Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение старшеклассников к семейной жизни






 

Как мы уже отмечали при анализе ценностных ориентации школьников, счастливая семейная жизнь является наиболее значимой ценностью для большинства из них. Ее отметили 73.5% московских школьников и 67.8 % учащихся в Амстердаме. Характер проведенного опроса позволяет рассмотреть отношение учащихся к семье более детально. При этом мы остановимся на таких вопросах как семейные планы школьников, их мнение относительно норм, регулирующих брачные отношения и, наконец, на характеристике тех ценностей, которые наиболее значимы для учащихся, учителей и родителей в семейной жизни.

Анализ семейных планов старшеклассников показывает, что подавляющее большинство из них как в Москве (85.8%), так и в Амстердаме (88.2%) " не собирается спешить с таким серьезным делом как брак". При этом лишь 8.9% москвичей и 5.9 % амстердамцев собираются вступить в брак в ближайшее время. Показательно, что доля их среди московских девушек несколько выше, чем в группе юношей (соответственно 11.4% и 5.4%). Прослеживается и среди москвичей определенная тенденция возрастания доли желающих вступить в брак в ближайшее время по мере взросления старшеклассников (13-14 лет - 7.2%, 15-16 лет - 8.2%, 17-18 лет - 14.4%). В амстердамской же выборке каких либо различий по полу и возрасту не наблюдается.

Анализ отношения школьников к нормам, регулирующим брачные отношения, показывает существенные различия между москвичами и амстердамцами. Эти различия отражены в таблице A.M. 1.2.1.

Как в Москве, так и в Амстердаме, значительная доля старшеклассников считает для себя необходимым регистрацию брака при принятии решения о совместной жизни (соответственно 45.5% и 40.4%). Однако, как видно из представленных в таблице данных, московские старшеклассники по сравнению со своими сверстникам из Амстердама чаще считают, что, приняв решение о совместной жизни, им необходимо получит согласие родителей, совершить соответствующий религиозный обряд. В то же время среди амстердамцев по сравнению с москвичами в два раза больше доля тех, кто не считает для себя необходимым какое-либо оформление брачных отношений. Это данные достаточно однозначно свидетельствуют о том, что москвичи в большей степени ориентированы на нормативную регуляцию брачных отношений.

Полученные в ходе опроса данные дают возможность сопоставить мнения родителей, учителей и учащихся, относительно значимых для них ценностей в семейной жизни. С этой целью опрашиваемых просили отметить, какие аспекты семейной жизни они считают наиболее значимым для себя лично.

Московская выборка. Результаты ответов на этот вопрос у москвичей представлены в таблице М. 1.2.1.

Из представленных в таблице данных видно, что значимость таких аспектов семейной жизни как теплые искренние отношения, поддержка супругами друг друга, сходство интересов, материальное благополучие семьи и четкое распределение обязанностей в принципе оцениваются одинаково во всех выборках опрашиваемых. Это может свидетельствовать о достаточно сходном инварианте стиля счастливой семенной жизни у учащихся, родителей и учителей.

Вместе с тем следует отметить, что среди учащихся сексуальная гармония супругов существенно чаше оценивается как значимый для них аспект семейной жизни, в отличие от родителей и учителей.

Таблица A.M.1.2.1

Мнение школьников о необходимости регулирования брачных отношений (% %)

 

  Москва Амстердам
Получить согласие родителей 47.8 31.8
Зарегистрировать брак 45.5 40.4
Совершить соответствующий религиозный обряд (обвенчаться) 26.7 13.7
Исполнить требования национальных традиций (выкуп невесты, выдача, приданого и др.) 4.9 6.9
Я не считаю необходимым для себя какое-либо оформление отношений 17.0 39.1

 

Таблица М.1.2.1

Распределение ответов учащихся, родителей и учителей на вопрос: " Что в браке является для Вас лично наиболее важным? " (в %%)

 

  учащиеся родители учителя
теплые, искренние отношения, взаимопонимание в семье 85.4 80.1 77.1
сходство интересов супругов 13.6 14.8 13.8
четкое распределение обязанностей между супругами 6.3 5.4 1.6
поддержка супругами друг друга 40.4 44.1 48.5
материальное благополучие семьи 49.9 42.1 48.2
сексуальная гармония супругов 43.0 23.3 32.6
забота о воспитании детей 46.6 63.6 54.3

 

При этом следует заметить, что значимость такой ценности, как сексуальная гармония существенно возрастает с возрастом учащихся: 22.3% в возрасте 13-14 лет, 47.8% в возрасте 15-16 лет, .5% в возрасте 17-18 лет.

В отличие от учащихся, для родителей и учителей более значимым является такой аспект, как забота о воспитании детей.

Из таблицы видно, что оппозиция " взаимопонимание" - " распределение обязанностей" задает два полюса ориентации, характеризующих два типа семейных отношений. Первый тип основан на представлении о " теплом" типе взаимоотношений, второй - на " холодном", функциональном. Можно заметить, что подавляющее большинство респондентов ценностно ориентировано на представлемоe о семье, как типе взаимоотношений, где реализуются " теплые, искренние отношения", основой которых является " взаимопонимание". Ориентация же на семью как на структуру, основанную на " четком распределении обязанностей", привлекательна лишь для незначительной части.

Амстердамская выборка. Результаты ответов относительно значимых для них ценностей в семейной жизни у амстердамцев приведены в таблице А.1.2.1.

Из представленных в таблице данных видно, что наиболее значимыми ценностями семейной жизни для амстердамцев выступают теплые искренние отношения, поддержка супругами друг друга, забота о воспитании детей, четкое распределение обязанностей между супругами. В целом можно отметить достаточно высокое сходство между всеми тремя подвыборками относительно оценки значимости ими различных ценностей семейной жизни. Вместе с тем, следует заметить, что амстердамские родители уделяют большее внимание такому аспекту, как забота о воспитании детей, а учителя - поддержке супругами друг друга.

Кросскультурное сопоставление. Сравнение данных, представленных в таблицах М.1.2.1. и А.1.2.1. по московской и амстердамской выборкам показывает, что москвичи в целом более ориентированы по сравнению с амстердамцами на материальное благополучие семьи, в то время как последние чаще отмечают такой аспект семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами.

Учитывая, что учащиеся, как в Москве, так и в Амстердаме, в два раза чаще по сравнению со своими родителями отмечают сексуальную гармонию супругов в качестве важного аспекта семейной жизни, остановимся на этот моменте несколько более подробно. Анализ данных показывает, что с возрастом значимость этого момента у школьников увеличивается. Эта тенденция отражена на рисунке А.М.1.2.1.

Как видно из рисунка, в обоих выборках при переходе от 13-14летнего возраста к возрасту 15-16 лет наблюдается заметное увеличение доли школьников, считающих, что сексуальная гармония супругов является наиболее значимым аспектом в семейной жизни.

 

Таблица А.1.2.1.

Распределение ответов учащихся, родителей и учителей на вопрос: " Что в браке является для Вас лично наиболее важным? " (в %%)

 

  учащиеся родители учителя
теплые, искренние отношения, взаимопонимание в семье 87.0 93.1 89.9
сходство интересов супругов 15.1 11.5 10.7
четкое распределение обязанностей между супругами 35.3 21.5 29.3
поддержка супругами друг друга 40.7 57.4 73.4
сериальное благополучие семьи 13.3 8.6 6.9
сексуальная гармония супругов 29.4 15.3 22.4
забота о воспитании детей 34.0 50.5 33.4

Возрастная динамика изменения оценки значимости сексуальной гармонии супругов, как важного аспекта семейной жизни у московских (график А) и амстердамских (график В) старшеклассников.

 

По-видимому, это связано в первую очередь с постпубертатным периодом и, возможно, переходом к половым контактам. Вместе с тем, обращает на себя внимание заметное расхождение в оценке значимости сексуальной гармонии в семейной жизни у 17-18 летних школьников Москвы и Амстердама. Анализ материалов опроса показывает, что снижение значимости ценности сексуальной гармонии у амстердамских школьников в 17-18 лет сопровождается параллельным возрастанием значимости для них такой ценности семейной жизни, как поддержка супругами друг друга (в 13-14 лет отмечают этот аспект 27.0%, в 15-16 лет - 38.3%, в 17-18 лет 47.4%). Подобная динамика отсутствует у московских школьников. Таким образом, можно сделать вывод о том, что падение значимости ценности сексуальной гармонии семейной жизни у амстердамских старшеклассников в возрасте 17-18 лет связано с их переориентацией на такую ценность, как поддержка супругами друг друга. …

Важно отметить, что в целом амстердамцы-учащиеся, родители, учителя, в отличие от москвичей ориентированы на функциональные отношения в семье. Для учащихся, родителей и учителей из Москвы характерна ориентация на заботу о семье.

Полученные данные позволят проследить генезис и динамику смены оценки значимости различных ценностей семейной жизни. Так, из рисунка A.M. 1.2.2. видно, что с возрастом, если сравнивать молодую генерацию и взрослую, происходит переориентация с ценностей межличностной близости супругов на ценности функциональных отношений в семье. …

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.