Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Североамериканская интеграция






Одним из наиболее крупных интеграционных объединений в мире является Североамериканская ассоциация свободной торговли, в рамках которой первоначально экономические отношения ограничивались фирменным и корпоративнымуровнями и не были связаны с государственным, а тем более с межгосударственным регулированием. На государственном же уровне соглашение о свободной торговле было подписано между США и Канадой в 1988 г., а Мексика присоединилась к нему в 1992 г. С 1 января 1994 г. началась реализация соглашения этих трех стран о функционировании Североамериканской ассоциации свободной торговли НАФТА, которая открыла путь к созданию единого континентального рынка.

 

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) - комплексный договор о слиянии трех национальных рынков (США, Канады и Мексики) и образовании зоны свободной торговли с целью сокращения торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц, создания условий для прироста инвестиций, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, трудового сотрудничества.

 

Сформировавшийся Североамериканский интеграционный блок располагает огромным экономическим потенциалом и уже сейчас по многим показателям превосходит давно существующий ЕС.

Территория НАФТА представляет собой обширную площадь с населением почти в 380 млн. человек. Общий объем ежегодного производства товаров и услуг США, Канады и Мексики составляет 8500 млрд. долл., а их доля в мировом ВВП составляет 24%. Кроме того, на Североамериканскую тройку приходится 20% мировой торговли, из которых 14% приходится на долю США. При этом главными партнерами НАФТА в области внешней торговли являются ЕС, Япония и страны Азиатско-тихоокеанского региона.

Предпосылки интеграции стран-участниц НАФТА:

1) постоянное соперничество североамериканских, западноевропейских и восточноазиатских экономических гигантов, их геоэкономические параметры (общие географические границы и исторически сложившиеся хозяйственные связи и транспортные коммуникации)и конкурентоспособность. В этом отношении соперники американских товаропроизводителей постоянно догоняли их не только по качеству, выпускаемой продукции, но и по издержкам производства. Низкие издержки производства конкуренты США обеспечивали в значительной мере меньшей зарплатой. Следовательно, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров, американские корпорации должны были использовать такой фактор, как низкие издержки производства, которым как раз и располагали латиноамериканские страны;

2) широкая латинизация США, заключающаяся в большом наплыве иммигрантов в США из стран Латинской Америки, которые составляют около 50% общего числа иммигрантов в США.Массовый наплыв иммигрантов, в значительной степени нелегальных, создал множество проблем в области занятости, обеспечения жильем, преступности, наркомании, а также в сфере межэтнических отношений. Чтобы облегчить решение этих проблем, необходимо остановить или хотя бы замедлить иммиграционный поток. Для достижения этой цели США решили помочь странам Латинской Америки и Карибского бассейна посредством их вовлечения в интеграционные процессы ускорить развитие собственной экономики, организовать там больше рабочих мест и обеспечить рост подушевых доходов;

3) увеличение экономической взаимозависимости Канады и США на основе расширения их взаимной торговли и перемещения капиталов. Товарный рынок Канады был для США самым крупным из всех зарубежных, а Канада реализовала в США до 80% своего экспорта. Что касается инвестиций, то на США приходится 75% всех иностранных прямых инвестиций в Канаде, а доля Канады в подобных инвестициях США составляет 9%.

Несмотря на тесное всестороннее внешнеэкономическое взаимодействие США и Канады, которое развивалось на межфирменном уровне, эти страны не стремились создать какую-то общую институциональную надстройку над своими национальными хозяйствами: США не хотели это делать по соображениям научно-технического превосходства над другими экономиками мира, а Канада опасалась, что при интеграционном объединении ее предприятия будут раздавлены мощными корпорациями США.

Лишь через 15 лет Канада поняла, что не может себе позволить не иметь экономических связей США и пришла к выводу, что отсутствие четких правил игры с соседом, зафиксированных межправительственными соглашениями, может оказать на канадскую экономику более дестабилизирующее влияние, чем создание ассоциации свободной торговли;

4) инвестиционное сотрудничество, которое является главной предпосылкой интеграции Мексики в НАФТА: большой удельный вес сельского населения, низкий уровень жизни, неграмотность населения и др. социальные факторы привели Мексику к необходимости интеграции с более развитыми странами;

5) «демонстрационный» эффект, возникновению которого способствовала активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе.

Принципы функционирования НАФТА:

- отмена торговых барьеров, особенно в процессе обмена готовыми изделиями, как тарифных, так и нетарифных, включая большинство импортных лицензий;

- товары, торговля которыми в рамках НАФТА происходит беспошлинно, должны в значительной степени изготавливаться из сырья, производимого в Северной Америке. По замыслу разработчиков принципов НАФТА правило территориального происхождения товара помешает странам, не участвующим в НАФТА, путем незначительной переработки своих товаров беспошлинно проникнуть на рынок США, используя для этого территорию Канады или Мексики;

- запрет на одностороннее использование промышленных стандартов и технических нормативов в качестве барьеров во взаимной торговле стран-участниц, в соответствии с которым страна-участница перед введением новых нормативов должна заранее уведомить об этом заинтересованные компании других стран НАФТА, чтобы они имели равное право участвовать в их разработке;

- положение о межстрановом движении капиталов, согласно которому иностранные инвесторы пользуются в других странах данной группировки теми же условиями, что и предприниматели этих стран; при этом им предоставляются такие кардинальные права, как право на вывоз прибыли и капитала, право на компенсацию в случае экспроприации и право на обращение в международный арбитраж в случае возникновении споров между иностранными капиталовкладчиками и правительством данной страны;

- отмена ограничений на участие американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

- установление более жестких правил защиты окружающей среды и рынка труда. В трехстороннем соглашении предусматривается ужесточение экологических стандартов и стандартов в области охраны труда. Речь идет о том, чтобы каждая из стран-участниц следила за выполнением своих собственных законов в соответствующих сферах деятельности, например, чтобы в области охраны труда соблюдались законы об охране здоровья, безопасности, детском труде и минимальной заработной плате;

- обеспечение более высокой степени защиты интеллектуальной собственности на патенты, авторские права, коммерческие тайны, торговые марки.

Основные положения НАФТА:

- снижение тарифов во всех секторах на 99 или полную отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

- предоставление льгот предпринимателям, понесшим потери от увеличения импорта, а также гарантий, которые в случае серьезного ущерба из-за импорта или угрозы такого ущерба позволяют каждой стране-участнице НАФТА возобновить существовавшие до подписания соглашения тарифы на конкретные товары сроком до 3-4 лет.

- защита североамериканского рынка от экспансии азиатских европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

- неограниченные ПИИ (исключение составляют - нефть и железные дороги в Мексике, культура в Канаде, воздушные коммуникации в США);

- защита прав интеллектуальной собственности;

- неограниченный поток услуг между государствами;

- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Хотя НАФТА за образец своего развития брала Европейский Союз, она существенно от него отличается:

1) первая отличительная особенность НАФТА по сравнению с европейской моделью интеграции – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики: последние две страны не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы, а также соперники по привлечению технологий и инвестиций американских корпораций;

2) вторая особенность НАФТА заключается в том, что составляющие ее страны находятся на разных уровнях экономического развития: если Канада за последние годы сумела приблизиться к США по объему ВВП на душу населения и производительности труда, то Мексика, которая в течение многих лет находилась в стане экономически отсталых государств с большой внешней задолженностью, в имеет значительный разрыв в экономическом развитии по сравнению с другими участниками НАФТА;

3) третья особенность НАФТА, отличающая ее от ЕС, состоит в том, что в рамках североамериканской интеграции пока не созданы специальные регулирующие взаимное сотрудничество институты, подобные тем, которые существуют в ЕС (Европейская комиссия, Совет Министров, Парламент и др.).

В результате участия в трехстороннем соглашении Канада:

- получает возможность широкого сбыта в Мексику товаров, которые сталкиваются с сильной конкуренцией США, что дает возможность расширять производство и занятость в тех отраслях экономики, где при других обстоятельствах пришлось бы пойти на сокращение и даже полное прекращение деятельности отдельных предприятий;

- получает выгоды, связанные с международным перемещением капиталов: хотя часть канадских инвестиций может уйти на юг, но образование огромного либерализированного рыночного пространства континентального масштаба сможет стимулировать приток в Канаду капиталов не только из США, но и из других стран, в т.ч. из Японии.

Американские промышленники получили выгоду, заключающуюся в увеличении притока дешевой рабочей силы. Значительный рост доходов наблюдается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей. В тоже время несут убытки американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, овощи.

 

Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА может ускорить темпы своего экономического развития и значительно сократить период реформирования своей экономики и приближения к уровню развитых стран.

 

Главные результаты соглашения состоят в следующем:

- в значительном увеличении общего оборота торговли стран-участниц,

- в увеличении объемов прямых инвестиций в Канаде и Мексике,

- в снижении уровня нелегальной миграции;

- в усилении конкуренции и снижении тарифов, вызвавших снижение цен на широкий круг товаров, что является чистой выгодой потребителей данного интеграционного блока.

Таблица

Выгоды интеграции стран-участниц НАФТА

США Канада Мексика
1. Приток дешевой рабочей силы 1. Расширение рынков сбыта товаров за счет свободного доступа на рынок Мексики 1. Ускорение темпов экономического развития за счет роста инвестиций, трансферта технологий, определенной степени защиты интересов развивающейся страны одним из крупнейших торговых агентов в мире
2. Расширение рынков сбыта отечественной продукции 2. Стимулирование притока инвестиций из других стран (в т.ч. Японии)
3. Размещение собственных производств в странах-участницах для использования сравнительных преимуществ этих стран    
1. Усиление конкуренции (выигрыш потребителей)
2. Снижение торговых барьеров (выигрыш потребителей)
3. Увеличение взаимного товарооборота (влияние на торговый баланс)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.