Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по 1 главе






 

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.


Глава II. Значение кукольного театра в развитии творческого мышления старших дошкольников

 

2.1 История развития кукольного театра

 

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.

Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между людьми, в их поведении – те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия. [18]

Невозможно сказать, когда появился кукольный театр, так же как и то, когда появился на земле первый человек. Хотя история кукольного театра не такая длинная, как история человечества, можно смело утверждать, что идолы, изображавшие различных богов, были первыми театральными куклами, а жрецы и шаманы – первыми актерами и режиссерами кукольного театра. До настоящего времени в некоторых странах, как и много веков назад, ставят традиционные кукольные театральные представления.

Сменился не один десяток поколений, а в Индии под открытым небом в теневом театре играют “Рамаяну” – спектакль про добрых и злых богов. И, как и сотни веков назад, взрослые зрители приходят на эти представления и смотрят их всю ночь, ведь именно столько они длятся, а показывают их согласно традиции именно ночью. В теневом театре, который, кроме Индии, существует еще в Индонезии, Греции, Китае, Турции, используют кукол, называемых, к примеру, ваянг-кулит (В Индонезии). Это абсолютно плоские куклы, часто выполненные из кожи. Куклы крепятся на центральную палку, к рукам куклы (либо верхним конечностям) крепятся очень тонкие трости. В теневом театре устанавливается большой полотняный экран, освещаемый сзади яркой лампой, и представление показывается на просвет на этом экране. Артист держит куклу за центральную палку, а с помощью тонких палочек двигает руками куклы. При этом жесты выражают гнев, радость и другие эмоции. Самое главное – крепко прижимать куклу к экрану.

Но не только теневой театр пришел к нам из глубины веков. В Китае, Корее и Японии не одно тысячелетие проходят уличные представления, главные герои которых – львы, драконы и сказочные чудовища.

Напрашивается вопрос, а был ли в Европе кукольный театр до появления тростевых кукол? И да, и нет. Нет, потому что ни в одной из стран Европы не было кукольного театра как определенного здания, в котором работала бы труппа актеров и куда можно было прийти на представление. Да. Потому что в каждой из стран Европы были и кукольные представления, и актеры-кукольники. Только вплоть до XX века они приравнивались к нищим, поэтому стражи порядка должны были их прогонять из мест отдыха, с центральных площадей, из парков. Например, в Москве в Сокольническом парке (Сокольниках) кукольные представления были разрешены только по воскресеньям. Между тем во всех странах кукольники были любимы простым народом (рабочими, крестьянами, молодежью). Но неужели знатные и образованные господа не любили кукольный театр? История показывает, что любили. Только их статус не позволял признаться, что они, такие утонченные и просвещенные, любят то же, что и простой малограмотный народ. Пришлось знатным господам заменить живой кукольный механическими театрами. С конца XVIII века в моду прочно вошли музыкальные табакерки, часы с движущимися фигурками, домашние шарманки, театрально-музыкальные ящики.

Пока знатные господа любовались механическим представлением в салонах, простые горожане смеялись на живых кукольных спектаклях во дворах своих домов и на окраинных площадях, на базарах и ямарках.

Несмотря на разные языки и традиции, у актеров-кукольников, а также у самих кукол из различных стран Европы оказалось много общего. У всех кукольников была ширма, за которую они прятались во время представления. Куклы были перчаточными, или, как их еще называют, ручными. Кукла, как перчатка, надевалась на руку актера: голова – на указательный палец, а руки - на большой и средний. Рука актера превращалась в куклу, которую в России звали Петр Иванович Уксусов, или попросту Петрушка, в Англии – Панч, в Германии – касперле, во Франции – Полишинель, В Италии – Пульчинелла, В Греции – Карахезас, в Турции - Карагез и т.д.

В каждой стране был свой любимый герой, и вес они были похожи друг на друга, как братья. Правда, красавцем ни одного из них назвать нельзя, скорее, наоборот. У всех горб – у кого побольше, у кого поменьше, у всех большой длинный нос, у всех на голове колпак – то ли элемент шутовской одежды, то ли признак дурака, “околпаченного” человека. Но все достаточно милы, улыбаются очень загадочно.

Немного в стороне стоят венгерские кукольники. Их представления давались в честь освобождения Венгрии от турок и рассказывали о героизме венгерского народа и трусости его врагов. До сих пор перчаточные куклы являются, пожалуй, самыми любимыми и распространенными.

Из Англии пришли и получили широкое распространение марионетки – куклы на нитках. Тонкие прочные нитки одним концом прикрепляются к голове, плечам, коленям, рукам, лапам, ногам, хвостам кукол, а другим, чтобы сильно не путались, - к деревянной палочке. Кукловод должен хорошо знать и помнить, где какая нитка, и уметь с помощью нитей управлять куклой. Чтобы актеров не было видно, они стоят на специальном возвышении за задней стенкой сцены, называемой задником, а перед лицами вешают специальный матерчатый экран – падугу.

Кукольный театр не стоит на месте, активно развивается. Во второй половинеXX века были придуманы пальчиковые куклы: один палец – одна куколка. Голова куклы надевается на любой палец руки, который является телом куклы и прикрывается кукольным костюмом.

Придуманы куклы с открывающимся ртом, пищащие. А есть еще большие ручные куклы, когда часть тела кукловода становится телом куклы. Такая кукла выполнена так, что позволяет в ладони вставить руки, а в прорези на лапках – стопы кукловода. Куда кукловод пойдет – туда и кукла.

Есть еще статические куклы, очень подходящие для домашнего кукольного театра. Статические они называются потому, что не двигаются. Сценой может быть любой стол, на который ставятся декорации. В декорации выставляются небольшие куколки, сделать которые можно даже из бумаги (конусные куклы) либо пластилина. [7, 6]

 

2.2 Виды кукол. Способы управления куклами в театре

 

Виды кукол.

1. Марионетка ( приложение 1). (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток. Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал — глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения. [15]

 

2. Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

3. Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

4. Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения — более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести — конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

5. Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг — и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

6. Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

7. Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза — пуговицы; нос, уши — из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение. [16]

 

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

 

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

 

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. [1, 5]

 

2.3 Использование кукольного театра в дошкольных учреждениях

 

Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, то есть постепенно настраиваются на творческий лад.

Чтобы театрально-игровая деятельность в группе стала интересной и успешной, к ней должен быть готов и сам воспитатель. Его отношение к театральной игре имеет большое значение, так как воспитатель для детей зачастую образец для подражания.

Умение воспитателя выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жестов, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает определенный эталон для подражания. Театрально - игровая деятельность, включающая игры разной функциональной направленности, помогает воспитатель решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира.

С помощью театральных игр и миниспектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важнее роль отводится в этом коллективе каждому. [10, 10].

Театр для ребенка всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично оправдано.

Театрализация сказок способствует активному, эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-наравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенно поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. [11, 84].

Игрушка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого, выступает не только результатом труда, но и выражает творческую индивидуальность ее создателя. Такая игрушка, особенно дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, стихотворений. [12, 121].

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим мором через краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Но много ли мы найдем педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора. Как это ни парадоксально, в дошкольной педагогике юмор занимает незначительное место и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью. Не будь, скажем К. Чуковского, С. Маршака. Юмор озорная шутка были бы только с теми детьми, которым повезло на веселого воспитателя, родителей. [1, 3].

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.