Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы сообщений. 1. Социальная природа сознания (Ильенков Э.В






1. Социальная природа сознания (Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопр. философии. 1968. № 11; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991).

2. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса (Вопр. философии. 1968. № 6).

3. Роль продуктивного воображения (по работам Б.П. Бородая).

4. И. Солоневич о духе народа (Наш современник. 1990. № 5.).

5. Сублимация подсознания (по работам Б.П. Вышеславцева).

6. Душевное и духовное (по работам И. А. Ильина).

7. Ю. М. Бородай о генезисе человеческой психики.

 

Тема 18. Научно-теоретическое освоение реальности

1. Мышление, его генезис из орудийной деятельности и общения, его свойства и функции.

2. Что значит мыслить предмет? Логические категории как способы мышления, их происхождение и функции.

3. Логические категории: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность; детерминизм и самодетерминация; всеобщее, особенное и единичное; цель, средства, результат.

4. Диалектика как учение о развитии и метод мышления. Противоречие как взаимодействие противоположностей и источник развития. Принципы диалектического мышления и его социальное основание.

5. Чувственный образ и понятие. Абстрактное и конкретное в мышлении. Восхождение от чувственно-конкретного к абстрактно-всеобщему и к мыслено-конкретному как закон в развитии мышления.

6. Познавательный образ, его объективное содержание и субъективная форма. Истина и заблуждение. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм диалектика на пути познания истины. Критерии истины.

7. Наука как специализированное мышление и социальный институт. Особенности научного метода понимания реальности. Функции и пределы компетенции науки. Типы рациональности в науке. Наука и техника.

8. Эмпирический, теоретический, методологический уровни науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их особенности, цели и методы.

9. Развитие научного знания: факты, проблема, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

 

Тест по теме «Научно-теоретическое освоение реальности».

Литература

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Ч. 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург, 2008.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.Ч. 2. Объективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург, 2008.

Гончаров С.З. Творческое мысль: истоки, эвристика и значение в образовании // Образование и наука //Известия УрО РАО. 2006. № 2 (38). Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 212-345.

История марксистской диалектики. М., 1971.

Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д. 1992.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопр. философии. 1993.

№ 2.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Лобанов Г.В. Так что же есть истина? // Филос. науки. 1991. № 6.

Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. Екатеринбург, 1996.

Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. Гл. 10-19.

Степин В. С. Теоретическое знание М., 2000.

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.