Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, могут ли малолетние что-либо отчуждать






§ 80. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни малолетний без согласия опекуна, отчуждать вещь mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду nec mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний не может.

§ 81. Следовательно, если женщина даст кому-либо деньги взаймы без согласия опекуна, то она заключает обязательство, так как она делает деньги, принадлежащие к разряду вещей nec mancipi собственностью получающего.

§ 82. Но если малолетний дает кому-либо деньги взаймы, то он не заключает никакого обязательства, ибо он не передаст денег в собственность получающему; вот почему питомец может виндицировать свои деньги, где бы они ни находились, т.е. он может заявить и утверждать, что эти деньги принадлежат ему по квиритному праву; женщина же может требовать назад деньги у ответчика посредством долгового иска, но она не может отыскивать их как деньги, ей принадлежащие. Вследствие того и спрашивается, может ли малолетний каким-нибудь образом виндицировать деньги, отданные взаймы, от того, кто таковые получил, и снова израсходовать, так как они могут быть требуемы только от владеющего ими.

§ 83. Но с другой стороны все вещи, как mancipi, так и nec mancipi могут женщины и малолетние получать без соизволения опекуна, так как им предоставляется возможность без соизволения опекуна улучшить свое состояние.

§ 84. И поэтому должник, который платит малолетнему долг, делает его собственником денег, но сам он не освобождается от долга, так как малолетний без уполномочия опекуна не может погасить никакого обязательства, так как ему не дозволяется отчуждать никакой вещи без соизволения опекуна. Однако, если бы он этими деньгами улучшил свое состояние и предъявлял бы еще претензию, то он может быть устранен возражением злого умысла.

§ 85. Женщине же мы можем законно, без участия опекуна платить; должник в этом случае освобождается от обязательства, так как вещи nec mancipi, как мы только что сказали, женщина может отчуждать без соизволения опекуна; это имеет место только тогда, если она действительно получит деньги, однако, если она их не получит, но, сказав, что она получила, пожелает освободить должника без участия опекуна, посредством акцептиляции (т.е. заявления, что она считает обязательство исполненным), то она этого сделать не может.

§ 86. Мы приобретаем не только сами, но также и через тех, которых мы имеем и нашей отеческой и супружеской власти, или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обладаем. Рассмотрим внимательно о каждом из них.

§ 87. Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим способом, все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может; и потому, если бы он был назначен наследником, то не иначе как по нашему приказанию может принять наследство; и если он по нашему приказанию примет, то наследство приобретается нам, совершенно так, как если бы мы сами были наследниками; сообразно этому, мы через них приобретаем тоже отказы.

§ 88. Мы должны однако знать, что если раб составляет собственность одного по преторскому праву, а другого по квиритскому, то по всем законным основаниям через этого раба приобретается только для того, кому он принадлежит по преторскому праву (кто пользуется бонитарным обладанием).

§ 89. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, по и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности.

§ 90. Через тех лиц, которых мы имеем в нашей супружеской власти или в кабале, мы приобретаем право собственности по всем законным основаниям, равно как и через тех, которые подчиняются нашей отеческой власти; но спрашивается, приобретаем ли мы также владение, так как мы этими лицами собственно не владеем.

§ 91. Относительно тех же рабов, которыми мы пользуемся па праве узуфрукта, постановлено так: все то, что они приобретут с помощью наших вещей или своими собственными работами и трудами, все это идет в нашу пользу, а то, что они получат всякими другими способами приобретения, принадлежит господину собственности. Следовательно, если такой раб будет назначен наследником или что-либо будет ему отказано, то он приобретает не для меня, а для хозяина вещи.

§ 92. То же постановляется о том, кем мы добросовестно владеем, будет ли он свободный человек, или чужой раб, ибо что постановлено о пользовладельце, то же самое касается и добросовестного владельца. Таким образом, все, что приобретается помимо вышеупомянутых двух случаев, то принадлежит или самому приобретателю, если он лицо свободное, или господину, ежели он (приобретающий) раб.

§ 93. Но когда добросовестный владелец давностью приобретает этого раба в собственность, то он может всяким законным способом через него приобретать, так как он таким путем делается собственником; имеющий же право пользовладения не может приобрести давностью, во-первых, потому, что он не владеет им, а только имеет право употребления и пользования, во-вторых, потому что он знает, что раб – чужой.

§ 94. Спрашивается, можем ли мы через раба, состоящего в нашем полном пользовании, владеть какою-нибудь вещью или приобрести таковую путем давности, так как мы не владеем самим рабом; через того же раба, которым добросовестно владеем, мы без сомнения можем и владеть и приобрести посредством давности. Впрочем, мы говорим, но отношению к тем и другим, в смысле определения, которое мы только что изложили, т.е. если рабы приобретут что-либо посредством нашей вещи или благодаря своим собственным трудам, то это приобретается для нас.

§ 95. Из этого видно, что мы не может приобретать никаким образом посредством свободных людей, которых мы не имеем в нашей власти и которыми не владеем добросовестно, равным образом посредством чужих рабов, в которых мы не имеем ни права пользовладения, ни законного владения, ни в каком случае мы ничего не приобретаем. В этом смысле и говорится обыкновенно, что через постороннее (третье) лицо мы ничего не приобретаем; только относительно владения возникает вопрос, можем ли мы приобрести владение через свободное лицо.

§ 96. Вообще следует знать, что тем, которые состоят в нашей отеческой или супружеской власти, или в кабале, ничего перед (судящим) магистратом уступать нельзя, а так как у этих лиц собственного имущества быть не может, то, конечно, они не могут виндицировать что-нибудь исковым порядком, как собственность.

§ 97. Пока довольно, что доселе высказано о том, каким образом приобретаются для нас отдельные вещи; ибо право отказов, по которому тоже приобретаются для нас отдельные вещи, удобнее будет изложить в другом месте. Теперь же рассмотрим, какими способами приобретаются вещи в совокупности.

§ 98. Если мы сделались чьими-либо наследниками, или будем домогаться владения наследственным имуществом (на основании преторского эдикта), или ежели мы приобрели путем покупки чужое имение, или когда мы кого-либо усыновили, или подчинили какую-либо женщину нашей супружеской власти, то имущество этих лиц переходит к нам.

§ 99. Прежде рассмотрим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону.

§ 101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завеща-

ние составляли или перед лицом всего народа в куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды в год или перед вступлением в поход, т.е. тогда, когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение. Словом procinctus обозначалось вооруженное войско, готовое к бою. Итак, одни завещания составлялись во время мира и покоя, а другие – перед выступлением на поле сражения.

§ 102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний – посредством весов и меди. Если кто не составил завещания ни в куриальных собраниях, ни на поле сражения, то в случае если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципационной форме другу (постороннему лицу) свое семейство, т.е. свое имущество и просил его распределить имение согласно его последней воле. Этот вид завещания называется завещанием посредством весов и меди, конечно, потому что совершается посредством торжественной продажи.

§ 103. Но первые два рода завещания с давних времен вышли из употребления; последний же вид завещания, который совершается посредством весов и меди, оставался. Разумеется, что теперь он совершается иначе, чем прежде, когда тот, который посредством мнимой продажи приобретал от завещателя имущество, занимал место наследника, и поэтому завещатель объявлял ему, что хотел бы дать каждому после своей смерти. Теперь же назначается в завещании один наследник, который обременяется отказами, а другой принимается в качестве мнимого покупщика наследственного имения по аналогии с древним правом.

§ 117. Торжественное назначение наследника совершается так: «пусть будет Тиций наследником», принята и следующая формула назначения: «Я приказываю Тицию быть наследником»; не применялось такое назначение: «Я хочу, чтобы Тиций был наследником»; многими не одобрена такая форма «назначаю наследником»; равным образом следующая: «делаю наследником».

§ 119. Претор, однако, может предоставить назначенным наследникам владение наследством согласно завещательному документу, если он будет подписан семью свидетелями и если нет наследника, к кому бы могло по закону перейти наследство, например, брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за собой наследство. То же самое имеет место по закону, если по какой-либо иной причине завещание оказывается недействительным, когда, например, имущество манципированным образом не было продано, или когда завещатель последней воли своей торжественно не заявлял.

§ 124. Если же завещатель пройдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наследниками, каждый в одной доле, если они прямые наследники (свои); если же посторонние, то получают половину, т.е. если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает по праву приращения четвертую часть наследства, и на этом основании она приобретает то, что получила бы в случае смерти отца без завещания, как наследница по закону. Но если завещатель призывает к наследованию посторонних и обойдет дочь, то она правом приращения приобретает половину наследства. То, что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и обо всех детях, все равно, будут ли они мужского или женского пола.

§ 127. Но если отец лишает сына наследства, то должен это, сделать поименно; в противном случае сын не лишается наследства. Поименное лишение наследства имеет место тогда, если кто лишает сына такими слонами: «Сын мой Тиций, да не будет моим наследником», или таким образом: «Сын мой да будет лишен наследства», не прибавляя собственного имени (разумеется, если нет другого сына).

§ 128. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследства посредством общей формулы следующими словами: «Все прочие да будут лишены наследства», каковые слова обыкновенно прибавляются тотчас после назначения наследников. Так предписывает гражданское право.

§ 129. Претор же приказывает всех детей мужского пола, т.е. внуков и правнуков лишать наследства поименно, детей же женского пола, т.е. дочерей, внучек, правнучек можно лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы.

§ 135. Детей, освобожденных из-под отеческой власти, гражданское право не обязывает ни назначать наследниками, ни лишать их наследства, так как они уже не свои наследники. Тем не менее, претор повелевает всех их лишать наследства, будут ли эти лица мужского или женского пола, если они не назначаются наследниками, – именно лиц мужского пола – поименно, женского же или поименно, или посредством общей оговорки. Поэтому, если они не будут назначены наследниками и не лишены наследства таким порядком, как мы выше сказали, то претор обещает им вопреки завещанию, владение наследством.

§ 136. Равным образом дети по усыновлению, пока они состоят во власти отца-усыновителя, пользуются теми же правами, как и дети, происшедшие от законного брака. Освобожденные же из-под отеческой власти отцом-усыновителем не считаются в числе детей ни по праву гражданскому, ни по праву, которое основывается на преторском эдикте.

§ 150. По названному закону (Lex Julia) наследство делается выморочным и собственностью народа, если никто не становится истинным наследником покойного, или если никто не будет преторским владельцем наследства.

§ 151. Может случиться, что завещательный акт, составленный законным образом, вследствие противоположной воли теряет силу. Однако, ясно, что нельзя завещания обессилить только тем, что впоследствии завещатель не пожелал, чтобы завещание это было действительно, до того нельзя, что если перерезать скрепу, то все-таки завещание по гражданскому праву имеет силу. Если даже завещатель уничтожит и сожжет акт завещания, то тем не менее не перестанет иметь значение все то, что в завещании написано, хотя бы было трудно доказать его содержание.

§ 185. Назначать наследниками позволено, как свободных людей, так и рабов, притом как собственных, так и чужих.

§ 186. Однако, нашего раба следует сделать одновременно и свободным и наследником в следующих выражениях: «Раб мой, Стих, да будет свободен и да будет наследником», или «Да будет наследником и да будет свободен»

§ 187. Если он будет назначен наследником без свободы, то он не может быть наследником, даже если после будет отпущен на волю своим господином, так как самое назначение его наследником было недействительно, а поэтому раб, даже если бы он был отчужден, не может по приказанию нового господина принять наследство торжественным образом.

§ 188. Раб, назначенный со свободой в наследники, если останется в этом же положении, делается по завещанию свободным и необходимым наследником, а если он будет отпущен на волю самим господином, то может по своему усмотрению принять наследство. Поэтому, если бы раб был отчужден, то он должен принять наследство по приказанию нового господина; и таким образом господин через него делается наследником, ибо сам раб, будучи отчужден, не может быть ни свободным, ни наследником.

§ 191. Теперь мы рассмотрим отказы. Эта часть права, казалось бы, не входит в состав предложенной материи; ибо говорим о тех формах права, которыми приобретаем вещи в совокупности. Но, когда мы уже сказали о завещаниях и о наследниках, назначаемых по завещанию, то не без основания вслед за сим может быть обслуживаем этот предмет права.

§ 192. Есть четыре формы отказа, а именно: отказ посредством виндикации, отказ посредством присуждения к выдаче вещи, способом дозволении (легатарию взять вещь) и посредством получения вещи наперед.

§ 193. Посредством виндикации мы отказываем следующим образом: «Тицию даю, отказываю, например, раба Стиха»; но если мы даже только одно из этих слов употребляли, например: «даю раба Стиха», то и тогда отказ совершен посредством виндикации. Точно также отказано посредством формы виндикации, если написано другими словами, как, например: пусть возьмет или пусть себе имеет, или так: пусть захватит.

§ 194. Отказ этот называется виндикационным потому, что отказная вещь тотчас после принятия наследства считается собственностью отказоприпимателя по квиритскому праву, и если эту вещь легатарий потребует или от наследника, или от кого-либо другого, кто вещью владеет, то он должен отыскивать ее посредством виндикации, т.е. доказать, что вещь по квиритскому праву – его.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.