Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативно-тактическая характеристика объектов.






Объекты металлургии и машиностроения имеют разнообразные цеха, объединенные в основные группы:

- заготовительные;

- обрабатывающие;

- сборочные;

- вспомогательные;

- обслуживающие.

В зависимости от полноты производственного цикла и объема производства в состав завода могут входить и другие цеха.

Территория предприятия подразделяется на основные зоны:

- производственную;

- складскую;

- энергетических сооружений;

- производственные площадки.

Современные предприятия занимают большие площади. Для прогнозирования возможной обстановки остановимся на характеристике тех цехов, которые в случае возникновения пожаров повлекут за собой прекращения выпуска основной продукции:

- литейные;

- кузнечно-прессовые;

- механические;

- термические;

- сборочные.

Металлургические и машиностроительные предприятия сложные по своей технологической схеме и занимают обширные площади. На современном заводе насчитывается до ста производственных зданий.

Большинство зданий имеют значительные размеры (длинна-2000м, ширина-400м, высота-30м). Цеха оборудованы мостовыми кранами или подвесным транспортом большой грузоподъемности.

Каркас зданий стальной с облегченными конструкциями стен и покрытий на основе стального профилированного листа с утеплителем.

Многоэтажные здания устраивают для размещения отдельных производств с вертикальным технологическим процессом или для изготовления мелких трудоемких изделий. В таких зданиях размещают лаборатории и конструкторские бюро, вспомогательные и административные помещения. Наибольшее применение имеют здания 3-5 этажные. Эти здания выполняют по схеме с полным каркасом, основными частями которого являются колонны и ригели.

Наиболее сложные пожары могут в цехах, имеющих разветвленную сеть подземных сооружений в виде маслотуннелей и маслоподвалов, кабельных туннелей и электроподвалов машинных залов, размерами до 10тыс.м2 при высоте помещений 4-5м и более.

Маслоподвалы имеют длину до100м, ширину до 10м и высоту до 7м и не имеют оконных проемов. Вход в маслоподвалы осуществляется через цеха. Масло в подвалах хранится в емкостях по 40-50м3 с общей массой масла 100-150 тонн и более.

Горючая загрузка (в виде масла) колеблется в пределах 300-700 кг/м2.От маслоподвалов ответвляются один или несколько туннелей, в которых располагают маслопроводы или электрокабели.

Горючая загрузка кабельных туннелей составляет 100кг на 1 метр длины туннеля. Перегородки туннелей с металлическими дверьми (предел огнестойкости 15-20мин.) не выполняют роль противопожарных преград.

Промышленные здания насыщены станочным и другим оборудованием, создающим определенную горючую нагрузку помещений. В каждом станке содержится определенное количество масла для смазки гидропривода, зажимных приспособлений. Значительное +количество горючих жидкостей применяют в процессах тонкой шлифовки, на испытательных стендах, в прессовом оборудовании, в термических цехах закалочных ванн и баков, а также в качестве горючего для пламенных печей.

Современные предприятия имеют много конвейерных и поточных автоматических линий.

В цехах имеются мостовые краны, тяжелое оборудование, расположенные в одноэтажных зданиях. Цеха, не имеющие крупногабаритного и тяжелого оборудования иногда размещаются в многоэтажных зданиях. В помещениях цехов имеются покрасочные участки с применением нитрокрасок и эмалей, упаковки и консервации деталей, кладовые с дорогостоящими комплектующими. Одни цеха блокируются с другими, а также с подсобными складскими, вспомогательными помещениями, что увеличивает вероятность возникновения и перехода огня, особенно по конвейерам и автоматическим линиям.

Наибольшую опасность возникновения пожара представляют окрасочные и сборочные цеха. Наиболее распространен метод покраски с воздушным распылением.

В состав окрасочных цехов входят производственные отделения или участки:

- подготовки поверхностей под окраску;

- грунтование;

- сушка и отделка окрашенных поверхностей;

- краскоприготовительные или краскораздаточные кладовые;

- кладовые химикатов и лакокрасочных материалов.

Окрасочные участки могут размещаться в одном здании с другими производствами и могут быть в многоэтажных зданиях на верхних этажах. Лакокрасочные материалы доставляются транспортом, а при большом употреблении (200 - 250кг в смену) по трубам, прокладываемым в каналах ниже уровня пола. В цехах окрашиваются вагоны, автобусы, автомобили, трактора, станки и т.п. Окраска может быть при движении изделия или в неподвижном состоянии. При покраске пульверизатором значительное количество паров растворителей (бензола, сложных эфиров, спиртов и др.), поступает в окружающую среду, кроме того в цехах имеется запас растворителей и красок, все это создает возможность возникновения и распространения пожара в окрасочных цехах.

Горючая загрузка в металлургических и машиностроительных цехах складывается:

- горючие конструкции покрытий;

- масло для гидроприводов, зажимных приспособлений;

- смазка станков;

- смазка поточных линий в прессовом оборудовании;

- испытательные стенды термических цехов;

- топливо для пламенных печей (газ, жидкость).

Значительная горючая загрузка может быть в сборочных, механосборочных и механических цехах. Эти цеха насыщены оборудованием (верстаки, столы, сборочные автоматы, стенды, рельсовые и безрельсовые тележки, конвейеры, автоматические и полуавтоматические станки и линии), что препятствует действиям личного состава при тушении пожаров. В период сборки машин и агрегатов на конвейерах, сборочных столах может находиться много горючих материалов.

В механических цехах имеются кладовые масел, которые применяют для смазки станков. Осложняют обстановку в этих цехах конвейеры и транспортеры. Оборудование находится под высоким напряжением, в цехах имеются кабельные туннели и маслоподвалы.

Горячие цеха (кузнечные, кузнечно-прессовые, термические и литейные) имеют определенную опасность возникновения и распространения пожара. Общим для этих цехов является:

- нагрев металла или изделий из него до высоких температур в нагревательных или плавильных печах. Горючая загрузка в таких цехах составляет 24-28кг/м2.

Механические цеха не имеющие тяжелого и крупно-габаритного оборудования, а также мостовых кранов, иногда размещаются в многоэтажных зданиях.

Много горючих жидкостей применяется в прессовом оборудовании, в закалочных ваннах, а также в качестве топлива (ЛВЖ, ГЖ и газы) для пламенных печей.

 

2. РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ.

Пожары на данных предприятиях чаще всего возникают в подвальных помещениях машинных залов, кабельных помещениях, маслоподвалах, на горючих покрытиях.

При пожаре в маслоподвале создается сложная обстановка. Гореть может разлившееся масло, которое может непрерывно пополняться при истечении его через фланцевые соединения, трещины и отверстия, образовавшиеся при аварии. По мере распространения пожара возможна деформация и разрушение масляных баков, что приведет к еще большему увеличению площади пожара.

Из-за отсутствия в маслоподвале окон при горении быстро повышается температура и происходит плотное задымление. Дым через дверные проемы и лестничные клетки распространяется в цех, в результате чего очень трудно подойти к подвалу и ввести в него силы и средства тушения.

Пожар через дверные проемы и отверстия в местах прохождения маслопроводов и электрокабелей может также распространяться в маслотуннели и кабельные туннели. Не исключено распространение пожара и по дренажной системе.

Наличие пожароопасных участков во многих случаях приводит к тому, что возникший в цехе пожар уже через 10-15 минут, а на покрасочных участках еще быстрее приобретает значительные размеры.

Распространению пожара в окрасочных цехах способствует запас растворителей, лаков, красок и их паров в воздухе, наличие сухих пленок нитрокраски и лаков на поверхности пола и стенах вблизи рабочего места, а также на внутренних поверхностях воздуховодов, вытяжной вентиляции. Распространению пожара способствуют конвейеры и транспортеры.

При пожарах на металлургических предприятиях возможно:

- быстрое распространение огня в маслопроводах, кабельных туннелях и этажах, транспортерных галереях, на покрытиях большой площади и в системах гидравлики под высоким давлением;

- возникновение и распространение пожара ниже уровня земли и на большой высоте;

- плотное задымление больших объемов, распространяющееся на значительное расстояние от очага горения;

- разливы расплавленного металла и шлака;

- факельное горение газов и жидкостей, находящихся в аппаратах и трубопроводах под давлением;

- загазованность территории аммиаком, коксовым, доменным и другими газами, взрывы газа и сажи.

 

3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

В ходе разведки РТП должен установить:

- место сосредоточения огнеопасных веществ и материалов;

- тип покрытия или перекрытий;

- наличие и расположение вентиляционных устройств, шахт, проемов и отверстий в стенах и перекрытиях, возможность распространения огня по ним;

- возможность остановки технологического оборудования и отключения электроэнергии;

- возможность и необходимость прекращения подачи масла в гидросистемы, ЛВЖ и ГЖ в качестве добавок в шихту и на трактах углеподачи;

- возможность распространения огня в перегрузочных узлах, транспортерных галереях, в маслоподвалах и кабельных туннелях.

- необходимость и последовательность эвакуации производственного сырья, готовых изделий и оборудования.

В начальный момент тушения пожара внутри цехов можно встретиться с сильным задымлением всего помещения, поэтому необходимо вскрыть верхние части окон или световые фонари для выпуска дыма - это делают при наличии стволов.

Тушение пожаров имеет свои особенности в зависимости от технологического процесса и вида горючей загрузки.

В зданиях с негорючими покрытиями первые стволы подаются внутрь горящего цеха, обеспечивая ликвидацию очагов горения; защиту участков, на которых имеется скопление ЛВЖ и ГЖ; немедленное охлаждение металлических конструкций и ценного оборудования.

Если в горящем цехе производится электронагрев металла или изделий из него, необходимо выключить электропечи.

При работе печи на жидком топливе или газе надо прекратить их подачу, опорожнить расходный бак с ГЖ через сливную аварийную трубу, а при ее отсутствии предусмотреть защиту бака пенными или водяными струями. Защищать газопроводы от воздействия огня или лучистой энергии путем их охлаждения.

При пожаре в термических и кузнечно-прессовых цехах следует постоянно пользоваться консультациями обслуживающего персонала, перед введением водяных стволов необходимо дать указание ствольщикам, куда нельзя направлять струи, чтобы исключить возможность деформации оборудования в результате его быстрого охлаждения.

Нельзя допускать попадания воды в селитренные ванны, чтобы избежать выбросов расплавленной селитры.

Тушить горящее масло в закалочных ваннах пеной средней кратности или накрыванием их специальными крышками. Попадание воды на раскаленный металл и масло вызовет выброс расплавленной массы.

При тушении пожаров в цехах холодной обработки металлов:

- необходимо защищать от огня промывочные ванны, емкости с ЛВЖ и ГЖ, хранящиеся в отдельных помещениях;

- -прекратить работу вытяжной вентиляции и вести наблюдение за воздуховодом;

- при угрозе от огня промывочным ваннам, закрыть их крышками или слить жидкость.

При пожарах в сборочных цехах:

- организовать защиту от огня оборудование пенными или водяными стволами;

- под защитой стволов производить эвакуацию техники, агрегатов и оборудования, привлекая для этого рабочих и служащих.

При пожарах в окрасочных цехах:

- выключить вентиляцию;

- перекрыть задвижками воздуховоды;

- тушить пеной и распыленной водой;

- не допускать распространение огня в смежные помещения, вытяжные шкафы.

При пожарах в маслоподвалах:

- включить стационарные установки пожаротушения (при их наличии).

При тушении передвижными средствами необходимо:

- учитывать особенности планировки и расположения подвалов;

- проверить, закрыты ли двери со стороны туннелей;

- отключена ли вентиляция, электросиловая и осветительная линии;

- у входа в маслоподвал установить пост безопасности и только после этого начинать продвижение в маслоподвал, при этом должно быть не менее одного звена ГДЗС в резерве;

- на основных путях продвижения прокладываются канаты для ориентировки, концы которых надежно закрепляются за прочные негорючие конструкции.

 

Тема 1.30. Тушение пожаров газовых и нефтяных фонтанов и ликвидация последствий ЧС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.