Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воля. Волевые качества характера.






В словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели.

Психология. Воля одно из самых сложных явлений в психологии.

Воля высший уровень регуляции поведения человека. Волевой поведение называется произвольным, потому что человек может им управлять по своему желанию.

Воля это благодаря чему человек способен ставить цели, достигать их, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия.

Волевой акт - многоступенчатый включает потребность желание, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способов реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями желаниями, которые становятся осознанными целями поведения.

Основные признаки волевого поведения:

контролируется человеком, является целенаправленным, связано с принятием решения, соотносится с борьбой равносильных мотивов, предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Волевые качества личности – сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолений препятствий на жизненном пути.

Их можно и определить как свойства характера человека, в которых проявляется воля.

К ним относятся. Целеустремленност ь – сознательная и активная направленность личности на результат. Инициативность – активная направленность личности на совершение действия. Любой волевой акт начинается с инициативности. Самостоятельность – сознательная и активная установка личности не подаваться влиянию различных факторов, действовать на основе собственных взглядов и убеждений.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые обоснованные и твердые решения. Настойчивость – мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями с целью достижения конкретного результата. организованность – способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности. Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованиям.

Как развиваются волевые качества? Как развивается воля в целом?

Ответить однозначно не удается, трудности в изучении воли.

Можно предполагать, что начало в формировании воли начинается тогда, когда появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий.

Первые наблюдаемые признаки волевого поведения, относящиеся к 2-3 году жизни, и свидетельствует о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества.

Вторичные волевые качества – произвольность, волевое поведение приобретает сознательный характер(5-6л.) У многих детей в доступных видах деятельность(игра, общение, труд) начинает проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность.

Воля, волевые качества не даются человеком от рождения в готовом виде, а формируются. Большое значение имеет дошкольное детство. Волевые качества формируются под воздействием среды и воспитания (спонтанно развивается, только с 7-8 лет произвольно, до этого поведение импульсивно, непроизвольно). Воля детерминирована теми условиями, в которых живет ребенок. Развитие от простейших движений до морально мотивированных функций. Под влиянием сов. ВНД и внешних воздействий.

Вол действия – целенаправленно, сознательно регулирующие акты.

В формировании вол действия 2 этапа 1.Подготовительный 2. Этап практического осуществления принятого решения.

На первом этапе – осознание цели, придумывание способа, составление плана выполнения. Это предварительная внутренняя работа – принятие решения

2 реализуется решение, преодоление препятствий. В дошкольном возрасте только начинаются складываться эти этапы.Педагогические исследования: ранний возраст – Щелованов, Аксарина, Фигурин, Денисова, Кистяковская. Дошкольный – Суровцева, Неверович, Непомнящая, Катырло, Буре, Саморукова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.