Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представители работодателя (работодателей)






♦ Представителем работодателя названы руководитель организации или уполномоченные им лица.

Руководитель организации осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.

Надо учитывать также возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

При заключении коллективного договора в обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя осуществляется обычно по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юридического лица. Однако представлять интересы работодателя в этом случае может и иное лицо.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор.

При участии в механизме социального партнерства на республиканском, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Закон называет следующие виды объединений работодателей:

общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение рабо-тодателей;

межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение рабо-тодателей;

региональное объединение работодателей;

региональное отраслевое объединение работодателей;

территориальное объединение работодателей;

территориальное отраслевое объединение работодателей.

Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей — обще-российское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность не-зависимо от органов государственной власти, органов местного само-управления, профессиональных союзов и их объединений, полити-ческих партий и движений, других общественных организаций (объ-единений).

Вмешательство органов государственной власти, органов местно-го самоуправления и их должностных лиц в деятельность объедине-ний работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, запрещается (ст. 6 указанного Закона).

Объединения работодателей участвуют в коллективных перего-ворах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые выступают в качестве органов соци-ального партнерства (ст. 35 ТК). Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров интересов, т.е. споров, возникших при заключении или изменении соглашений (ст. 398-408 ТК). Статья 13 Закона об объединениях работодателей предусмат-ривает и другие права объединений, в частности право формиро-вать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участ-вовать в их разработке; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить кон-сультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объе-динениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономи-ческой политики.

Объединение работодателей, будучи некоммерческой организаци-ей, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и га-рантировать выполнение работодателями принятых на себя обяза-тельств. Объединение работодателей осуществляет лишь представи-тельские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в пра-вилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права — разногласий по поводу невыполнения соглашений.

♦ Интересы государственных и муниципальных предприятий в системе социального партнерства также представляют объедине-ния работодателей, а вот государственные и муниципальные учреж-дения и другие организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены соответствующими федеральными органами испол-нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправ-ления (ст. 34 ТК).

На практике интересы государственных учреждений обычно пред-ставляет государственный орган отраслевого управления — мини-стерство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправле-ния могут быть уполномочены на представительство законодательст-вом, например законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей. Все представители работодателей в системе социального парт-нерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК). Следовательно, именно они могут принимать участие в консультациях, получать информацию, направлять предложения о принятии законов и т.п.

По сложившейся практике в региональные трехсторонние комис-сии также входят объединения работодателей, а не иные представи-тельные органы. Это нашло отражение в целом ряде законов субъек-тов РФ. Кстати, ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятель-ность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов ис-полнительной власти или органов местного самоуправления, пред-ставляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов Федерации определя-ются в конечном счете региональным законодательством.

Об участии указанных представительных органов в деятельности территориальных трехсторонних и отраслевых комиссий Трудовой кодекс не упоминает. Очевидно, этот вопрос должен решаться в по-ложениях о соответствующих комиссиях.

1.2. Представители работников

Основными представителями работников выступают профсою-зы и их объединения, профсоюзные организации.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.

В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образован-ные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организа-ции (ст. 3). Органом профессионального союза может быть и проф-союзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциа-ции) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организа-ции или решением профсоюзного органа.

На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (регио-нальные, общероссийские).

♦ Для взаимодействия на федеральном уровне по согласованию основных направлений социально-экономической политики, заклю-чению генерального соглашения, организации работы РТК создаются общероссийские объединения профсоюзов. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах общероссийским объединением (ассоциацией) профсоюзов признается добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организа-ций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на тер-риториях более половины субъектов РФ.

Общероссийское объединение профсоюзов создается доброволь-но на основе учредительного договора и устава. В уставе должны быть указаны наименование, цели и задачи объединения, состав участников, территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, порядок образования профсоюзных органов и их ком-петенция и др.

♦ Интересы работников организации при осуществлении соци-ального партнерства, как правило, представляет первичная профсо-юзная организация. Как указано в ст. 30 ТК, первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, яв-ляющихся членами соответствующих профсоюзов. Это общее прави-ло. Однако законодатель устанавливает и исключения: в некоторых случаях первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах. Статья 37 ТК предусматривает три случая, когда проф-союзные организации (созданный ими единый представительный орган) выступают в коллективных переговорах от имени всех работ-ников данного работодателя:

1) когда в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая бо-лее половины работников (ч. 3);

2) когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);

3) когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников (ч. 4). При этом передача первичной профсоюзной организации полно-мочий от имени работников, не являющихся членами профсоюза, не производится. В указанных случаях профсоюз осуществляет пред-ставительство всех работников независимо от членства в профсоюзе в силу прямого указания закона.

Трудовой кодекс предусматривает возможность представительства профсоюзами работников, не состоящих членами соответствующих организаций, только для проведения коллективных переговоров, за-ключения или изменения коллективного договора, разрешения кол-лективных трудовых споров. Представительство первичными проф-союзными организациями всех работников организации (индивиду-ального предпринимателя) в иных формах социального партнерства Трудовым кодексом не предусмотрено, что отличается от ранее дей-ствовавших правил.

Это недостаток действующего законодательства, однако он мо-жет быть исправлен в коллективном договоре либо соглашении.

♦ В тех случаях, когда работники данного работодателя не объе-динены в какие-либо первичные профсоюзные организации, допуска-ется создание на общем собрании (конференции) работников иного представителя (представительного органа). Такой орган (представи-тель) избирается тайным голосованием из числа работников органи-зации (индивидуального предпринимателя).

Такие же правила действуют в том случае, когда ни одна из имею-щихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более по-ловины работников данного работодателя и не уполномочена общим собранием (конференцией) представлять интересы всех работников при проведении коллективных переговоров.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ТК представителем работников при отсут-ствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности может выступать как представительный орган, так и специально из-бранные работники — представители. Решение этого вопроса, а так-же вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов, видимо, достаточно избрания одного или нескольких представителей.

В соответствии с положениями Конвенции МОТ № 135 «О пред-ставителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтере-сованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не мо-жет являться препятствием для осуществления профсоюзной орга-низацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК). Статья 16 Закона о профсоюзах провозглашает сотрудничество принципом отноше-ний между профсоюзами, первичными профсоюзными организа-циями и их органами и другими представительными органами ра-ботников. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы ор-ганизации (п. 2 ст. 16 Закона).

Работодатель несет соответствующие обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК). В соответствии со ст. 377 ТК работодатель обязан без-возмездно предоставлять выборным профсоюзным органам поме-щение для проведения собраний (конференций), предоставить воз-можность размещения информации и т.п. Аналогичное положение содержится в ст. 28 Закона о профсоюзах. Конкретные обязатель-ства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Аналогичные условия должны создаваться для избранных пред-ставителей работников (представительного органа) в случае отсут-ствия или малочисленности первичной профсоюзной организации.

􀂾 2. Участие органов государственной власти и органов местно-го самоуправления в системе социального партнерства.

Социальное партнерство — явление многогранное. Оно может развиваться как двустороннее взаимодействие и как сотрудничест-во на основе трипартизма, т.е. участия в системе социального парт-нерства органов государства и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ-ления участвуют в создании и деятельности постоянно действую-щих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллектив-но-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулиро-вание.

Они выступают не в качестве социальных партнеров, а как тре-тий независимый участник консультаций или переговоров, оказы-вающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаи-моприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

«Второстепенная» роль органов государства и органов местного самоуправления проявляется и в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнерства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во-первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на дву-сторонней основе. Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государст-венных органов или органов местного самоуправления, если пред-ставители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК).

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства, не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами вы-ступают в качестве работодателей или представляют интересы рабо-тодателей в соответствии со ст. 34 ТК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.