Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И) русская философия «серебряного века» и проблема человека (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, С.Л. Франк, В.Н. Лосский).






 

Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы – Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку наблюдается в примыкающих к Ведам текстам – Упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане).

Важной составляющей частью Упанишад является концепция круговорота жизни (сансара), с которой тесно связан закон воздаяния (карма). В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Такое понимание берет свое начало в анимистических представлениях людей.

(Анемизм — представление о наличии души у человека, животных, растений и др. предметов. Одушевление окружающего.)

Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее значительных ее представителей является Конфуций. Исходной для него можно считать концепцию «неба», которая означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится человек, его земная жизнь и существование (антропоцентризм). Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека. Особое внимание он уделял принципу Сяо. Это этикет, уважение к родителям и к старшим, и справедливость.

Наряду с учением Конфуция, в древнекитайской философии следует отметить и другое направление – даосизм. Основателем его считается Лао‑ цзы. Идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию. Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. (Принцип невмешательства).

Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей частью ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.

б) античные представления о человеке;

Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос (космоцентризм). Понятие космоса имеет здесь человеческий смысл, человек понимается как часть космоса, микрокосм (малая частица).

Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы (представители натурфилософии, 6 в. до н.э. - монисты.Аноксимен, Аноксимандр, Протогор, Демокрит и т.д.), стоящих на позициях гилозоизма, т. е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.

(Натурфилософия):

Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, – это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела умирает и душа. В отличие от такого вульгарно‑ материалистического взгляда на душу человека, его этическая концепция носит более деликатный характер. Цель жизни, по нему, – счастье, которое не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия. Важнейшее условие ее – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, «желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу», мужественным же человеком является тот, кто сильнее своих страстей (460 г. до н.э.).

(Классический этап античной философии):

Сократ. Поворот к антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом (основоположник философской антропологии). Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.

Платон. В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело – это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

Аристотель. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. Эта социальная природа человека отличает его и от животного. Еще один отличительный признак человека – его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Человек, по Аристотелю, – это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность – две основные характеристики, отличающие его от животного.

Аристотель формулирует положение о деятельностной сущности человека. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности.

(Эллинизм):

Новая сторона философского антропологизма обнаруживается в эпоху разложения древнегреческого общества. На первый план выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным укладом, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально‑ терапевтическая функция философии.

Эпикур. Особенно ярко эта функция выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. Исходный пункт рассмотрения общества и человека – это индивид. Социум – это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага. (Методологический и социально‑ этический индивидуализм)

в) понятие о человеческом существе в средневековом мышлении;

В средние века (6 - 15 вв.) человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога», единство божественной и человеческой природы. (Теоцентризм: 1) патристика (учение отцов церкви); 2) схоластика):

1) Патристика.

Видным представителем средневековой христианской философии является Августин Блаженный. Его онтология и учение о Боге как абсолютном бытии и учение о человеке многое берет от Платона. Человек – это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Считал, что идеи бога вечны. Сущность человека в том, чтобы всегда стремиться к ним, т. к. сам человек несёт в себе замысел творца и его внеземной образ, в основе которого лежит любовь и добро. Не выбирая добро, человек совершает зло. Человеческая душа наделена мыслью (разумная душа).

2) Схоластика.

В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела, – и определяет сущность человека. В своей теодицее (оправдание бога) он снимает ответственность с бога за зло и возлагает её на плечи «несовершенного» человека.

г) образ человека в эпоху Возрождения;

Если религиозная философия средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса, 14 - 16 вв.) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы.

Идеалом бытия становится не религиозное, а светское знание. Главные особенности — антропоцентризм и гуманизм. Теперь не бог, а человек поставлен в центр исследований. Идеалом являлась всесторонне развитая личность.

Представители:

Николай Кузанский. Кардинал Римской католической церкви. Считал, что познание дано человеку богом. Человек, как и мир, есть движение противоположностей и находится в постоянном движении и развитии. По его мнению, созерцательная жизнь невозможна, т. к. человек — деятельное существо и развивается только благодаря творчеству.

Пико делла Мирандола. Считал, что человек занимает центральное место в мироздании. Он причастен ко всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Человек — центр Вселенной, он выше всех живых существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен и его свобода не ограничивается вмешательством бога.

Мишель де Монтень. Французский дворянин и мэр города Бордо. Пытался приблизить философию к человеку, его проблемам и жизни в целом. Истинная философия учит человека жить достойно и умереть достойно, т. к. смерть — изнанка жизни. Философия учит человека свободе, а поскольку человек является природным существом — он свободен (если следует законам природы). Необходимо стремиться к любви и счастью, покою души и комфорту тела. Нельзя быть жестоким ни к другим, ни к себе. Т.к. жизнь включает страдание, не стоит умножать его, но и не стоит страшиться его. Жить по таким правилам, значит, быть достойным человеком.

д) человек в новоевропейской философии (английская философия XVII в.; французский материализм XVIII в.; немецкая классическая философия; марксистская концепция человека);

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон. Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходит из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

Основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма в частности считается Рене Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования: «Мыслю, следовательно, существую». У философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, а сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в философии Нового времени.

Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеций, Дидро). Другая отличительная черта их философской антропологии – рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно ограниченного ее законами, так что он «не может – даже в мысли – выйти из природы». Еще одна характерная черта этих мыслителей в том, что, критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен.

Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный предмет в мире». Подобно Декарту, Кант стоит на позиции антропологического дуализма, но его дуализм – это не дуализм души и тела, а нравственно‑ природный дуализм. Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой – нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека. Человек «по природе зол», но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины.

В своем учении Кант затрагивает проблему сознания и бессознательного. Он говорит о наличии у человека «темных представлений», не контролируемых разумом. И сфера этих неосознанных представлений гораздо больше, чем сфера сознания. Кантовская философская антропология еще до Фрейда поставила вопрос о соотношении сознания и бессознательного в человеке. Но если, по Фрейду, основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением биологических потребностей, то для Канта «работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Человек прожил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью.

Антропологическая концепция Гегеля и вся его философия, проникнуты рационализмом. Отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он наиболее чётко выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного». Его учение выражает методологический и социологический коллективизм, т. е. принцип приоритета социального целого над индивидом.

В отличие от немецкого идеализма материалист Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает как часть природы, чувственно‑ телесное существо. Антропологический принцип, являющийся стержнем его философии, предполагает именно такое понимание человека. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека, против дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно. Его человек изолирован от реальных социальных связей и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения междуЯ и ТЫ, при этом особенно важными оказываются отношения между мужчиной и женщиной.

Марксистская концепция человека стала складываться во второй половине XIX века в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в обществе.

К основным понятиям марксистской концепции человека относятся:

«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens – человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.

Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой – сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность. Спор о том, какое из начал – биологическое или социальное – является определяющим в жизни человеческого существа, продолжается среди философов и ученых на протяжении почти двух столетий. С точки зрения марксизма, в человеке господствующим являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бессознательное.

Индивид -это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.

Личность – это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.

Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общество – такова и личность.

Индивидуальность – это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.

е) представления о человеке в философской мысли второй половины XIX в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, вульгарный материализм);

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). Они переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания. Рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс (" мозг выделяет мысль, как печень — желчь").
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр. В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
Близкой к иррационализму является " философия жизни", которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников " философии жизни" являлся Фридрих Ницше. Им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения (" воля к жизни", " воля к власти" — экспансия своего " Я"), иллюзорности, неактуальности Бога (" Бог умер").
В будущем " философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзистенциализма.

ж) образы человека в постклассической философии;

Постклассическая философия и «философия жизни». Представители постклассической философии выступали против классического идеала рациональной философии Нового времени. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической фило­софии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К постклассической философии в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрингера и др.

Немецкий философ Фридрих Ницше наследует одну из наиболее важных черт постклассической философии — иррационализм. Иррационализм - учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.).Для Ф. Ницше важнейшим методом раскрытия сущности общественного явления оказывается переход человеческого в природное. Он считает, что человек – это «болезнь Земли», человек – мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное»; но надо создать подлинного, «нового» человека – «сверхчеловека», который дает цель, он победитель «бытия и ничто» и должен быть честным, но эту честность необходимо «сохранять прежде всего перед самим собой». «Справедливость относительна: то, что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливо для другого».

Проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.

Понятие «нового человека», или «сверхчеловека», стало основой фальсификации в фашистской Германии всей ницшевской философии.

Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. А. Бергсон первым ввел понятия «открытого» и «закрытого» обществ. Для первого мораль состоит в стремлении к свободе, влечениях, любви. Для второго – на принуждении, давлении, привычке; это мораль «муравья в муравейнике» – она автоматична, инстинктивна, ниже интеллекта. Первая – мораль человеческого братства, устремленная в жизненном порыве к Богу; она творческая, эмоциональная, свободная, выше интеллекта.

Немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора, целесообразных действий.

Постклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, человеческой жизни, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.