Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение понятий «консультирование», «психотерапия», «психокоррекция».






Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции).
Психологическое консультирование также является организованным особым образом — в форме диалога — межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом:

а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия;
б) с иными формами профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.).
Одной из самых важных проблем исследования психологического консультирования, затрагиваемых в связи с этим вопросом, является проблема соотношения психологического консультирования и психотерапии. Эта проблема часто рассматривается как проблема соотношения медицинского и немедицинского подходов к оказнию психологической помощи, проблема позиций вступивших в помогающее отношение людей.
Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии.
Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик.
Отечественная традиция двойственна и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием.
Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики.
При этом, как это внешне ни парадоксально, в случае зарубежных подходов имеются более четкие юридические и этические базы психологической помощи, консультированию и психотерапии в России же до сих пор свойственна размытость правовых и ценностных границ.
В нашем учебнике мы придерживаемся, скорее, западной позиции, которая во многом объединяет данные практики и чаще всего оперирует понятиями «консультирование» и «психотерапия» как синонимами.
В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести определения, которые включают такие понятия, как лечебные (коррекционные) воздействия, больной (пациент), эксперт, проблема, здоровье или болезнь.
Психотерапия часто рассматривается как:

1. система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;

2. специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;

3. процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

В качестве определений, фиксирующих преимущественно психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психотерапевтический или консультативный диалог, психологические проблемы и конфликты, психологический рост, отношения, клиенты, фасилитатор, ценности и поведение, можно указать следующие:

1. специфический вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;

2. средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными и мешают личностному росту;

3. длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых является специалистом по коррекции и развитию человека и человеческих взаимоотношений.

В какой-то мере объединяет эти подходы определение С. Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами» (1982).
В определениях, которые обычно называют медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть, подчеркивается объект воздействия.
Психологический подход фокусируется не столько на объекте или предмете, сколько на средствах и процессе взаимодействия.
При этом обычно даже в медицинских подходах отмечается большая понятийная емкость понятия «психотерапия» по сравнению с «консультированием».
Важно также обратить внимание на то, что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые различные определения психотерапии и консультирования — в своем классически монологическом («интервенция») или диалогическом, интерактивном («взаимодействие») модусах.
Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид или модус психотерапевтического взаимовоздействия, подчеркивающий активность специалиста. Термин «психотерапевтическое вмешательство» может также обозначать конкретный психотерапевтический прием — некоторую локальную «интервенцию». Например, это разъяснение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, советы и т. д. Оно может означать и общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии), например в бихевиоризме, парадоксальной традиции и т. д.

Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:

1. абилитация — формирование способности;

2. реабилитация — восстановление способности. Сам термин «психологическая коррекция» получил

распространение в начале 70-х и в конце 90-х годов XX века в России в практике социальных работников. Распространение термина «психологическая коррекция» во многом было направлено на преодоление ситуации разрыва и структурирование межпрофессионального взаимодействия: когда врач занимался психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако, вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня. Здесь также выделяются две основные точки зрения,
Одна из них признает полную идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать целенаправленно используемую психологическую коррекцию, не говоря уже о медицинском, педагогическом и иных видах взаимодействий.
Другая точка зрения предполагает, что психологическая коррекция призвана решать преимущественно задачи психопрофилактики, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.
В целом же полностью разделить понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как многие нарушения и болезни психосоматического или психического типов носят динамический характер, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс терапии включает в себя вторичную и последующие профилактические мероприятия. Кроме того, в системе восстановительного лечения различных заболеваний все большее значение приобретает комплексный подход, учитывающий наличие в этиопа-тогенезе (т. е. в происхождении и развитии заболевания) и личностном развитии взаимодействий биологического, психологического и социального факторов. Каждый из них нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. При этом определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии — вне конкретной проблемной ситуации, нозологии заболевания или жизненной ситуации индивида и его отношений с миром в целом — практически невозможно.
Значение психологического фактора в генезе (происхождении и развитии) проблемной ситуации или этиопа-тогенезе конкретного заболевания определяет направленность психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) или консультационных (коррекционных) задач. Все это позволяет специалистам рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии.
Также важно отметить, что и психотерапия как процесс коррекции уже существующей проблемы или заболевания, так и психопрофилактика как процесс коррекции причин возможных затруднений и болезней часто используют весь спектр существующих методов и по сути своей обращены к диалогу как основному, если не единственно ценному, методу работы. Все это указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии.
Понятия «психологическая коррекция» и «психологическое вмешательство» обнаруживают очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается специалистами как целенаправленное психологическое воздействие, Иногда можно уточнить соотношение этих терминов через выражение «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это не всегда необходимо.
При этом в отечественной литературе более распространенным является понятие «психологическая коррекция» (подчеркивается цель), а в зарубежной — «психологическое вмешательство» (подчеркивается средство помогающего взаимодействия).
Важное значение придается классификации видов психологического взаимодействия с клиентами и пациентами по поставленным целям, например:

1. поддерживающая психотерапия, целью которой являются укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;

2. переучивающая, или трансформирующая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных, а также реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных нарушений, и стремление достичь существенных изменений и восстановления полноценности индивидуального и/или межличностного (социального) функционирования личности.

Основные характеристики психотерапии и психологического
консультирования:

1. Средства воздействия (методы): психотерапия и психологическое
консультирование используют психологические средства воздействия, однако в
психологическом консультировании информирование является ведущим приемом.

2. Цели: психотерапия и психологическое консультирование имеют своей
целью достижение более выраженных позитивных изменений в когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности,
психотерапия при этом направлена на достижение значительных личностных
изменений, а консультирование - на помощь человеку в лучшем использовании
собственных ресурсов и улучшении качества жизни.

3. Функции: психотерапия выполняет функцию лечения и частично
реабилитации, а психологическое консультирование - профилактики и развития
(естественно, что речь идет о преимущественной направленности психотерапии и
психологического консультирования, так как в ряде случаев эти функции могут
пересекаться).

4. Теоретическая обоснованность: психотерапия и психологическое
консультирование имеют в качестве своей научной основы психологические
теории.

5. Эмпирическая проверка: психотерапия и психологическое
консультирование нуждаются в изучении эффективности воздействий.

6. Профессиональные действия: психотерапия и психологическое
консультирование осуществляются специалистами в профессиональных рамках.
Дополнительные характеристики:

7. Продолжительность воздействий: психотерапия предполагает
продолжительность не менее 15-20 сеансов, психологическое консультирование
может ограничиваться 1-5 сеансами.

8. Место изменений: в психотерапии изменения происходят непосредственно
в ходе терапии и являются сущностью психотерапевтического процесса, в
психологическом консультировании анализируются варианты решений конкретной
проблемы, но решение и изменения осуществляются человеком не в рамках
консультирования, а по его окончании.

9. Степень самостоятельности клиента: в психотерапии процесс изменений
сопровождается психотерапевтом, в психологическом консультировании изменения
осуществляются человеком самостоятельно без сопровождения консультанта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.