Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательно-диагностические собрания






 

Третий тип собраний всегда непосредственно связан с текущим материалом, изучаемым на уроках. Эти собрания помогут учителю быстро определить, насколько эффективны применяемые им методы.

На собрании в одной из школ я был неприятно удивлен тем, что восьмиклассники практически ничего не знали о Конституции США, хотя изучали ее в течение целого семестра. Несмотря на то что многие из них могли цитировать наизусть целые разделы, их восприятие Конституции было абсолютно бездумным.

Мой первый вопрос был следующим: «Что такое Конституция?» Класс, похоже, был застигнут врасплох. Мне сразу стало ясно, что ученики не могут подобрать нужного определения. Они считали само собой разумеющимся, что все и так знают, что это такое. Кроме того, что Конституция—это нечто обязательное для изучения, они ничего не могли сказать.

Далее я перешел к идеям Конституции, желая выяснить, как их понимают учащиеся. Они уверяли меня, что изучали ее очень подробно, и потому я попросил их назвать несколько важных статей. Когда они сослались на Билль о правах, я спросил, пользуются ли они сами этими правами. Понадобилось какое-то время, прежде чем они поняли, что я имею в виду, и еще какое-то время, чтобы пришли к выводу о том, что это имеет к ним прямое отношение. Хотя некоторые из них полагали, что Билль о правах существует только для взрослых. В какой-то степени они были правы, ведь, пока Верховный суд не принял соответствующего решения, несовершеннолетние не были защищены законом. Разумеется, они об этом не подозревали.

Было очевидно, что дискуссия навела каждого на размышления о Конституции. Я не внес ни одной поправки и ни разу не подсказал правильного ответа. Во время образовательно-диагностического собрания руководителю не следует делать оценочных суждений. Учащимся должна быть предоставлена полная свобода мнений и выводов. Пробелы в знаниях учеников показывают учителю, что надо доработать, объяснить или обсудить. В обучении, основанном на запоминании, когда редко проводятся дискуссии с целью проверки понимания учащимися того или иного материала, правильные ответы на вопросы тестов не означают реальных, живых знаний. До тех пор пока учитель не откажется от назидательности, он никогда не обнаружит заблуждений или искаженных представлений учащихся. Руководствуясь суждениями учителя, ученики не утруждают себя тем, чтобы формулировать собственные идеи и мнения.

Для более объективной оценки знаний учащихся было бы целесообразным, чтобы такие собрания проводили учителя из других классов. Образовательно-диагностическое классное собрание никогда не должно превращаться в опрос учащихся. Его единственная задача — выяснить, каким багажом знаний они располагают.

Чтобы оперативные собрания приносили максимальную пользу, они должны проводиться подавляющим большинством учителей данной школы. Детям необходимо приобретать опыт решения проблем и соотносить образование с жизнью уже в начальной школе. Важно, чтобы дети поняли: их судьба зависит от них, а они сами неотъемлемая часть мира, в котором живут. В настоящее время такая точка зрения — редкость. Когда я спрашиваю учащихся, учитываются ли их интересы и мысли в школе, я получаю один и тот же ответ: «Наши интересы для школы не имеют никакого значения».

Классные собрания объединяют детей, потому что здесь их способности не играют никакой роли — они могут сотрудничать и неизменно добиваться успеха. На собрании никто не может потерпеть неудачу, мнение одного не менее важно, чем мнение другого, здесь нет правых и неправых. Когда на собраниях ребенок добивается успеха на глазах у своих товарищей и учителя, у него появляется мотивация для достижения положительных результатов в учебе.

Я предлагаю проводить собрания в начальной школе каждый день в определенное время и два-три раза в неделю в средней школе. Обучение целого класса позволяет преодолеть разобщенность и неудачи. Ведь преподавание основных факультативных предметов ведется в больших, сплоченных группах. Например, без команды невозможен спорт. Однако там, где групповое обучение могло бы быть не менее эффективным, оно почти не используется. Работа с классом как с единым организмом рождает тот же дух сотрудничества, что и в спортивных командах. Устранение риска неудачи, уважение к тому, что говорит ребенок, и отношение к ошибкам как к основе будущей работы учителя определяют конструктивный подход к ребенку. Существующий ныне принцип заострять внимание на ошибках угнетает ребенка. У него пропадают способность и желание думать.

Еще одно преимущество классных оперативных собраний состоит в том, что, высказывая свое мнение публично, ребенок обретает уверенность в себе. В жизни то и дело приходится отстаивать свою точку зрения. Чем лучше мы научим детей говорить связно и разумно, тем лучше мы подготовим их к жизни. Если ребенок умеет отстаивать свое мнение, он обретает чувство непоколебимой уверенности в себе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.