технологий их создания. Важное направление в развитии технологий составили разработки интегрированных инструментальных средств, базирующихся на концепции жизненного цикла и управления качесвом АИС и АИТ, представляющих собой комплексные технологии, ориентированные на создание сложных автоматизированных управленческих систем и поддержку их полного жизненного цикла или ряда его основных этапов. Дальнейшее развитие работ в этом направлении привело к созданию ряда концептуально целостных, оснащённых высокоуровневыми средствами проектирования и реализации вариантов, доведённых по качеству и уровню тиражирования до уровня программных продуктов технологических систем, которые получили название CASE –систем или CASE –технологий.

В настоящее время не существует общепринятого определения CASE. Содержание этого понятия обычно определяется перечнем задач, решаемых с помощью CASE, а также совокупностью применяемых методов и средств. CASE-технология представляет собой совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения АИС, поддержанной комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE – это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки АС, прочно вошедший в практику создания и сопровождения АИС и АИТ. При этом CASE – системы используются не только как комплексные технологические конвейеры для производства АИС и АИТ, но и как мощный инструмент решения исследовательских и проектных задач, таких как структурный анализ предметной области, спецификация проектов средствами языков программирования четвёртого поколения, выпуск проектной документации, тестирование реализаций проектов, планирование и контроль разработок, моделирование деловых приложений с целью решения задач оперативного и стратегического планирования и управления ресурсами и т.п.

Основная цель CASE – технологий состоит в том, чтобы отделить проектирование АИС и АИТ от её кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процесс разработки и функционирования систем.

При использовании CASE - технологий изменяется технология ведения работ на всех этапах жизненного цикла автоматизированных систем и технологий, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE – систем применяются методы структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках, при этом для описания модели проектируемой АИС используются графы, диаграммы, таблицы и схемы. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с её общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со всё большим числом уровней.

CASE – технологии успешно применяются для построения практически всех типов АИС, однако устойчивое положение они занимают в области обеспечения разработки деловых и коммерческих АИС. Широкое применение CASE – технологий обусловлено массовостью этой прикладной области, в которой CASE применяется не только для разработки АИС, но и для создания моделей систем, помогающих коммерческим структурам решать задачи стратегического планирования, управления финансами, определения политики фирм, обучения персонала и др. Это направление получило своё собственное название – бизнес-анализ. Например, для наиболее быстрой и эффективной разработки высококачественной банковской системы финансисты всё чаще обращаются к помощи технологии CASE. Поставщики этой технологии входят в положение финансистов и быстро расширяют рынок средств. Быстрейшему внедрению технологии CASE способствует также усложнение банковских систем.

CASE – не революция в автоматизации проектирования АИС, а результат естественного эволюционного развития всей отрасли средств, называемых ранее инструментальными или технологическими. Одним из ключевых признаков является поддержка методологии структурного системного анализа и проектирования.

С самого начала целью развития CASE – технологий было преодоление ограничений при использовании структурных методологий проектирования 1960-1970-х гг. (сложности понимания, большой трудоёмкости и стоимости использования, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т.д.) за счёт их автоматизации и интеграции поддерживающих средств. Таким образом, CASE – технологии не могут считаться самостоятельными методологиями, они только развивают структурные методологии и делают более эффективным их применение за счёт автоматизации.

Помимо автоматизации структурных методологий и как следствие возможности применения современных методов системой и программной инженерии, CASE – технологии обладают следующими основными достоинствами:

· улучшают качество создаваемых АИС (АИТ) за счёт средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта);

· позволяют за короткое время создавать прототип будущей АИС (АИТ), что даёт возможность на ранних этапах оценить ожидаемый результат;

· ускоряют процесс проектирования и разработки системы;

· освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части разработки;

· поддерживают развитие и сопровождение разработки АИС (АИТ);

· поддерживают технологии повторного использования компонентов разработки.

Большинство CASE – средств основано на научном подходе, получившем название «методология/метод/нотация/средство». Методология формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемой АИС, шаги работы и их последовательность, а также правила применения и назначения методов.

К настоящему времени CASE – технология оформилась в самостоятельное наукоёмкое направление, повлёкшее за собой образование мощной CASE – индустрии, которая объединяет сотни фирм и компаний различной ориентации. Среди них выделяются компании-разработчики средств анализа и проектирования АИС и АИТ с широкой сетью дистрибьюторских и дилерских фирм; фирмы-разработчики специальных средств с ориентацией на узкие предметные области или на отдельные этапы жизненного цикла АИС; обучающие фирмы, которые организуют семинары и курсы подготовки специалистов; консалтинговые фирмы, оказывающие практическую помощь при использовании CASE – пакетов для разработки конкретных АИС; фирмы, специализирующиеся на выпуске периодических журналов и бюллетеней по CASE – технологиям.

Практически ни один серьёзный зарубежный проект АИС и АИТ не осуществляется в настоящее время без использования CASE – средств.

 

 

2.5 РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ АИС И АИТ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ

 

АИС создаётся для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в её работе. Под функционированием АИС в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки информации.

Первые разработки АС в области экономики не содержали принципиально новой методологии, а лишь использовали дорогостоящую вычислительную технику в качестве большого арифмометра для сокращения трудоёмкости выполнения операций в традиционной технологии решения задач управления. Недостатком, причём распространенным, при создании автоматизированных систем организационного управления был низкий уровень постановки задач. Одна из причин этого – в недостаточном использовании специалистов отделов, служб управления в обследовании потоков информации, описаний экономико-организационной сущности задач, проектировании выходной информации. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывался не весь комплекс задач, решаемых тем или иным специалистом, поэтому у пользователя часто и не возникало желание принять активное участие в создании новой технологии.

При переходе на массовое использование в управлении ПЭВМ и коммуникационных средстве достаточно просто декларировать цель автоматизации того или иного процесса, нужно её конкретизировать, разработать стратегию и тактику её достижения. Для реализации новых, рождённых научно-техническим прогрессом технологий существуют два способа: или встраивать их в традиционный процесс управления, или реконструировать сам процесс с учётом возможностей новых средств.

Внедрение средств автоматизации для совершенствования управления – достаточно сложная задача прежде всего потому, что автоматизированные системы носят человеко-машинный характер. Сейчас очевидно, что простое встраивание их в уже сложившуюся структуру отношений, своеобразных традиций и стереотипов решения задач управления невозможно без изменения, ибо в противном случае нововведения не приживаются и не дают экономического и социального эффекта. Следовательно, коллектив заказчика новой технологии должен быть серьёзно подготовлен к новой методике её реализации, готов помочь её внедрению, а не препятствовать или просто наблюдать.

Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист может наиболее полно и квалифицированно дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации. Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации – это не только форма активного обучения пользователя на компьютере, знакомство с программными средствами, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к новой всё более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях АИТ, создание которой предусматривает максимально возможный охват автоматизированной обработкой выполняемых непосредственно им функций.

Участие пользователя в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. При этом происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АИС и последующей работы. Однако для этого пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.

Постановка задачи – это описание задачи по определённым правилам, которое даёт исчерпывающее представление о её сущности, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику её решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для её реализации.

Через постановку задачи, путём регламентации изложения её содержания, устраняются трудности взаимодействия «пользователь – прикладной программист», что делает это взаимодействие более логичным и системным. Постановка задачи ведётся на стадии проектирования компьютерных информационных систем. Для постановки задачи используются сведения, необходимые и достаточные для полного представления её логической и информационной сущности. Такими сведениями располагает экономист, осуществляющий решение задачи в условиях ручной обработки или с использованием компьютерной техники. При постановке задач пользователь должен, прежде всего, описать информационное обеспечение, алгоритмы их решения.

Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний той предметной области, для которой делается постановка, но и знаний компьютерных информационных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни раз и даже в тысячи раз по свой последствиям (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования программного продукта. Причина заключается в том, что каждый из последующих участников создания прикладных программ не располагает информацией, необходимой для исправления содержательных ошибок.

Создание программного продукта может вестись и самим пользователем, причём это более предпочтительный вариант в отношении простоты построения программы. Однако с точки зрения профессиональных программистов в таких программах может быть большое число погрешностей, так как они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определённые виды деятельности (бухгалтерскую, финансовую, плановую и т.д.). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ. Однако в любом случае постановка задачи требуется.

Постановка и реализация задач на ПЭВМ требует усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ компьютерных информационных систем. К ним относятся:

· свойства, особенности и структура экономической информации;

· условно-постоянная информация, её роль и назначение;

· носители информации, макет машинного носителя;

· средства формализованного описания информации;

· алгоритм, его свойства и формы представления;

· назначение контроля входной и результатной информации, способы контроля;

· состав и назначение устройств персональных ЭВМ;

· состав программных средств персональных ЭВМ, назначение операционных систем, ППП, интегрированных пакетов программ типа АРМ бухгалтера, АРМ финансиста и др.

При описании постановки задачи обращается внимание на её объемно-временные характеристики. Они отражают объёмы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации.

В процессе описания постановки задачи важной является выверка точности и полноты названия всех информационных единиц и их совокупности. В условиях автоматизированной обработки кроме привычных для восприятия наименований показателей в документах (наименования строк и граф) имеют место нетрадиционные формы представления информации. Чёткость наименований информационных совокупностей и их идентификацией, устранение синонимов и омонимов в названиях экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из названий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временем отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен понять о необходимости включения в описания соответствующих сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (название или код предприятия, дата выписки документа и т.д.).

Для каждого вида входной и выходной информации даётся описание всех элементов информации, участвующих в автоматизированной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют: наименование элемента информации (реквизита), его идентификатор и максимальная разрядность.

Наименование реквизита должно соответствовать документу или вытекать из него. Не допускаются даже мелкие погрешности в наименованиях реквизитов, так как в принятой редакции закладывается словарь информационных структур будущей автоматизированной технологии обработки.

Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита. Идентификатор может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращённое название полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы, общее их количество обычно регламентировано.

Разрядность реквизита необходима для просчёта объёма занимаемой памяти. Она указывается количеством знаков (алфавитных, цифровых и алфавитно-цифровых).

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. Приведём пример одного из вариантов плана, а в п.2.6 – пример постановки задачи.

 

ПЛАН ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ

Организационно-экономическая сущность задачи:

· наименование задачи, место её решения;

· цель решения;

· назначение (для каких объектов подразделений и пользователей предназначена);

· периодичность решения и требования к срокам решения;

· источники и способы поступления данных;

· потребители результатной информации и способы её отправки;

· информационная связь с другими задачами.

 

Описание исходной (входной) информации:

· перечень исходной информации;

· формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;

· количество документов 9информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);

· точное и полное наименование, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;

· способы контроля исходных данных;

· контроль разрядности реквизита;

· контроль интервала значений реквизита;

· контроль соответствия списку значений;

· балансовый или расчётный метод контроля количественных значений реквизитов;

· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

 

Описание результатной (выходной) информации:

· перечень результатной информации;

· формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);

· периодичность и сроки представления;

· количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

· перечень пользователей результатной информацией (подразделение и персонал);

· перечень регламентной и запросной информации;

· описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;

· способы контроля результатной информации;

· контроль разрядности;

· контроль интервала значений реквизита;

· контроль соответствия списку значений;

· балансовый или расчётный метод контроля отдельных показателей;

· метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.

Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):

· описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;

· описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;

· требованиями к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах, например по возрастанию значений табельных номеров;

· алгоритм должен учитывать общий и все частные решения задачи.

 

Примечание. При описании алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные при описании исходной и результатной информации; допускается текстовое описание алгоритма. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.

Описание используемой условно-постоянной информации:

· перечень условно постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);

· формы представления;

· описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);

· способы взаимодействия с переменной информацией.

 

Внедрение АИС и АИТ, как показывает опыт, ведёт к качественным переменам в труде пользователей: расширяются их профессиональные знания, приобретаются навыки работы в автоматизированной информационной сфере.

Новая информационная технология может иметь ряд позитивных последствий:

Ø обработка исходных данных и проведение расчётов поручается не имеющим высокой квалификации работникам, а высококвалифицированным специалистам отводится анализ, выбор вариантов расчётов, разработка управленческих решений.

Ø Работа с ПЭВМ приводит к повышению квалификации всех исполнителей и общему, довольно высокому уровню их профессиональной культуры.

Ø Сэкономленное в результате автоматизации расчётов и оформления документов время используется на проведение расчётов в нескольких вариантах, получение альтернативных оценок ситуаций, что необходимо для анализа и принятия обоснованных решений.

 

Было бы неправильно предполагать, что высвобожденное время (за счёт работы на компьютере) должно вести к сокращению численности экономистов, бухгалтеров и других специалистов, так как проведение расчётов является лишь частью основной задачи – принятия необходимого решения. При сокращении времени на проведение расчётов время на анализ и принятие решений увеличивается.

Таким образом, создание АИС и АИТ не столько приводит к высвобождению специалистов, сколько выдвигает к ним новые требования, т.е. позволяет качественно изменить труд.

Наиболее важным требованием к специалистам является умение осуществить постановку задачи, т.е. составить алгоритмы их решения, установить состав информационного наполнения вычислительных процедур для получения исходных результатов, сформулировать требования к методам контроля решаемых задач.

 

2.6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ

 

Постановка задачи пользователем требует от него выполнения комплексов операций в последовательности, определяемой логикой их внутренней взаимосвязи, что отражает технологию этого процесса. Рассмотрим пример постановки задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете».

Комплекс №1 «Организационно экономическая сущность задачи».

В данном комплексе осуществляются операции по определению назначения задачи, её цели, периодичности и сроков выполнения. В этом же комплексе отражаются информационные взаимосвязи подразделений объекта, и при этом обращается внимание на внешние и внутренние связи подразделения, в котором решается задача. Затем раскрывается информационная взаимосвязь входной и выходной информации.

Назначение задачи уточняет область её примененния, что отражается в конкретизации объекта, в котором осуществляется автоматизация информационных процессов. В рассматриваемом примере задача предназначена для торгового предприятия типа супермаркета.

Цель отражает чёткое, но достаточно общее описание результата, который ожидается получить в итоге постановки задачи и её последующей реализации с помощью технических и программных средств. Цель рассматриваемой задачи заключается в своевременном получении информации для принятия решения относительно эффективности торговли и необходимости закупки новой партии товаров.

Периодичность и сроки решения задачи конкретизируют частоту потребности работника управления в информации (например, один раз в год, ежемесячно, по мере необходимости и т.п.). при этом оговариваются дата (число, месяц, год) время дня суток (например, к десяти часам ежедневно). Данная задача решается в реальном времени, при котором обеспечивается доступ к базе данных по мере необходимости.

Информационная взаимосвязь подразделений данного экономического объекта позволяет определить состав взаимосвязанных подразделений объекта и место подразделения, для функционирования которой необходимо решение данной задачи. Пример отражения информационной взаимосвязи подразделений супермаркета и выделение конкретного подразделения (в частности, отдела продаж) приведён на рис. 2.3.

При изучении внешних и внутренних информационных связей подразделений раскрывается его структура и указывается конкретная информация, которая должна поступать на входе данного подразделения и на выходе. Пример отражения внешних и внутренних информационных связей подразделения представлен на рис. 2.4.

Рис. 2.3. Информационная взаимосвязь подразделений супермаркета

 

 

 
 

 

 

 
 

Рис. 2.4. Внешние и внутренние информационные связи отдела продажи

 

Заключительной операцией в этом комплексе является отражение информационной взаимосвязи входной и выходной информации. Операция акцентирует внимание на уровнях детализации и обобщения информации. Пример взаимосвязи информации представлен на рис. 2.5.

       
   
 

Рис. 2.5. Информационная взаимосвязь входной и выходной информации

Комплекс №2 «Описание выходной информации». В данном комплексе осуществляются операции по определению реквизитов выходной информации с отражением контрольного примера, описанию полей (реквизитов) выходного документа.

Определение состава реквизитов выходной информации зависит от поставленной перед задачей цели; состав реквизитов должен быть необходимым и достаточным для организации работы специалиста подразделения.

Последовательность расположения реквизитов определяется правилами распределения реквизитов по частям документа (заголовочной, содержательной, оформительской) и отдельным зонам. Внутри зон реквизиты также располагаются по установленным правилам (удобство работы пользователя, специфика отражения итогов, акцентирование внимания на отдельных реквизитах и т.п.). В результате этой операции создаётся эскиз выходного документа с отображением контрольного примера. В контрольном примере даётся логика расчёта, при этом используются числа, легко подсчитываемые вручную. Выходной документ «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам» представлен в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1.

Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам

на «07» апреля 1998 года

Код   Круппы товара Код   товара Количество товаров – продано, шт. Цена   покупки, руб. Цена   Продажи, руб. Объём реализации Наличие на складе Прибыли   или убыток, руб.
По ценам покупки, руб. По ценам продажи, руб. Количество, шт. По ценам покупки, руб.
                  -5
                   
                   
Итого по группе товаров  

Заключительной операцией этого комплекса является описание полей (реквизитов) выходного документа, или иначе – представление структуры выходного документа. По рассматриваемой задаче структура выходного документа представлена в табл. 2.2. В таблице идентификация отражает короткое, легко запоминающееся название поля в латинском алфавите. Тип данных подчёркивает текстовую или числовую основу данных. В данном примере представлен только числовой тип данных. Разрядность по каждому реквизиту указывается максимальная.

В комплексе 2 при проектировании выходного документа учитывается также влияние программных и технических средств (информационная ёмкость экрана, ширина печатающего устройства, возможность получения нескольких экземпляров и т.п.). В этом же комплексе обобщается специфика выходной информации: рассматриваются состав потребителей информации, способы передачи, объёмно-временные характеристики, особенности контроля данных.

 

Таблица 2.2.

Структура выходного документа

Наименование поля (реквизита) Идентификация Тип данных Количество разрядов
1. Код группы товара GRUP Числовой  
2. Код товара TOV Числовой  
3. Количество товаров – продано, шт. KPROD Числовой  
4. Цена покупки, руб. PGEN Числовой  
5. Цена продажи, руб. PPROD Числовой  
6. Объём реализации по закупочным ценам, руб. VRP Числовой  
7. Объём реализации по ценам продажи, руб. VRPP Числовой  
8. Наличие на складе – количество, шт. KCKL Числовой  
9. Наличие на складе по ценам покупки, руб. SCKL Числовой  
10. Прибыль или убыток, руб. PRIB Числовой  

Данный комплекс конкретизирует ответ на вопрос: «Что требуется получить в результате постановки задачи и её реализации на персональном компьютере?», т.е. уточняет первоначально поставленную цель решения задачи.

Комплекс 3 «Описание входной информации» отвечает на вопрос, на основании какой информации может быть получена выходная информация. Под входной информацией понимается вся информация, необходимая для решения задачи и расположенная на различных носителях: первичных документах, машинных носителях, в памяти персонального компьютера. С этой целью составляется перечень входной информации и состав реквизитов каждого вида входной информации, расположение реквизитов входной информации, описание полей (реквизитов) входных документов.

При определении перечня входной информации описываются вид информации (текущая переменная, нормативно-справочная), источники информации, специфика сбора, хранения информации, способы поступления, а также объёмно-временные характеристики и способы контроля.

Состав реквизитов входной информации зависит от особенностей входной информации. Он должен быть необходимым и достаточным для организации дальнейшей обработки. Расположение реквизитов осуществляется в соответствии с существующими правилами её проектирования. Описание полей (реквизитов) выполняется по отношению ко всем видам входной информации и осуществляется аналогично подобной операции для выходной информации (см. табл. 2.2).

В этом же комплексе обобщаются особенности входной информации, которые конкретизируют вид информации (текущая, нормативно-справочная), источники возникновения информации, специфику её сбора, способы поступления, объёмно-временные характеристики, особенности контроля данных.

Комплекс 4 «Алгоритмы решения задачи» отвечает на вопрос: «Каким образом, т.е. на основе каких алгоритмов расчёта входная информация преобразуется в выходную информацию?» Разработка алгоритмов решения задачи связана с выполнением неформализованного и формализованного моделирования.

При неформализованном моделировании алгоритмы расчётов представляются в описательном виде. Например, в данной задаче «Оперативный анализ прибыли и убытков в супермаркете» используются алгоритмы:

1) Умножение Количества товаровпродано на Цену покупки для получения Объёма реализации по ценам покупки.

2) Умножение Количества товаровпродано на Цену продажи для получения Объёма реализации по ценам продажи.

3) Умножение Количества товаров на складе на Цену покупки для получения Наличия товаров на складе в стоимостном выражении.

4) Вычитание из Объёма реализации по ценам продажи Объёма реализации по ценам покупки и Наличия товара на складе в стоимостном выражении для получения Прибыли (или Убытка) по Коду товара с указанием Кода группы товара.

5) Суммирование Прибыли и Убытков по Коду товара внутри Кода группы товара с целью получения Прибыли (или Убытка) по Коду группы товара.

Результат взаимодействия показателей по изложенным алгоритмам желательно отразить в виде неформализованной модели, которая может быть представлена как схема взаимодействия различных показателей по их наименованиям или идентификаторам.

Формализованное моделирование осуществляется по определённым правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.