Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель, не навреди!






ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

О.Нарпва, уытень Поспшшжкой средней шкапы №2, Алтайский край


Учитель, не навреди!

Тревожность и страх на уроках слу­жат помехой развитии мотивации. Иногда учителя провоцируют страх и тревогу, запугивая последствиями и создавая атмосферу постоянной угро­зы наказания или унижения. Вам на­верняка приходилось слышать такие высказывания педагогов: «Пусть уче­ники меня ненавидят, но мой предмет они знать будут!» Страх заставляет уче­ника выполнять действия, но при этом
вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями и как результат - снижается мотива­ция в целом.

Психологами установлено, что ин­формация, связанная с негативными эмоциями, непреднамеренно забы­вается, поэтому учебный материал, рассказанный нелюбимым учителем, ученики не запоминают. Некоторые из них испытывают сильную тревогу даже при доброжелательном и неугрожаюшем поведении учителя. Во время контрольной эти ученики делают в три раза больше ошибок и тратят в два раза больше времени на решение каждой задачи, чем их одноклассники.

Призываю всех педагогов обратить пристальное внимание на уровень тревожности, связанной со школой, особенно у детей младшего и среднего возраста. Оценить уровень и характер тревожности вы можете с помощью теста Филлипса,

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками или быть предложены в письменном виде. На каждый вопрос требуется однознач­но ответить «да» или «нет».

Инструкция. Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том. как вы себя чувс­твуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху напиши­те свои имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ < •+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны.

ТЕСТ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ (ПО ФИЛЛИПСУ)

 

1. Трудно ли тебе держаться на од­ном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учительговорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не зна­ешь урок?

5. Случалось ли. что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял, тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, покаты не поймешь, что он говорил?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе иди выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты молчишь, отвечая урок, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в
разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Боишься ли ты, что тебя оставят на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что
тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощу­щение, что никто из твоих одноклас­сников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем. как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родите­ли?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклас­сников?

21. Выполнив задание, беспоко­ишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ля ты мечтаешь о том, что­ бы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами всту­пать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сер­дце начинает сильно биться, когда учитель вызывает тебя к доске?

29. Когда ты получаешь хорошие от­метки, говорит ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием1?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят о том. что тебя задева­ет?

32. Как ты думаешь, теряют ли рас­положение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинс­тво твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в ор­ганизации вечеров, как мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься так же хорошо, как и твои одноклас­сники?

40. Часто ли ты задумываешься, от­вечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли, на твой взгляд, способные ученики в классе какими-то
особыми правами?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один учите­лем?

45. Высмеивают временами твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься ся о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли. что вот- вот расплачешься?

48. Когда вечером: ты лежишь в постели, думаешь ли временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, ког­да ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начина­ешь нервничать, когда учитель говорит, что 52. собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что со­бирается дать классу задание, чувству­ешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет матери­ал, кажется ли тебе, что твои одноклас­сники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверенную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли, что делаешь это пло­хо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь у доски перед всем классом?

 


При обработке результатов выде­ляют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». От­веты, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по все­му тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой сте­пени тревожности:

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выде­ляемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом слу­чае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

В достижении успеха выпускникам может помешать страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, если школа не искоренила эти страхи

 

 

Фактор Номера вопросов
общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22
Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11
Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13
Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6
Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26, Е=6
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 Е=5
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28 Е=5
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е=8

Ключ к вопросам

«*» — да (11. 20, 2?, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44)

«-» — нет (1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 31. 32, 33, 34, 37. 40, 42, 45, 46,

47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58)

 



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.