Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.






Проблема изучения самостоятельности, как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов, эффективных путей развития этого качества – одна из центральных в психолого-педагогической науке (Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцев, П.И. Пидкасистый, К.К.Платонов, З.Ф.Понаморева, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, и т.д.).

В настоящее время актуальность этой проблемы обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. В психологических исследованиях вопросы самостоятельности рассматриваются в русле кардинальных проблем развития личности ее самосознания, активности и деятельности.

Самостоятельность определяется как важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в жизнедеятельности, характеризующее способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность

Самостоятельность рассматривается как интегративное качество - сплав ума, эмоций и воли.

Самостоятельность – постоянно развивающее личностное качество, основа которого закладывается в детстве. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М.Аксарина, Б.Г.Ананьев, Р.С.Буре, М.И.Лисина и др.). Подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится к некоторой независимости от взрослого в повседневной и практической деятельности. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста и дальнейшее развитие данного качества связано с развитием основных видов деятельности: игры (К.Бондаренко, А.И.Матусик, Н.Я.Михайленко), бытового труда (Н.Година, М.В. Крулехт, В.И.Логинова, Д.В.Сергеева), конструирования (А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонова, Г.В.Урадовских), художественной (Н.А.Ветлугина, Д.И.Воробьева, Т.С.Комарова) и учебной деятельности (Р.С.Буре, А.П.Усова, О.А.Онищенко). Каждый вид деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности.

Показатели самостоятельности старших дошкольников: стремление к решению задач без помощи взрослых; умение поставить цель деятельности; осуществить элементарное планирование; реализовать задуманное, получить результат; способность к проявлению инициативы и творчества.

Вместе с тем данные научных исследований (Т.И.Бабаева) показывают, что значительное число детей старшего дошкольного возраста не достигают высоких уровней самостоятельности. Диапазон колеблется от18 до 40% детей. В дальнейшем эти дети неизбежно столкнутся с трудностями в учебе. Наблюдается недооценка воспитателями значения самостоятельности для развития детей.

В условиях правильной организации детской деятельности самостоятельность дошкольника развивается от репродуктивной к самостоятельности с элементами поисковой деятельности и творчества.

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова. Д.В.Сергеева, М.В.Крулехт). Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми несложных обязанностей по обслуживанию себя, близких людей. Уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта в трудовой деятельности, возможности проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность разворачивается от репродуктивной к творческой при повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки. Развитие самостоятельности зависит от позиции взрослых.

По данной проблеме М.В. Крулехт проведено исследование в рамках концепции программы «Детство». Результаты полученные М.В.Крулех на диагностическом на этапе показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на низких уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера. основой эксперимента послужило рассмотрение самостоятельности в русле концепции целостного развития личности, самостоятельность выступала как стержневое личностное качество, объединяющее интеллектуальную, нравствен - волевую, и эмоциональную сферы личности. Личность выступает как сложное многоуровневое образование, формирующееся в процессе социализации, в ходе активной деятельности.

Экспериментальная работа проходила в ДОУ С.-Петербурга, Таллина. В основу методики положена идея взаимосвязи средств трудового воспитания. Направленность методики на развитие самостоятельности находит выражение в постановке ребенка в позицию субъекта труда. Методика – приготовления пищи включала три этапа.

Первый этап – формирование системных знаний о труде повара. Цель данного этапа – раскрыть детям направленность трудовых процессов, познакомить с их структурой, способами осуществления, вызвать желание научиться готовить. Были организованы экскурсии, беседы, для закрепления знаний использовались игровые упражнения и моделирование. устойчивый интерес к тому как взрослые готовят пищу послужил показателем для перехода на второй этап.

Второй этап – обучение целостным трудовым процессам приготовления простейших блюд (печенье, винегрет, бутерброды) и использованием моделей рецепторов. Цель – сформировать общетрудовые и специальные умения необходимые для элементарного включения ребенка как субъекта труда в процесс совместного со взрослым приготовления пищи. Особое внимание уделено гигиеническим требованиям и кулинарным правилам безопасности. Проводились специальные занятия, широко использовались модели (лесенка последовательности труда).

Третий этап самостоятельная трудовая деятельность детей по приготовлению простейших блюд. Дети осваивали новые процессы путем переноса своего кулинарного опыта, сами моделировали процесс, выполняли домашние задания. Высокая вариативность моделей и богатое содержание повседневной трудовой деятельности по приготовлению пищи позволили каждому ребенку проявит индивидуальность, самостоятельность, получить положительные эмоции. уровень самостоятельности во многом обуславливался тем, что воспитателю удалось организовать развивающую среду (уголок кухни).

Контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: ее низкие уровни исчезли полностью, появился уровень творческой самостоятельности.

Исследовательская работа показывает, что самостоятельность ребенка в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми обобщенных способов действий при использовании методики обучения, базирующейся на принципах субъект-субъектного педагогического взаимодействия, а также сотрудничеством ДОУ и семьи в воспитании самостоятельности ребенка.

 

Литература.

Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей /РГПУ им. А.И.Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб., 2000.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.