Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа по учебной дисциплине «специальная методика дошкольного воспитания и обучения» предназначена для студентов






Программа по учебной дисциплине «Специальная методика дошкольного воспитания и обучения» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1–03 03 01 Логопедия.

Учебная дисциплина интегрирует опыт классического педагогического наследия и современных зарубежных и отечественных исследований в области общей педагогики и психологии, специальной педагогики и психологии, специальных методик обучения и воспитания. Это позволит студентам системно и глубоко изучить научно-методологические и программно-методические основы организации дошкольного образования, эффективные методики и технологии воспитания и обучения нормально развивающихся детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи. Учебная дисциплина «Специальная методика дошкольного воспитания и обучения» тесно связана с такими дисциплинами как «Логопедагогика», «Логопедия», «Логопсихология».

Цель учебной дисциплины – раскрыть теоретические, методические и практические основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста при нормальном развитии и с тяжелыми нарушениями речи.

В процессе изучения учебной дисциплины решаются следующие задачи:

- сформировать знания студентов об основных профессиональных функциях и содержании деятельности педагога учреждения дошкольного образования;

- сформировать знания студентов об особенностях воспитания и обучения детей дошкольного возраста при нормальном развитии и с тяжелыми нарушениями речи;

- сформировать умение организовывать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в разных типах учреждений дошкольного образования;

- раскрыть содержание и методику работы по реализации содержания образовательных областей «Физическая культура», «Ребенок и природа», «Ребенок и общества», «Элементарные математические представления», «Искусство», «Развитие речи и культура речевого общения» с детьми дошкольного возраста при нормально развитии и с тяжелыми нарушениями речи.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

- особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе;

- цель, задачи, содержание, средства и формы организации образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования;

- теоретические основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста при нормально развитии и с тяжелыми нарушениями речи;

- принципы, методы и технологии организации образовательного процесса с нормально развивающимися детьми дошкольного возраста и их сверстниками с тяжелыми нарушениями речи;

- принципы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи;

- требования, предъявляемые к уровню подготовки детей дошкольного возраста при нормальном развитии и с тяжелыми нарушениями речи по образовательным областям дошкольного образования.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен умет ь:

- составлять перспективное и календарное планирование по образовательным областям дошкольного образования;

- организовывать целостный образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования разных типов;

- определять наиболее эффективные методы, приемы и средства реализации педагогического процесса:

- внедрять в педагогическую практику инновационные методы и технологии;

- моделировать педагогическое взаимодействие, модифицировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи;

- осуществлять психолого-педагогическую работу с родителями нормально развивающихся детей и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи.

- В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

- современными технологиями обучения детей дошкольного возраста при нормальном развитии и с тяжелыми нарушениями речи;

- проектированием и организацией педагогического процесса;

- специальными методиками воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

- методами организации работы с семьей.

Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания:

В ходе учебной дисциплины используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебными пособиями и монографиями, семинары);

- наглядные методы (метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические методы (упражнения, практические работы);

- активные методы обучения (круглый стол, деловая игра), методы проблемного обучения (диалогическое проблемное изложение, частично-поисковый метод).

Кроме того, предусмотрена организация самостоятельной работы студентов, направленная на ознакомление с основной и дополнительной литературой, конспектирование и анализ первоисточников, подготовку к практическим и лабораторным занятиям.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:

- анализ первоисточников;

- решение задач по вопросам общей и специальной дошкольной педагогики.

- выполнение практических заданий по специальным методикам дошкольного воспитания и обучения.

Учебная дисциплина предусматривает следующие формы организации обучения: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

В соответствии с учебным планом дисциплина «Специальная методика дошкольного воспитания и обучения» рассчитана на 406 часов, из них 184 часа составляют аудиторные занятия: 92 часа – лекции, 80 часов – практические занятия, 12 часов – лабораторные занятия.

Форма контроля знаний: 1 курс 1 семестр – экзамен; 2 курс 4 семестр – экзамен; 3 курс 5 семестр – зачет.

 

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Кол-во часов
Всего ЛК ПР ЛБ
  РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ       -
1.1 Основы общей и специальной дошкольной педагогики как учебная дисциплина       -
1.2 Нормативно-правовая база дошкольного и специального дошкольного образования в Республике Беларусь       -
1.3 Содержание и организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного и специального дошкольного образования       -
1.4 Воспитание и обучение детей раннего возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи     - -
1.5 Воспитание и обучение детей дошкольного возраста и их сверстников в игровой деятельности       -
1.6 Физическое воспитание детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи       -
1.7 Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи       -
1.8 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи     - -
1.9 Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи       -
1.10 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи       -
1.11 Взаимосвязь учреждения дошкольного и специального дошкольного образования и семьи         -
1.12 Преемственность в организации образовательного процесса на дошкольном и школьном уровнях системы дошкольного и специального дошкольного образования     - -
  РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ        
2.1 Образовательная область «Физическая культура»       -
2.1.1 Методика реализации содержания образовательной области «Физическая культура»        
2.2 Образовательная область «Формирование элементарных математических представлений»        
2.2.1 Общие вопросы методики реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления»     - -
2.2.2 Организация сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи как основы формирования элементарных математических представлений       -
2.2.3 Методика формирования количественных представлений        
2.2.4 Методика формирования представлений о форме и величине предметов   -   -
2.2.5 Методика формирования пространственно-временных представлений     - -
2.2.6 Профилактика дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи       -
2.2.7 Диагностика сформированности элементарных математических представлений   -   -
2.3 Образовательная область «Ребенок и общество»        
2.3.1 Общие вопросы методики реализации содержания образовательной области «Ребенок и общество»     - -
2.3.2 Методика формирования представлений о предметном мире       -
2.3.3 Методика формирования представлений о себе, ближайшем окружении, социуме, труде взрослых       -
2.3.4 Методика обучения самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду       -
2.3.5 Теоретические основы обучения игре       -
2.3.6 Методика обучения творческим играм   -   -
2.3.7 Методика обучения играм с правилами   -    
2.4 Образовательная область «Ребенок и природа»        
2.4.1 Методика ознакомления с живой природой        
2.4.2 Методика ознакомления с неживой природой       -
2.4.3 Использование технологии проектного обучения в процессе ознакомления с природой   -   -
2.5 Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»       -
2.5.1 Общие вопросы методики реализации содержания образовательной области «Развитие речи и культуры речевого общения»     - -
2.5.2 Методика формирования произносительной стороны речи       -
2.5.3 Методика формирования лексико-грамматической стороны речи       -
2.5.4 Методика формирования связной речи       -
2.5.5 Методика ознакомления с художественной литературой   -   -
2.6 Образовательная область «Обучение грамоте»       -
2.6.1 Общие вопросы методики реализации содержания образовательной области «Обучение грамоте»       -
2.6.2 Методика подготовки к письму   -   -
2.7 Образовательная область «Искусство»        
2.7.1 Общие вопросы методики реализации содержания образовательной области «Искусство»     - -
2.7.2 Методика обучения изобразительной деятельности        
2.7.3 Методика обучения конструктивной деятельности       -
2.7.4 Использование компьютерных программ к процессе обучения изобразительной и конструктивной деятельности   -   -
2.7.5 Методика обучения музыкальной деятельности     - -
  ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.