Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особеннсоти разных сензитивных периодов развития в жизни ребёнка.






Несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.
Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
- период особой чувствительности и психических отношений;
- сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
- период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
- страсть и приверженность;
- проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
- интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
- временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;
- этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным спадом интенсивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Новейшие исследования показывают, что границы сензитивных периодов, определённые М.Монтессори, могут быть отодвинуты. Так, учёными установлено, что уже в утробе матери ребёнок реагирует на звуки, обладает тактильным чувством, у него развиты вкусовые ощущения, он двигается, он готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», - пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» доктор М.Л.Лазарев, автор метода пренатального воспитания «Сонатал». Занимаясь пренатальным воспитанием малыша, вы будете способствовать его полноценному гармоничному развитию.
Учёные отмечают, что в раннем возрасте для становления человека важен не только год, но даже, месяц, неделя, день. В периоде новорождённости есть свои сензитивные периоды. Установлено, например, что период с 7 по 21 день жизни ребёнка благоприятен для развития зрительного сосредоточения, которое важно для последующего развития внимания. Значит, именно в это время необходимо, эмоционально общаясь с малышом, вызывать его зрительное сосредоточение на лице взрослого, на игрушке или любом предмете. Упустить этот момент – значит потерять возможность оптимального развития внимания у ребёнка.
Существуют и другие определения сензитивных периодов. Так, Пэм Скиллер, автор книги «Умный старт», пишет:
«Благоприятные периоды трудно установить точно, потому что результаты многочисленных исследований достаточно отличаются друг от друга. Эта таблица составлена на основании наиболее часто встречающихся результатов. Первый благоприятный период показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека. Следующий благоприятный период указывает на усиление активности мозга. Дальнейший возможный период указывает на способность мозга адаптироваться в жизненных обстоятельствах.

О. Сергачёва, кандидат психологических наук, пишет: «Трёхлетнего ребёнка невозможно научить переносить холодильники и высчитывать интегралы. Зато его можно научить говорить. В зоне ближайшего развития обычно " собираются" готовые к этому самому развитию физические и психические возможности. И наступает сензитивный период для того или иного навыка, той или иной деятельности. Это означает, что именно в этот период обучение навыку, деятельности будет наиболее эффективным, и заложит необходимый базис для формирования других процессов и личности в целом. Сензитивные периоды от 2 лет до 7 лет изучены досконально:
• 2, 5 года – для развития устной речи;
• 3 года – для самооценки, для эмоциональной и морально-нравственной сферы;
• 4, 5-6 лет – для развития чтения;
• 6-7 лет – для развития мотивационно-волевой сферы.
Это означает, что обучение чтению в 3 года потребует гораздо больших усилий от учителя и ученика, чем обучение чтению в 4, 5 года. Более того, мозг как субстрат психической деятельности может быть и не готов к такому обучению. Более того, теряется период для развития самооценки, эмоциональной и нравственно-моральной сферы. Когда мы получим ягодки от этих цветочков? В подростковом возрасте - проблемы с самооценкой, в раннем возрасте - проблемы с моралью и нравственностью».
На сайте Л.Даниловой приводится следующая шкала сензитивности:
• до 3 лет (до 4, 5 лет) - язык
• 4 г - пространство
• 5 лет - математика, музыка (величина, форма, темп, звук, лад)
• 6 лет - спорт, движения (возраст грации)
• 8 - 9 лет - второй период языковых способностей.
• 10 - 11 лет - познавательные способности (необходимы разнообразные увлечения и интересы).
Стоит упомянуть и о сензитивных периодах развития способностей. В. С. Юркевич в книге «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность» пишет: «Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей - до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери - серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.
Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного».
Сегодня проблема сензитивных периодов развития интересует всё большее число учёных, педагогов, родителей. Если раньше понятие «сензитивные периоды» применялось только относительно детей, причём преимущественно дошкольного возраста, то сегодня учёные рассматривают это понятие гораздо шире и предполагают наличие сензитивных периодов и для взрослых.
Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства.
Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей, и педагогов.
Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

 

Период Возраст Описание
Порядка от 2 до 4 лет Характеризуется стремлением к постоянству и повторением. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.
Движения от рождения до 1, 5 лет Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.
Маленьких предметов от 1, 5 до 4 лет Интерес к мелким предметам и деталям.
Вежливости и этикета от 2, 5 до 6 лет Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.
Утончения чувств от 2, 5 до 6 лет Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.
от 3, 5 до 4, 5 лет Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.  
Чтения от 3 до 5, 5 лет Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.
Языка от рождения до 6 лет Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.
от 4 до 6 лет Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.  
Музыки от 2 до 6 лет Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии.
Математики от 4 до 6 лет Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.


Период Развития речи от рождения до 6 лет:
от 0 до 4, 5 месяца: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное;
-дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи;
- дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата;
-около 1 года: ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
- ребенок сознательно выговаривает первое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;

-около 1, 5 лет: - но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим " знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может;
- с указанного возраста и примерно до 2-2, 5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
- ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает;
- ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического " детского" языка с особыми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода.
Первый связан с категорическим запретом на " сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального упрощенного " детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.
Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет.

2, 5-3 года: -ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.
3, 5-4 года: Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.
- ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;
4-4, 5 года:
дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
около 5 лет: - они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.
-совершенно естественно наступает следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это притом, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
- ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Развития «чувства порядка» - от рождения до 3, 5 лет
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори.
Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: " Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".
Этап наивысшей интенсивности протеканияэтого периода наступает в среднем около 2-2, 5 лет.
В возрасте 2-2, 5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми.
Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Порядок в окружающей среде
Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее.
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. Но в этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Порядок во времени
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход " внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
Порядок в отношениях
1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. После многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название (" Готовимся ко сну? ") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами мог действовать самостоятельно.
3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
В дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Развития самостоятельности от рождения до 5 лет
Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

Развития движений и действий от рождения до 4 лет
Современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Но мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.
Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.