Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные процессы в Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе






Азия представляет собой огромное по территории пространство, на котором расположенные страны, которые существенноразличаются по величине, количеству населения, экономической мощности, культурным особенностям, что в отличие от Европы, которая более однородна, создает дополнительные препятствия на пути интеграции.

Не смотря на усилия лидеров стран региона, интеграция здесь не продвинулась дальше зоны свободной торговли. Однако этот регион имеет очень большой потенциал - как в человеческих и природных ресурсах, так и в уровнях и темпах производства.

Страны Азии можно разделить на несколько блоков:

- два экономических гиганта - Япония и Китай;

- новые индустриальные страны с быстрыми темпами развития - Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины;

- страны с потенциально широким внутреннимрынком - Индия, Пакистан, Индонезия;

- страны с переходной экономикой, которые могут получить новый импульс развития - Россия, азиатские и закавказские республики бывшего СССР; нефтедобывающие страны Персидского залива, которые имеют не только нефть, но и контролируют значительные валютные средства.

В последнее время в процесс интеграции к азиатским странам подключились неазиатские страны бассейна Тихого океана - США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, островные государства океана. Все вместе они образуют огромное по территории и экономической мощности пространство, называемое Азиатско-тихоокеанским регионом.

В рамках АТР выделяют несколько групп государств, которые заметно отличаются по уровню развития и потому достаточно слабо конкурируют между собой:

1) безусловные лидеры региона США и Япония, на которые приходится 80 % ВВП стран АТР. Основу их экономического могущества составляют технические преимущества, вместимость внутренних рынков, эффективность механизмов накопления капиталов и развитая сфера услуг. Однако при общем доминировании в отрасли технологий и капиталов их уязвимым местом является высокаястоимость трудовых ресурсов, а для Японии – еще и зависимостьот иностранного сырья;

2) другие развитые государства - Канада, Австралия, Новая Зеландия, которые владеют значительными природными богатствами, поэтому в них достаточно развиты сырьевые отрасли, однако ощутима недостача трудовых ресурсов. Эти страны пока еще принимают не очень значительно участие во внутрирегиональном обмене, но их роль, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем значительно усилится;

3) новые индустриальные страны (НИС) Восточной Азии - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, которые с 90-х гг. специализируются на трудоемких, капиталоемких и высокотехнологических отраслях. Уязвимым местом в экономике этих стран является бедность природных ресурсов, недостаточность развития фундаментальных наук и финансирования НИОКР;

4) страны АСЕАН, которые имеют большой рынок, немалые трудовые ресурсы и уникальные природные богатства (на них приходится 85% мирового производства натурального каучука, 83% пальмового масла, 67% олова, 60% добычи меди, а также значительная часть мировой добычи нефти (Бруней, Индонезия, Малайзия, Вьетнам) и древесины). Поэтому страны АСЕАН имеют сравнительные преимущества в сырьевых и трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности;

5) Китай, который интегрируется в данный внутрирегиональный рынок в первую очередь за счет развития трудоемких производств и экспортная продукция которого в настоящее время конкурирует, прежде всего, с товарами стран АСЕАН. Сравнительные преимущества экономики Китая также связаны с:

- богатыми природными ресурсами (162 вида полезных ископаемых);

- очень большим населением;

- сильной базой капиталоемких отраслей обрабатывающей промышленности (которая сейчас требует технологической модернизации) и научно-исследовательской базой.

Слабыми местами китайской экономики является нехватка капитальных ресурсов, современных технологий, доведенных до этапа массового внедрения, и вследствие этого - низкое качество продукции. Таким образом, специализацию Китая составляют трудоемкие товары, сырьевая продукция (прежде всего нефть и цветные металлы) и инвестиционные товары.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

АТЭС – является крупнейшим международным экономическим объединением мира. Доля 18 стран АТЭС в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золотовалютных резервах - 80%.

Оно создано в 1989 г. по инициативе Австралии. Первоначально в него входили 18 стран: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США. В 1998 г.еще 3 страны были приняты в АТЭС: Вьетнам, Перу и Россия.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - крупнейшее международное экономическое объединение мира, созданное в 1989 г 18-ю странами (Австралией, Брунеем, Гонконгом, Канадой, Китаем, Индонезией, Малайзией, Японией, Мексикой, Новой Зеландией, Папуа-Новой Гвинеей, Республикой Корея, Сингапуром, Таиландом, Тайванем, Филиппинами, Чили, США; в настоящее время включает также Вьетнам, Перу, Россию) с целью поддержания стабильного экономического развития государств, укрепления многосторонней открытой торговой системы, повышения степени либерализации внешней торговли и увеличения инвестиций в азиатско-тихоокеанском экономическом пространстве, усиление стимулирования частного сектора.

Кроме полноценных стран-членов, в АТЭС участвуют три наблюдателя: Секретариат АСЕАН, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Южно-тихоокеанский форум.

Правовой базой функционирования АТЭС являются:

- Бангкокская декларация об АТЭС (1967 г.);

- Сеульская декларация АТЭС (1991 г.);

- Соглашение по институциональным вопросам (1992 г.);

- Декларация экономических лидеров АТЭС об общих намерениях (1994г.);

- Декларация действий АТЭС в области экономики (Осака, 1995г.).

Принципы, на которых основывается деятельность АТЭС:

- взаимное уважение сторонами общих интересов стран-участниц, совместнаяответственность за принятые решения и равноправное партнерство;

- взаимовыгодность отношений, которая принимает во внимание имеющие место различия в уровнях экономического и социального, развития стран-участниц, а также экономические потребности развивающихся государств;

- признание особого метода ведения переговоров в рамках АТЭС, который сводится к использованию открытого диалога для достижения между участниками консенсуса;

- постоянный характер экономического сотрудничества стран-участниц АТЭС, под которым понимается необходимость придерживаться гибкой политики, чтобы взаимное экономическое сотрудничество осуществлялось с учетом меняющихся экономических условий как в регионе, так и в глобальном масштабе.

В настоящее время АТЭС по экономическому содержанию носит не императивный, а консультативный характер, так как участники не приняли общих законов, правил поведения на обширной территории объединения.

Основные направления деятельности АТЭС:

- обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

- разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;

- сотрудничество в таких конкретных областях, как энергетика, рыболовство, транспорт и телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды;

- содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передаче технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

 

Модель АТЭС заметно отличается от западноевропейской и североамериканской моделей интеграционного развития по ряду параметров:

1) западноевропейская интеграция стала развиваться сразу же на уровне государств, правительства которых заключали между собой соответствующие соглашения, а в рамках АТЭС экономические связи развиваются преимущественно на основе взаимодействия фирм и транснациональных корпораций.

2) характер взаимодействия сторон в названных группировках также не совпадает. В Западной Европе участники экономического союза сразу ввели в действие жесткую процедуру коллективных решений текущих и перспективных проблем, создали зону свободной торговли и постепенно пришли к общему рынку, валютному и экономическому союзу, параллельно формируя и укрепляя наднациональные институциональные структуры. Развитие же экономического сотрудничества в странах АТЭС ограничивается расширением торговли, увеличением инвестиционных потоков и поисками для этого более благоприятных условий.

3) в отличие от ЕС АТЭС представляет собой многослойную группировку, в которую входят промышленно развитые и развивающиеся государства, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития, структуре национальных экономик, традициям и психологии. Кроме того, многие страны АТЭС не имеют общих границ.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Юго-Восточная Азия прочно заняла лидирующие позиции в производстве широкого спектра ключевых видов продукции - бытовой электроники, ИТ (информационных технологий), транспортного машиностроения и др.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которое было создано 9-ю странами (Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд) в 1967 г. на основе подписания Бангкокской декларации с целью формирования зоны свободной торговли, содействия развитию сотрудничества в экономической, научно-технической, социальной, культурной областях. Местонахождением руководящих органов АСЕАН является г.Джакарта (Индонезия).

Ассоциация была создана в 1967 году в составе пяти государств – Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии (АСЕАН-5). В 1984 году присоединился Бруней (АСЕАН-6), в 1995 году – Вьетнам, в 1997 году – Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа (АСЕАН-10). В настоящее время Ассоциация охватывает все страны субрегиона Юго-Восточная Азия (ЮВА), за исключением Восточного Тимора. Население стран АСЕАН составляет 544 млн. чел или 8, 5% мирового населения, а совокупный размер ВВП по паритету покупательной способности – 2, 4 трлн. долл. США.

Факторы интеграции стран АСЕАН:

1) рост экономической взаимозависимости в рамках региона, прежде всего в треугольнике НИС-АСЕАН-Китай, включающем основные страны с " зарождающимися" рынками;

2) стремление повысить уровень экономического развития стран, связанное с тем, что по темпам и глубине интеграции Восточная Азия существенно отстает от двух других центров (НАФТА и ЕС), что может негативно сказаться на ее экономических перспективах;

3) усиление экономических позиций Китая и вызванная им ломка сложившегося в регионе механизма роста, называемого «стая летящих гусей»: лидером является Япония, второй ряд составляют азиатские " тигры", третий - четыре крупнейшие страныАСЕАН; четвертый - Китай; пятый - Вьетнам, Лаос и т.д.

 

«Стая летящих гусей» - механизм экономического роста региона, суть которого заключается в том, что каждый предыдущий ряд государств, как бы тянет за собой последующие посредством трансферта технологий, ноу-хау, прямых инвестиций, обеспечения экспортных рынков; при этом те производства, которые вчера являлись ключевыми в стране или странах предыдущего ряда, сегодня переходят в страны последующего, предыдущий же ряд идет дальше, развивая производства более высокого технологического уровня.

 

Особенностью АСЕАН является сотрудничество с некоторыми другими странами по иерархическому принципу (по степени значимости), в соответствии с которым выделяются:

1) партнеры по диалогу (Австралия, Европейский Союз, Канада. Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония);

2) партнеры по консультации (Россия, Китай);

3) наблюдатели (Мьянма, Папуа-Новая Гвинея).

 

Три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:

1) рыночное, которое заключается в том, что предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле, чтобы в итоге в соответствии с теорией сравнительных преимуществ обеспечить полную свободу размещения конкретного производства в одной из стран АСЕАН;

2) рыночно-институциональное, отличительной особенностью которого является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования. Такая стратегия опирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, согласование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, реализацию совместных проектов, которые подкрепляются административными и политическими мерами;

3) реализация отдельных проектов регионального масштаба.

 

В странах АСЕАН получили распространение так называемые «треугольники экономического роста» - форма регионального сотрудничества, основанная на заключении трехсторонних соглашений, задачей которых является содействие региональной торговле и использование преимуществ национальных экономик на основе перемещения производственных центров в целях развития экспорта.

АСЕАН не имеет жестких наднациональных структур. Один из ее основополагающих принципов - уважение государственного суверенитета всех входящих в нее стран, невмешательство в их внутренние дела. Поэтому в рамках АСЕАН не обсуждают двусторонние проблемы между странами-членами. Эти проблемы рассматриваются лишь на уровне тех стран, которых они касаются.

Интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии (СВА)

Субрегион Северо-Восточной Азии – региональная группировка, включающая 6 стран Азии (Японию, Китай, Южную Корею, КНДР, Россию, Монголию), основанная на концепции взаимодополняемости ресурсов: Япония и Южная Корея располагают огромными технологическими и финансовыми ресурсами; Китай и КНДР - людскими; Россия и Монголия - природными.

Такая парадигма предполагает более широкую, нежели взаимодополняемость ресурсов, трактовку факторов, благоприятных для экономической интеграции в СВА:

1) возможный синергическийэффект от объединения различных ресурсов стран субрегиона. Все четыре крупные страны имеют огромный научно-технический и производственный потенциал, значительный человеческий ресурс и емкие рынки. При этом, однако, у Китая и России все это пока существует во многом в латентной форме, имеющиеся возможности в значительной части не раскрыты. Выявление и реализация этих возможностей, соединение ресурсов Китая и России с ресурсами Японии и Южной Кореи способны оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику всех четырех стран;

2) динамичный рост торговли и инвестиций, усиление экономической взаимозависимости внутри субрегиона. Прежде всего это происходит в треугольнике Япония - Китай - Южная Корея;

3) общие социально-экономические проблемы, главными из которых являются энергообеспечение и экология;

4) культурно-исторические предпосылки интеграции. Обычно, наоборот, отмечаются существенные культурно-исторические различия между странами и соответствующая несхожесть общественного сознания, ценностей, образа мышления.

Направления сотрудничества между странами СВА:

1) ключевой сферой сотрудничества в СВА является энергетика. Стремительный рост спроса на энергию в Китае, еще в начале 90-х годов ставшем нетто-импортером нефти, в будущем грозит вызвать напряженность на региональном и мировом рынке энергоносителей, привести к острой конкуренции за энергоресурсы. Быстро растет энергопотребление в Южной Корее, а в КНДР нехватка энергии превратилась в одну из острейших проблем. Япония, Китай и Южная Корея заинтересованы в ослаблении зависимости от импорта энергоносителей, главным образом нефти, с Ближнего Востока. Наконец, в Северо-Восточной Азии нарастает беспокойство в связи с разрушительным воздействием бурной индустриализации, прежде всего Китая, на экологию (выброс вредных веществ в атмосферу, кислотные дожди, опустынивание, загрязнение водоемов). Все это усиливает интерес к освоению и использованию энергоресурсов Дальнего Востока и Сибири, причем особое внимание привлекает природный газ как наиболее экологически чистый из всех основных энергоносителей.

2) второе перспективное, но пока не получившее должного развития направление сотрудничества – НИОКР, заключающееся как в совместных исследованиях и разработках, так и в трансграничном взаимодействии научно-исследовательских центров и фирм-производителей.

3) третий возможный приоритет межгосударственного сотрудничества – туризм, которое рассматривается как стратегически приоритетное.

4) четвертое перспективное направление субрегионального сотрудничества - поддержка и стимулирование развития деловых связей на межфирменном уровне, прежде всего между мелкими и средними предприятиями.

5) межгосударственные проекты в области инфраструктуры, прежде всего транспортной.

6) вопросы обеспечения благоприятной среды для торговли и инвестиций, совершенствование визового и таможенного режимов.

 

Нынешнюю ситуацию и проблемы в области экономического сотрудничества в СВА можно охарактеризовать следующим образом:

- исходная концепция (развитие на основе взаимодополняемости ресурсов) на практике фактически не реализуется. Стратегия сотрудничества в СВА (или в " районе Японского моря") оказалась чрезмерно сконцентрированной на Туманганском проекте, суть которого заключается в совместном освоении дельты Тумангана для расширения экспорта в Японию и Южную Корею, прежде всего, китайского; в чем не особенно заинтересована Россия, которую больше волнует развитие территорий вокруг основных морских портов и экономических центров – Владивосток, Восточный, Находка.

- отставание сотрудничества на межправительственном уровне, отсутствие эффективных и обладающих серьезными полномочиями межгосударственных институтов. Хотя за прошедшие годы совместными усилиями заинтересованных сторон удалось создать систему постоянных контактов представителей деловых и научных кругов стран СВА, активизировать связи на уровне местных органов власти, контакты в сфере образования. Интенсивнее становится совместная работа экспертов в отдельных ключевых областях, прежде всего в энергетике. Широкий резонанс получили ежегодные конференции по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, проводимые в Ниигате, которые собирают представителей официальных кругов, бизнеса и науки.

 

В связи с этим, по мнению ученых, необходима смена парадигмы экономического сотрудничества в СВА:

1) во-первых, необходим переход от концепции " района Японского моря", которая отводит главную роль прибрежным регионам, к концепции многостороннего сотрудничества, открывающей перспективу образования межгосударственного экономического объединения, что требует принятия соответствующих политических решений на высшем государственном уровне и активного взаимодействия центральных правительств с регионами;

2) во-вторых, важно использовать потенциал многостороннего сотрудничества во многих областях, а не ограничивать его одним проектом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.