Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя






 

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий. Организация и реализация управленческих функ­ций требует радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компью­теры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наи­более эффективных экономических решений.

Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрали­зацией применения средств вычислительной техники и совер­шенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационно - программно-технических ресур­сов, обеспечивающую конечному пользователю обработку ионных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработ­ке информации возлагаются на вычислительную технику, а эко­номист выполняет часть ручных операций и операций, требую­щих творческого подхода при подготовке управленческих реше­ний. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изме­нения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих за­дач и анализа функций управления.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсифика­ции управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслужи­вание. Хотя эта функция в той или иной степени присуща лю­бому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ яв­ляются главным инструментом общения человека с вычисли­тельными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станции в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную об­работку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользова­теля.

В условиях реализации управленческого процесса целью внедрения АРМ является усиление интеграции управленче­ских функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункцио­нальном режиме.

АРМ выполняют децентрализованную одновременную обра­ботку экономической информации на рабочих местах исполни­телей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, — наи­более простой и распространенный вариант автоматизирован­ного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному ра­ботнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразо­ванию информации.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспе­чивает:

• простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

• простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

• компактность размещения и невысокие требования к усло­виям эксплуатации;

• высокую надежность и живучесть;

• сравнительно простую организацию технического обслу­живания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функцио­нирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресур­сы между несколькими пользователями.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ под­ключаются по каналам связи к главнойЭВМ, при этом каж­дая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминаль­ное устройство.

В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным инфор­мационно-поисковым системам, базам данных и знаний, биб­лиотечным системам и т.п.).

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проек­тирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи инфор­мации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфей­сам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставлен­ными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении орга­низации информационного, технического, программного обес­печения.

Информационное обеспечениеАРМ ориентируется на кон­кретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуриза­цию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать вы­сокую надежность технических средств, организацию удоб­ных для пользователя режимов работы (автономный, с рас­пределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время не­обходимый объем данных. Поскольку АРМ является индиви­дуальным пользовательским средством, оно должно обеспе­чивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специа­лизацией. Пользователь со стороны программной среды дол­жен ощущать постоянную поддержку своего желания рабо­тать в любом режиме активно либо пассивно. Приоритет пользователя при работе с техникой несомненен. Поэтому при их взаимодействии предусматривается максимальное обеспечение удобств работы человека за счет совершенство­вания программных средств.

Рассмотрим в качестве примера информационные и про­граммно-технологические возможности АРМ «Управление ценными бумагам» в одном из коммерческих банков.

АРМ «Управление ценными бумагами» позволяет решать следующие основные задачи:

• ведение реестра акционеров;

• регистрация операций по акциям;

• начисление дивидендов;

• формирование отчетов;

• выполнение аналитических расчетов и др. КомпонентамиАРМ «Управление ценными бумагами» яв­ляются:

• интегрированная база данных;

• совокупность расчетных алгоритмов, обеспечивающих об­работку информации и отображение результатов;

• встроенная справочная система;

• текстовый редактор и калькулятор.


АРМ предназначено для комплексной автоматизации опера­ций, связанных с первичным размещением и вторичным обра­щением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой ин­тегрированной нормативно-справочной базой данных и реали­зуемым комплексом расчетных задач.

Минимальная конфигурация АРМ включает персональный компьютер типа 1ВМ РС и стандартный принтер. Требуемый объем оперативной памяти — 510 Кбайт. Для хранения инфор­мации об одном акционере используется в среднем 1 Кбайт па­мяти на внешнем носителе. Проведение расчетов и работы с данными требует не менее 1 Мбайта памяти.

Интегрированная база данных содержит оперативную и нормативно-справочную информацию. Для управления ведени­ем расчетных функций, занесения и корректировки данных в системе используется развитый многоуровневый интерфейс. Встроенная справочная система позволяет специалисту при ра­боте с программой получать необходимую консультацию без вы­хода из системы.

Работа пользователя с АРМ реализуется через меню. Главное меню представляет собой иерархическую диалоговую схему дос­тупа к функциям системы. К пунктам этого меню относятся ре­естр акционеров, транзакции (акты купли-продажи акций), ди­виденды, настройка системы, аналитические расчеты, сервис­ные функции.

Нормативно-справочная информация включает в себя таблицу налогов (по субъектам налогообложения), классифи­катор акционеров и др. Классификатор акционеров содержит признаки для группировки и выбора данных об акционерах при подготовке выходных форм. Информация, поступающая от пользователя в систему во время диалога, по содержанию является либо командами выполнения тех или иных опера­ций, либо данными. Команды реализуются с помощью мно­гоуровневого меню, которое объединяет множество доступ­ных пользователю действий в подгруппы, группы и т.д. Их совокупность отражает принятую в системе логику поиска и работы. Данные — это информация числового или текстового характера, помещаемая в базу данных. Занесение данных ве­дется с использованием экранных форм.

Основные функции АРМ выполняются после настройки системы. В процессе настройки устанавливаются значения реквизитов акционерного общества, выпуска акции и прав доступа. Выбор того или иного меню предназначен для ввода и модификации данных о владельцах акций, их адресах, но­мерах личных счетов, контроля счетов-депо, формирования и печати сертификатов и т.п. Система позволяет получать вы­писки со счетов акционеров, формировать и готовить свод­ные документы о движении акций за любой период (список акционеров, список для голосования, распределение акций, движение по счету, первичное размещение акций).

Система выполняет аналитические расчеты по группам дан­ных: реестр, транзакции, дивиденды. Расчеты могут выполнять­ся в разрезах различных классификационных признаков: по ти­пам акций и акционеров, по отчетным периодам. Результаты расчетов представляются в графическом виде.

В последнее время наметилась тенденция к созданию унифицированных АРМ, обслуживающих несколько пред­метных областей. Например, комплекс АРМ-аналитик, соз­данный на базе АРМ-статистика, значительно расширяет возможности последнего и в максимальной степени отвечает требованиям зарождающихся в условиях рынка производст­венных, научных и коммерческих структур. АРМ-аналитик позволяет осуществлять решение обширного комплекса функциональных задач.

Комплекс «Экспресс-анализ при заключении договоров, за­казов, контрактов» обеспечивает процесс управления аналити­ческой информацией о себестоимости, цене, возможных объемах производства отдельных видов продукции.

Комплексы «Анализ формирования, распределения и ис­пользования прибыли», «Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия», «Анализ труда, оплаты и социального развития», «Анализ выполнения госзаказов и хо­зяйственных договоров» соответствуют структуре действующего законодательства о предприятии. Причем, чтобы АРМ-аналитик мог использоваться для предприятий, работающих по различ­ным моделям, в него введены все действующие схемы форми­рования дохода.

Программное обеспечение комплекса «Анализ внешнеторговой деятельности» позволяет анализировать валютные затраты, их эффективность и расчеты с государством.

Комплексы «Анализ и прогнозирование динамических ря­дов», «Корреляционно-регрессионный анализ», «Выборочный метод» дают возможность автоматизировано осуществлять со­циально-экономический анализ с использованием статистиче­ских методов.

Комплекс «Сервисные программы» позволяет получать об­работанную информацию в виде графиков и схем, редактиро­вать входную информацию, корректировать хранящиеся в фай­лах АРМ данные.

АРМ-аналитик представляет собой многорежимный и мно­гоцелевой комплекс, в котором нашли отражение и развитие интеграционные, аналитические и информационные процессы. В нем сочетается социально-экономический и статистический анализ, реализована обработка оперативной, бухгалтерской и статистической информации.

Все функциональные режимы обработки информации могут технологически осуществляться в АРМ-аналитик на основе цен­трализованного и децентрализованного информационного обес­печения.

АРМ-аналитик является универсальным средством автомати­зации решения задач многоуровневого анализа деятельности предприятий и фирм, которое при наличии развитого набора пакетов прикладных программ (ППП) легко адаптируется к ре­шению более сложных в математическом понимании задач.

Из главы следует запомнить

Рыночные отношения предъявляют повышенные требова­ния к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая финансо­во-кредитная, инвестиционная деятельность.

• Важнейшей составляющей управленческой информации является информация экономическая. Свойства экономической информации предопределяют научно-техническую необходи­мость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передаче и обработке.

• Структура экономической информации сложна и включает такие информационные совокупности, как реквизиты, показа­тели, документы.

• Любой системе управления экономическим объектом соот­ветствует своя экономическая информационная система. Со­временный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, про­граммных средств в различных информационных системах эко­номических объектов.

• Автоматизированные информационные системы разнооб­разны и могут быть классифицированы по ряду признаков: по сфере функционирования объекта управления, по виду управ­ляемого процесса, по уровню в системе государственного управления.

• Главной задачей современных информационных техноло­гий организационного управления является своевременное пре­доставление достоверной, в необходимом количестве информа­ции специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений. Автоматизированная информацион­ная технология представляет собой совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и об­работки информации на основе применения средств вычисли­тельной техники и связи.

• Автоматизированные информационные технологии могут быть классифицированы: по способу построения сети ЭВМ, по виду обрабатываемой информации, по отношению к предмет­ной области, по типу пользовательского интерфейса, по области управления социально-экономическими процессами.

• Автоматизированное рабочее место специалиста — это ин­струмент рационализации и интенсификации управленческой деятельности. АРМ имеют проблемно-профессиональную ори­ентацию на конкретную предметную область и представляют собой средство общения специалиста с автоматизированными информационными системами.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите наиболее актуальные проблемы инфор­матизации общества в РФ.

2. Охарактеризуйте особенности экономической информации.

3. Какова структура экономической информации? Что такое реквизит, показатель, документ?

4. Дайте определение системы и определите ее ос­новные свойства.

5. Что понимается под системой управления эконо­мическим объектом?

6. Классифицируйте автоматизированные информа­ционные системы.

7. Дайте понятие автоматизированной информаци­онной технологии и определите ее задачи.

8. Назовите важнейшие классификационные при­знаки АИТ.

9. Дайте определение автоматизированного рабочего

места специалиста (АРМ).

10. Каковы роль и место АРМ в автоматизированной информационной технологии?

 

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

• Структурная и функциональная организация АИС и АИТ

• Системотехнические и методические основы создания ав­томатизированных информационных систем и технологий

• Содержание и последовательность выполнения проектиро­вочных работ, обеспечивающих создание АИС и АИТ

• Содержание и наиболее часто применяемые методы ведения проектировочных работ

• Степень участия пользователей в создании и функциониро­вании АИС и АИТ

• Методика постановки задач для перевода их решения на но­вую информационную технологию






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.