Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Министерство образования и науки Республики Казахстан Таразский государственный университет им

Министерство образования и науки Республики Казахстан Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати

Кафедра дизайна и технология легкой промышленности

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

К выполнению практических работ

По «Выполнению композиции в материале» для студентов спец. 050421 – Дизайн

 

Тараз 2008

Составили: Никитюк Е.А. – ст.преподаватель, магистр

 

Методические указания к практическим работам

г. Тараз ТарГУ имени М.Х.Дулати 2008 год.

 

Рекомендуется заседанием кафедры ДиТЛП к использованию в учебном процессе

 

Протокол № ____ от ______ 2008г.

 

Зав.каф. ДиТЛП _________________ Б.М.Уалиев

 

 

Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати

Введение

 

Современные экономические условия изменили функции дизайнера, работающего в отраслях легкой промышленности. Если раньше ассортимент предприятия планировался в обязательном порядке министерством, то в настоящее время от специалиста требуется умение анализировать конъектуру рынка, характеристики потребителя и мобильно формировать предложения в виде готовой продукции.

Конкурентоспособность предприятия в современных экономических условиях во многом определяется двумя факторами:

- оригинальность художественно-конструкторского решения;

- своевременность поступления продукции на рынок потребительских товаров.

Костюм – сложный объект технического и художественного творчества инженера-дизайнера. В силу своей дуалистической природы, костюм и одежда, как его составная часть, являются предметом декоративно-прикладного искусства и объекта массового промышленного производства.

В области различных искусств, результат творчества – это произведение искусств, формирующие эстетический образ личности и среду обитания.

Рентабельность предприятия во многом зависит от того, насколько оригинальна продукция по своему художественному и конструктивному решению. Продуктивность деятельности дизайнера предприятия, т.е. быстрая и плодотворная генерация идей, позволяет обеспечить своевременный отклик на изменение спроса и моды.

Стремление повысить эффективность творческого труда (особенно в связи с обострившейся конкуренции на рынке потребительских товаров) породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых решений, активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.

В настоящее время сформировалась такая система знаний о техническом творчестве и его методах, которую уверенно можно назвать наукой. Определилась терминология, некоторые основные понятия методологии творчества.

Современные методы активизации творческого мышления основываются на достижениях многих наук, но фундаментом их являются материалистическая диалектика и системный подход. С этих позиций можно рассмотреть обобщенную систему проектирования (рис.1).

Художественно-конструкторские дисциплины, направленные на формирование специалистов для отрасли легкой промышленности, предопределяют развитие активной творческой деятельности студентов.

 

           
   
   
Творческая деятельность в дизайне
 


потребности материальный продукт

       
   


противоречия соц. экономический

развития эффект

¼ ¼ ¼ ¼ ¼

 

информация

любознатель-

ность

 

 

Рис.1. Внешняя структура продуктивной творческой деятельности в сфере проектирования.

 

Специфика профессиональной деятельности в данных отраслях такова, что от специалиста требуется постоянная генерация оригинальных идей, проработка их в конкретном материале, отличающимся многообразием и, под час, непредсказуемостью свойств, и реализация их в технологическом процессе в виде материального продукта-товара. Поэтому эвристические методы нашли интересное применение в процессе проектирования новых моделей одежды.

Для того, чтобы предложить новый вид продукции, пригодной для серийного производства и конкурентоспособной, необходимо, прежде всего, предложить достаточно большое количество альт5ернативных решений, «технических идей». Как показывает статистика, для создания одного изделия, пользующегося большим спросом, необходимо иметь 50-60 хороших идей, которые можно получить как внутри конкретного предприятия или объекта, так и из внешних источников.

К внутренним источникам формирования идей можно отнести совершенствование выпускаемых изделий, выпуск побочной продукции, организованная целенаправленная творческая деятельность.

К внешним источникам можно отнести изучение потребительского спроса, идеи от существующих и потенциальных потребителей, изучение опыта смежных и конкурирующих предприятий, прогнозирование спроса.

Для развития способностей инженерного анализа и принятия решения применяются ряд эвристических методов: метод фокальных объектов, м5етод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод «мозгового штурма», метод морфологического анализа.

В ходе целенаправленной проработки методов в учебном процессе, каждый студент имеет возможность вырабатывать, прежде всего, свои личные приемы, навыки и стереотипы решения творческих задач и инженерного анализа.

В результате происходит формирование специалиста инженерного уровня как творческой личности, что и позволит ему эффективно работать с костюмом как объектом сложной дуалистической природы.

 

Практическая работа №1.

 

Тема: Разработка художественной идеи изделия на основе метода фокальных объектов.

Цель: Освоить приемы решения творческих задач по методу фокальных объектов.

Рисунок 1. Объекты проектирования

Описание метода.

 

Метод фокальных объектов базируется на теории: если на какой-либо объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода активизации творческого мышления, предложенного в 1986 году профессором берлинского университета Ф. Кунце.

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

1. Выбор фокального объекта (т.е. объекта, который необходимо усовершенствовать, разработать. Например: часы).

2. Выбор 3-4 случайных объектов (их берут наугад. Например: кино, змея, касса, полюс).

3. Составляют список признаков случайных объектов (например: кино – широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т.д.).

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признака случайных объектов (см. п.п.3). Например: широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т.д.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Например: широкоэкранные часы – вместо узкого циферблата – широкий или обычный узкий циферблат растягивается, раздвигается в широкий, проецируется на что-то и т.д.

6. Анализ и оценка полученных идей и выбор полезных решений.

 

Последовательность выполнения работы.

Работа может выполняться группами по 3-5 человек.

1. Определяется фокальный объект.

2. Случайные объекты выбираются по справочнику произвольно или словарю. Степень случайности не обязательно должна быть высокой.

Составляется список случайных объектов (не менее 15).

3. По каждому случайному объекту составляется список его признаков (не менее 5).

4. Составляются варианты сочетаний: фокальный объект и признак случайного объекта. Варианты решений анализируются и выбираются наиболее интересные.

5.Выбранные варианты развиваются путем свободных ассоциаций и представляются в виде эскизов и первичных наколок, муляжей (около 10).

6.Полученные решения анализируются с точки зрения требований к проектируемому объекту, его свойств и функций. Проводится оценка вариантов и выбор рационального для дальнейшей проработки в процессе художественно-технического проектирования.

Отчет по работе может быть представлен в виде эскизов, муляжей, наколок из различных материалов.

Вопросы для подготовки к работе:

1. Что называется фокальным объектом?

2. В чем заключается сущность метода фокальных объектов?

3. Каков порядок выполнения работ по методу?

Литература:

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Киев: высшая школа, 1983 г.

Рисунок 2. Объект проектирования-светильник

 

 

Практическая работа №2.

 

Тема: Разработка художественной идеи изделия на основе метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

 

Цель: Освоить приемы решения творческих задач по методу гирлянд случайностей и ассоциаций.

Рисунок 3. Художественные идеи головных уборов

 

Описание метода.

 

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод разработан советским изобретателем Г.Я. Бушем.

Метод помогает найти большое количество подсказок для новых идей, путем образования различных ассоциаций.

Рассмотрим для примера следующую задачу: необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций применяют в следующем порядке:

1. Определяют синонимы проектируемого объекта.

Гирлянда синонимов для слова «стул»: кресло – табурет – пуф – скамейка.

2. Осуществляется произвольный выбор случайных объектов. Образуется вторая гирлянда. Она состоит из слов, взятых наугад. Например: лампочка – решетка – карман – кольцо – цветок – шляпа.

3. Образуют комбинации из элементов двух гирлянд. При этом каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом. Таким образом, в нашем примере получаются следующие варианты: кресло с лампочкой, решетчатое кресло, кресло с карманами и т.д. На данном этапе можно перейти к анализу полученных вариантов, их оценке, выбору рационального и проработки его в материале (муляж, наколка) или эскизе. Если полученные варианты не отвечают требованиям новизны и оригинальности, то переходят к следующему этапу метода.

4. Составляется перечень признаков случайных объектов. Их удобно представлять в табличной форме (табл.1).

5. Генерируются идеи путем поочередного присоединения к техническому или художественному объекту и его синонимам признаков случайных объектов, которые представлены в таблице 1.

Например: введя в гирлянду синонимов признаки случайных объектов (в данном случае – электролампочка), можно получить стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колоколообразный пуф, прозрачное кресло.

Аналогично получают новые идеи, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов: решетки, кармана, кольца, цветка, шляпы.

 

 

Таблица 1.

Наименование и признаки случайных объектов.

 

Наименование   Признаки
Электролампочка     Решетка   Карман   Кольцо   Цветок   Шляпа Стеклянная, свето- и теплоизлуча-ющая, колбообразная, с цоколем, матовая, цветная. Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, гибкая, жесткая и т.д. Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный и т.д. Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное и т.д. Одноцветный, многоцветный, душистый, колоколообразный, пятнистый и т.д. Плетеная, сетчатая, кружевная, круглая, фетровая, ковбойская и т.д.

 

Рисунок 4 Светильники

Последовательность выполнения работы.

 

Работа может выполняться группами 3-5 человек.

1. Четко определяется объект совершенствования.

2. Составляется гирлянда его синонимов. Гирлянда записывается в табличной форме.

3. Составляется гирлянда случайных объектов и записывается в туже таблицу (аналогично форме таблицы 1).

4. Составляется перечень признаков случайных объектов и вносится в туже таблицу.

5. Генерируются варианты сочетаний синонимов и случайных объектов, анализируются и выбираются наиболее интересные.

6. Генерируются варианты сочетаний синонимов и признаков случайных объектов. Варианты анализируются и выбираются наиболее интересные.

7. Выбранные варианты развиваются путем свободных ассоциаций и представляются в виде эскизов и первичных наколок, муляжей (не менее 5).

8. Полученные решения анализируются с точки зрения требований к проектируемому объекту, его свойств и функций. Проводится оценка вариантов и выбор рационального для дальнейшей проработки в процессе художественно-технического проектирования.

 

Отчет по работе может быть представлен в виде эскизов, муляжей, наколок из различных материалов.

 

Вопросы для подготовки к работе:

1. Чем отличается метод гирлянд случайностей и ассоциаций от метода фокальных объектов?

2. Порядок применения метода.

3. Для каких задач данный метод может быть использован?

 

Литература.

1.Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

2. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Киев: высшая школа, 1983 г.

 

 

 

Рисунок 5 Художественные идеи сумок

 

Практическая работа №3.

 

Тема: Разработка художественной идеи изделия на основе метода «мозгового штурма».

 

Цель: Освоить приемы решения творческих задач с использованием метода

«мозгового штурма».

 

Рисунок 6 Художественные идеи головных уборов

Описание метода.

 

Мозговой штурм представляет собой метод получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Работа коллектива участников разбивается на два самостоятельных этапа: первый – движение возможно большего количества предложений (идей); второй – анализ зафиксированных идей и выбор предложений, пригодных для художественно-технической проработки.

Этот метод предложил в 1939 году американский предприниматель и изобретатель А. Осборн.

Сущность метода заключается в том, что обсуждение идей разделяется во времени на два отдельных процесса: генерирование идей и их критическая оценка. Это разделение А. Осборн предложил ввести с целью устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики.

Для активизации процесса генерации идей, в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы, которые традиционно применяются в изобретательстве:

- инверсия (сделай наоборот);

- аналогия (сделай так, как в другом решении);

- эмпатия (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства и ощущения);

- фантазия (сделай нечто фантастическое).

Основные правила организации работы по методу «мозгового штурма».

1. На первом этапе работы группа участников должна сформулировать за выделенное время (сеанс работы) возможно большее количество предложений, в том числе фантастических, шутливых и явно ошибочных. При этом, чем более (дикие) и фантастические некоторые из них, тем в большей степени они могут пробудить участников группы на высказывание полезных, но не очевидных решений.

2. Целесообразное количество участников работы от 3-4 до 10-15 человек. Продолжительность одного сеанса не более 20-30 минут, чтобы избежать утомления участников и снижения эффективности их деятельности.

3. Во время сеанса мозгового штурма категорически запрещена критика идей. Запрещается так же неодобрительные замечания, иронические реплики, попытки помешать процессу генерации идей.

4. Каждый участник должен стремиться высказать максимальное количество предложений, не мешая при этом высказываниям коллег. Необходимо отдавать предпочтение количеству, а не качеству предложений, излагать свои соображения четко и кратко.

5. Все высказанные идеи должны быть зафиксированы.

6. Настоящий сеанс мозгового штурма – это особое психологическое состояние участников, когда группа как единый мозг штурмует поставленную задачу.

Необходимо понимать, что полученные в результате сеанса идеи, имеют чаще всего ценность только как своеобразные «заготовки» потенциальных художественно-технических решений и должны быть проработаны в полном объеме в процессе проектирования.

 

Последовательность выполнения работы.

1. Формируются группы по 3-4 человека. Определяется руководитель группы и секретарь, ведущий протокол.

2. Определяется задача для штурма, которая четко формулируется.

3. Выполняется первый этап работы, на котором группы работают как генераторы идей. Группы в течение 20-30 минут активно штурмуют задачу. За это время надо предложить как можно больше идей. Регламент – на каждую идею не более 2-х минут. Все они высказываются без доказательств и четко фиксируются.

4. Выполняется второй этап работы, на котором группы из «генераторов идей» превращаются в экспертов (так называемый «теневой кабинет»). Группа экспертов анализирует идеи, только предложенные другой группой.

5. В заключительном обсуждении участвуют все студенты и формулируют общее решение предложенной задачи.

Отчет по работе может быть представлен в виде эскизов, муляжей, наколок из различных материалов.

 

Вопросы для подготовки к работе:

1. В чем сущность метода «мозгового штурма»?

2. Какие приемы активизации процесса генерации идей вы знаете?

3. В чем заключаются основные правила метода «мозгового штурма»?

4. Для решений каких задач можно использовать данный метод?

5. Каковы достоинства и недостатки метода?

 

Литература.

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Киев: высшая школа, 1983 г.

3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

 

Практическая работа №4.

 

Тема: Разработка художественной идеи изделия на основе метода морфологического анализа.

 

Цель: Освоить приемы решения творческих задач по методу морфологического анализа.

 

Рисунок 7 Объект проектирования-головной убор

Описание метода.

 

Сущность метода морфологического анализа (иногда его называют методом морфологического ящика или морфологических матриц) заключается в систематизированном исследовании возможной внутренней структуры совершенствуемого объекта.

Метод разработан в 1940 году швейцарским астрономом Ф. Цвикки, который был привлечен к участию в ракетных исследованиях в одной из американских фирм.

По мнению Ф. Цвикки, предметом метода морфологического анализа является проблема вообще. Точная формулировка проблемы автоматически раскрывает наиболее важные параметры, от которых зависит решение. Основной принцип такого анализа состоит в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерности строения (т.е. морфологии) совершенствуемого объекта.

В совершенствуемом объекте выделяют несколько характерных для него структурных или функциональных признаков. Каждый признак может характеризовать какие-то параметры или характеристики, от которых зависит решение задачи.

По каждому выделенному морфологическому признаку составляют список его различных конкретных вариантов, альтернатив. Признаки с их альтернативами рекомендуется располагать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей, картой). Это позволяет лучше представлять себе поисковое поле. Перебирая возможные варианты сочетаний выделенных признаков, можно выявить новые варианты решения задачи.

Метод предусматривает выполнение работы в 5 этапов.

 

Последовательность выполнения работы.

 

Работа выполняется группами по 3-5 человек.

1. Выполняется точная формулировка задачи. Например: необходимо изучить морфологический характер всех видов женских головных уборов и предложить новый вариант оформления внешнего вида.

2. Составление списка морфологических признаков, т.е. важных характеристик объекта, от которых зависит решение задачи.

 

 

Рисунок 8 Светильники

Например: А – тулья (форма)

Б – поля (форма)

В – конструкция тульи

Г – материал

Д – цвет

Е – способ формообразования

Ж – тип головного убора

З – вид объемно-пространственной структуры

3. Составление возможных вариантов по каждому морфологическому признаку путем составления матрицы.

Например: А – тулья (форма) – цилиндр

колпак

«кубанка»

канотье

высокий «котелок»

низкий «котелок»

тюрбан

берет

Совокупность всех вариантов может быть рассчитана:

N= П*К

Где N – количество признаков (А, Б, В, и т.д.),

К – количество вариантов по каждому признаку (для признака А – 8 вариантов).

Всего число вариантов может быть от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч.

4. Определение ценности всех полученных вариантов решений – это наиболее ответственный этап метода.

5. Выбор наиболее рациональных конкретных решений.

Достоинство метода в том, что генерируется новая информация, касающаяся тех комбинаций, которые при бессистемной деятельности воображения ускользнули от внимания.

Недостаток метода заключается в том, что не существует универсального метода оценки эффективности того или иного варианта решения. Варианты подвергаются общему обсуждению, и оценка производится субъективно.

Отчет по работе должен содержать матрицу морфологических свойств совершенствуемого объекта, описание предлагаемых вариантов, эскизы, первичные наколки из различных материалов.

 

Вопросы для подготовки к работе.

1. В чем состоит сущность метода морфологического анализа?

2. Какова цель составления морфологической матрицы?

3. Для решения каких задач можно использовать данный метод?

4. В чем заключаются его достоинства и недостатки?

 

Литература.

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. Киев: высшая школа, 1983 г.

Рисунок 9 Художественные идеи светильников

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подведение итогов и награждение | Мозговой И. В., Давидан Г. М., Олейник Л. Н.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.