Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность групповой деятельности






Все рассмотренные динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Логично и этот вопрос рассмотреть, как составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению данного конкретного задания экспериментатора. Не случайно поэтому, что большинство экспериментальных работ по этой проблеме в традиционной социальной психологии выполнены Как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе «групповой динамики». В них были выявлены некоторые важные характеристики эффективности «абстрактной» деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т. п. Формальные стороны этих взаимосвязей весьма значимы для постижения природы групповых процессов. Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияет на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Более того, при принятых в традиционной социальной психологии образцах исследования этой проблемы сама природа эффективности деятельности малой группы рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала объектом уже давно не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее производительности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.

В действительности же, производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель для социальной психологии —это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Естественно, этот показатель важен не только в социально-психологическом исследовании, он вообще очень значим, имеет принципиальное значение в нашем обществе в соответствии с его основной целью—всесторонним развитием личности каждого работника. Между тем вторая сторона эффективности оказалась практически не исследованной в традиционной социальной психологии. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности формально присутствовала в исследованиях, однако интерпретация удовлетворенности была весьма односторонней: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Между тем результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: повышает ли такого рода удовлетворенность эффективность деятельности группы или нет? Объяснялось это тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность — с системой преимущественно межличностных отношений. Проблема же удовлетворенности между тем имеет другую сторону — как проблема удовлетворенности трудом, т. е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы—завоевание советской социальной психологии. В теоретическом плане этот акцент не мог быть сделан без одновременной разработки ворроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, а равным образом без разработки представления об уровнях развития группы, о превращении ее на определенном этапе развития в коллектив.

Выдвижение в советской социальной психологии такого критерия эффективности деятельности малой группы, как социальная и трудовая активность членов группы (обусловленная их удовлетворенностью трудом), прямо и непосредственно связано с признанием решающей роли такого фактора, как превращение группы в коллектив. Отсюда следует важное методологическое указание на то, каким образом в экспериментальном исследовании нужно подходить к изучению эффективности. Она не может быть исследована не только вне контекста конкретной содержательной деятельности группы, но и вне конкретного анализа тех реальных отношений, которые сложились в данной группе в процессе совместной деятельности. Если принять идею о том, что каждый уровень развития группы означает определенный характер этих отношений, то нужно принять как методологический принцип изучения эффективности возможность различных ее конкретных видов и форм на каждом этапе развития группы.

Р.С. Немов отмечает по этому поводу: «...группы, находящиеся на разных стадиях социально-психологического развития, должны обладать различной эффективностью при решении разных по значимости и трудности задач»[17]. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы «разложить» на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого.

Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Когда все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это—критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в совершенно новой системе отношений, складывающихся в группе, на высшем уровне ее развития. С этой точки зрения дальнейшее изучение новой формы эффективности деятельности малой группы возможно лишь при условии анализа коллектива.

Серия экспериментальных исследований, предпринятых с точки зрения разрабатываемой социально-психологической теории коллектива, дала первые подтверждения этой гипотезе. Кроме того, она дала основания по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно значительно расширить их перечень; наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь и о таких критериях, как воспитательное воздействие коллектива на личность, а также наличие «сверхнормативной» активности (стремление членов коллектива добиваться высоких показателей). Что же касается традиционных критериев, то и здесь необходимы определенные уточнения:

в частности, при исследовании удовлетворенности трудом необходимо учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности, как подготовительную, так и инструментальную. Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что в группах высокого уровня развития особое значение приобретает именно первая фаза— здесь с особой силой могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы. Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности необходимо должна быть связана с проблемой превращения группы в коллектив.


[1] Буевя Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 149.

[2] 2 Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой и др. М., 1975.

[3] См.: Чудновский И. И. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной социальной психологии // Вопр. психологии. 1971. № 4.

[4] См.: Петровский А. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопр. психологии. 1973. № 5.

[5] Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. Разд. IV, § 5. М., 1972.

[6] Донцов А. И. Принципы социально-психологического анализа // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 71.

[7] См.: Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979

[8] См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 310—311.

[9] См.: Волков И. П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 84.

[10] См.: Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.

[11] См.: Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. Л., 1973. С. 59.

[12] См.: Журавлев А. В. Стиль руководства и организация соревнования // Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М., 1977. С. 116.

[13] См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М„ 1971. С. 306.

[14] Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопр. психологии. 1978. № 3.

[15] См.: Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. С. 126—128.

[16] См.: Емельянов Ю.Н. Активное обучение. Л., 1985.

[17] Немов Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности // Вопр. психологии. 1978. № 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.