Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римского гражданства






§ 28. Латиняне приобретают права римского гражданства многими способами.

§ 29. Итак, уже по Закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте меньшем тридцати лет и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того, как они женятся или на римских гражданках или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе, не меньшем семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция, и что у него от жены годовалый сын, и если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин и его жена, если она того же состояния, что и муж и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами.

§ 32b. Если раб становится бонитарной собственностью одного господина и квиритской другого, то один из них может дать начало освобождению его, а другой дополнить таковое посредством вторичного отпущения на волю.

§ 32с. Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской корабль или другой, представленный вместо потонувшего, и будет шесть лет доставлять хлеб в Рим; это постановляется на основании эдикта Клавдия.

§ 33. Кроме того, эдиктом Нерона постановляется, чтобы латинянин получал квиритское право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца ценностью 10 000 сестерций и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсходует не менее половины имущества, перешедшего от отца.

§ 34. Наконец, Траян постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если он содержал в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывавшую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

§ 37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет значения, так как закон Элия Сенция уничтожает свободу.

§ 38. Точно также, по тому же самому закону, господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда, и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

§ 40. Так как законом Элия Сеиция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший 14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и устанавливать отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигшему 20 лет.

§ 42. Кроме того, Фуфий Каниний установил известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.

§ 43. Итак, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более 30 рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий опять от 30 до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец, тому, кто располагает от 100 до 500 рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

§ 44. Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают рабов не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесением в цензорский список или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина.

§ 48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

§ 49. Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной зависимости от другого.

§ 52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

§ 54. Впрочем, так как римские граждане имеют двоякую собственность (ибо раб считается собственностью каждого или по преторскому, или по квиритскому праву, или по тому и другому вместе), то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы в то же время господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только по квиритскому праву есть собственник раба, не считается полным его господином.

§ 55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право – это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. Это и высказал император Адриан в своем эдикте, объявленном тем, которые ходатайствовали о признании римского гражданства за ними и их детьми: я, впрочем, хорошо знаю, что народ Галатов верит, что дети их находятся во власти своих родителей.

§ 56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданах, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

§ 58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака.

§ 59. В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми

лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как например, между отцом и дочерью, между сыном и матерью или дедом и внучкою; и если такие лица соединяются, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго соблюдается, что, хотя бы они стали друг другу в отношении восходящих и нисходящих через усыновление – они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом, мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкой, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.

§ 64. Итак, если кто совершил незаконный и кровосмесительный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их не известен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью, они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо эти последние признаются не имеющими отца, потому что отец их не известен. Поэтому их обыкновенно называют spurii, т.е. как бы без отца.

§ 76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такой иностранкой, с которой существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

§ 81. Сообразно с этим, сенатское постановление, изданное по почину Адриана, определяет, что дитя латина и иностранки, равным образом иностранца и латинянки, наследует состояние матери.

§ 82. С этим согласно и то, что от рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя.

§ 88. Но если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем в силу отпущения на волю делается римской гражданкой и родит, то родившийся, хотя он римский гражданин, как его отец, все-таки не переходит под власть своего отца, так как он незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое считало бы эту связь законной.

§ 98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

§ 99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовой независимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном – и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление. Властью сановника усыновляют тех, которые состоят под отеческой властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын или дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка.

§ 100. Первый вид усыновления, т.е. совершающийся при помощи народа, может происходить только в Риме, а второй – обыкновенно совершается тоже в провинциях в присутствии их наместников.

§ 101. Равным образом, властью народа не усыновляются женщины (это именно казалось более соответственным). В присутствии же претора (в Риме), а в провинциях перед проконсулом или легатом усыновляются также женщины.

§ 104. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

§ 105. Точно также, если кто-либо усыновит властью народа, или перед претором, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

§ 108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей: это право свойственно также только римским гражданам.

§ 109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

§ 110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.

§ 111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

§ 112. Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб, – почему этот торжественный обряд брака называется confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма многое при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется.

§ 113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

§ 116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале.

§ 117. Итак, все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

§ 119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов»; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

§ 120. Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, – а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi.

§ 121. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и этот акт называется mancipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.

§ 128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корнелиеву закону изгоняется из пределов отечества, теряет права римского гражданства, то из этого следует, что дети перестают быть в его власти, как если бы он умер, так как таким наказанием он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно с разумным основанием права, чтобы человек – иностранец имел в своей власти римского гражданина. По той же причине, если находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то он перестает быть во власти родителя, так как несогласно со справедливостью и основанием права, чтобы человек – иностранец был во власти отца – римского гражданина.

§ 129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то, хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он в плену умрет, то дети, правда, будут самовластными, но можно сомневаться – с того ли времени, когда умер восходящий у неприятеля, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.

§ 130. Сверх того выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они посвящаются в фламины Юпитера и женского пола, если назначаются весталками.

§ 133. Однако нам нужно заметить, что имеющий в своей власти сына, и от него внука, вправе сына отпускать, а внука удержать в своей власти, или, наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить, или всех сделать самовластными. То же разумеется и о правнуке.

§ 137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому, как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смерти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества.

§ 138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

§ 144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола – несовершеннолетних, а женского – как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста.

§ 145. Поэтому, если кто назначает по завещанию сыну и дочери опекуна, и оба они достигнут полноты возраста, то сын освобождается из-под опеки, а дочь, тем не менее, остается под надзором опекуна, так как по закону Юлия и Папия Поппея женщины освобождаются из-под опеки только на основании привилегии детей (как награда); сказанное здесь не касается весталок, которые даже, по мнению древних римлян, были свободны от опеки ради чести их священнослужительства: это постановлено также законом XII таблиц.

§ 148. Жене, которая состоит в супружеской власти, точно также и дочери, и невестке, которая находится во власти сына, а равно и внучке, можно назначить опекуна.

§ 155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.

§ 157. Некогда, насколько это касается закона XII таблиц, и женщины имели опекунами агнатов. Но впоследствии был издан закон Клавдия, который по отношению к женщинам уничтожил эти роды опеки, вследствие чего малолетний сын имеет опекуном совершеннолетнего брата или дядю, но женщины такого опекуна иметь не могут.

§ 159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или же наименьшая.

§ 160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя па родине в рабство, делаются на основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с рабами.

§ 161. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с теми, кого изгоняют из пределов отечества.

§ 162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципации; при том, сколько раз кто маципируется или отпускается па волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности.

§ 189. По праву почти всех государств малолетние находятся под опекой, так как сообразно с естественным правом, чтобы не достигший совершенного возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям (агнатическим восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям, хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что только одни римские граждане имеют детей в своей отцовской власти.

§ 194. Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законной опекой патрона или его детей, освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов другого рода, как, например, Атилианских или доверенных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.