Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы и научного руководителя






 

Первый шаг на пути работы над курсовой работой – выбор темы.

Заметно облегчают этот шаг два обстоятельства: во-первых, дисциплины, в рамках которых должно быть осуществлено исследование, заданы учебным планом специальности: студенту третьего курса необходимо определиться с наиболее интересной для него темой в истории журналистики, студенту четвертого курса – в теории журналистики. Во-вторых, перечень тем курсовых работ предлагают преподаватели кафедры, выступающие (в соответствии с тематический отнесенностью читаемых дисциплин) в качестве руководителей курсовых сочинений на конкретном курсе. Готовые списки тем (с указанием руководителя) для студентов каждого курса хранятся у методиста кафедры журналистики и предоставляются для ознакомления по требованию.

Если студент затрудняется выбрать тему будущей курсовой работы из готового списка тем, ему целесообразно руководствоваться следующими соображениями:

- во-первых, необходимо учитывать те знания, которые уже приобретены, так как чем больше опыта разработки какой-то темы, чем больше оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и глубже получится курсовая работа; нередко бывает так, что выбранная тема оказывает­ся «неподъемной» из-за того, что полученных знаний не хватает для систематического исследования;

- во-вторых, тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться не только знаниям, но и способностям, и в данном случае лучше руководствоваться специализацией, если она выбрана в соответствии с индивидуальными качествами;

- в-третьих, очень большое значение имеет соб­ственная заинтересованность, ведь психологи не случайно говорят, что любое научное увлечение начинается с лич­ных пристрастий, неинтересная работа будет висеть дамокловым мечом.

Студент, безусловно, имеет право и сам предложить тему курсовой работы (в рамках объявленных дисциплин). Но обязательным является уточнение у преподавателей кафедры сведений о том, не защищались ли в предыдущие годы курсовые работы на такую же или близкую тему.

Выбранная тема должна отражать реальную научную или практическую проблему, то есть быть актуальной. Актуальность – одно из требований, предъявляемых к теме курсовой работы. Необходимость обосновывать актуальность темы часто раздражает студента, поскольку воспринимается как требование чисто формального характера. Однако требование обосновать актуальность является весьма важным. Оно предполагает, что студент осознает соответствие его работы современному состоянию науки и практики, их реальным потребностям и перспективам развития определенной отрасли, а значит, пригодность результатов своего курсового исследования для решения проблем теоретического или практического характера.

Обоснование актуальности темы исследования приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим требованиям:

- во-первых, необходимо кратко осветить причины обращения к конкретной теме именно сейчас, на определенном этапе развития общества (то есть охарактеризовать те особенности нынешнего состояния общества, которые делают насущно необходимыми исследование этой темы);

- во-вторых, необходимо раскрыть актуальность обращения к этой теме исходя из внутренних потребностей науки (объяснить, почему тема назрела именно сейчас, что мешало ее раскрытию раньше, показать, как обращение к ней обусловлено динамикой развития науки, накоплением новой информации, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и.т.д.).

 

Когда тема выбрана, необходимо подойти к преподавателю кафедры, курирующему данное тематическое направление и согласовать с ним возможности руководства курсовой работой. Иногда, если того требует выбран­ная тема, разрешается привлечение в качестве консуль­танта или соруководителя преподавателей с других кафедр.

Работа с научным руководителем строится индиви­дуально, однако все же существует общая схема взаимо­действия. Обычно после утверждения темы студент должен обсудить с ним тот объем содержания, который может быть реально раскрыт в курсовой работе. Обязательно продумать то, какой практичес­кий (эмпирический) материал будет анализироваться. После этого окончательно определиться с формулировкой темы курсовой работы.

После выбора темы и научного руководителя студент имеет право:

- внести корректировки в формулировку темы в течение месяца после начала учебного года в случае, если по каким-либо объективным причинам выполнить намеченный объем не представляется возможным;

- са­мостоятельно разработать план исследования и наметить общую структуру работы, которые затем могут коррек­тироваться руководителем;

- в случае затруднений попросить у руководителя курсовой работы проведение внеплановых консультаций;

- проявлять самостоятельность в исследовании, обосновывая целесообразность планируемых и выполненных действий.

В обязанности студента входят:

- регулярная явка к научному руководителю в часы консультаций и предоставление фрагментов курсовой работы в соответствии с составленным индивидуальным графиком;

- своевременное выполнение всех заданий, которые дает руководитель курсовой работы в соответствии с целью и задачами исследования;

- предоставление черновика курсовой работы в полном объеме для прочтения и корректировок научным руководителем не позднее, чем за месяц до установленного внутренним распоряжением по кафедре срока защиты курсовых работ;

- внесение всех замечаний и пожеланий научного руководителя в готовый вариант в случае невозможности доказать их нецелесообразность.

 

В обязанности научного руководителя после прикрепления к нему студента, пишущего курсовую работу, входит:

- обсуждение со студентом на первой консультации общего направления работы, списка основной литературы, составление плана исследования;

- выработка совместно со студентом графика индивидуальной работы, в котором должны быть указаны даты индивидуальных консультаций и объем работы, который должен выполнить студент к конкретному сроку;

- регулярное консультирование студента по вопросам проведения исследования и написания курсовой работы, в том числе вне индивидуального графика, если это необходимо студент;

- за месяц до даты защиты курсовой работы принять у студента черновик курсовой работы для проверки, …. замечаний и внесения корректировок.

Научный руководитель имеет право:

- вносить свои корректировки в разработанный студентом план исследования и намеченную общую структуру работы, влиять на ход исследования, обосновывая целесообразность своих требований с точки зрения науки и практики;

- применять к студенту меры взыскания (докладные записки на имя завкафедрой…) вплоть до снятия с себя ответственности за руководство курсовой работой в случае несвоевременного выполнения студентом индивидуального графика работы;

- вернуть студенту на доработку черновик курсовой работы после прочтения, потребовать устранения сделанных замечаний и внесения соответствующих корректировок в текст сочинения.

Составление программы и плана исследования

 

Как всякая целенаправленная деятельность, написание курсовой работы не может не планироваться. Прежде чем будет составлен план исследования необходимо выработать программу действий, которая должна помочь студенту грамотно организовать свою научную работу. Программа обговаривается с научным руко­водителем. Программированию «подлежит» весь цикл работ – от определения темы до выводов, рекомендаций. В самом общем виде программа исследования должна включать следующие компоненты:

- общее видение темы, объекта и предмета исследования, его актуаль­ности для развития научного знания;

- характеристика сущности проблемной ситуации в науке и практике;

- цели и задачи исследования, реализа­ция которых позволит решить проблему и раскрыть сущность пред­мета;

- подбор «литературы вопроса» и ее освоение, консультации у специалистов, работа с понятийным аппаратом в рамках своего предмета;

- выдвижение гипотезы исследования;

- определение источников эмпирической информации;

- выбор методов исследования и решения проблемы;

- получение и обработка эмпирической информации;

- анализ полученных данных с точки зрения выбранной концепции;

- формирование выводов, рекомендаций;

Этапы научной работы должны следовать один за другим так, чтобы прохождение каждого предыдущего этапа необходимым образом подводило к последующему. Нарушение логической последовательности плана может завести в тупик или даже сделать работу невыполнимой.

Помимо программы действий составляется план исследования. Первый вариант плана, рабочий, обычно включает примерный перечень научной и научно-методической литературы по теме, указание на то, какие из работ могут сформировать теоретическую базу, какие эмпирические данные должны быть собраны, какая методика должна быть применена к их обработке. На более поздних стадиях работы составляется план-проспект. Он содержит реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

Часто, составляя план работы, студент не утруждает себя раз­бивкой основной части на главы и пункты, это может привести к отступлениям от заданной темы, повторам. Логическая последовательность пунктов плана имеет первостепенную важность. Наиболее целесо­образной является структура сочинения, которая предполагает де­ление основной части работы на две главы, каждая из которых может быть разбита на пункты. Названия глав и пунктов не должны повторять названия сочинения. В конце каждой главы автор должен сделать краткие выводы, которые помогут сформулировать основные положения заключения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.