Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция КНР 1982 г.




Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные "культурной революцией". Конституция КНР определяла политическую сущность гос-ва как демократическую диктатуру народа, которая по существу является диктатурой пролетариата. Закреплена многоукладность экономики и допустима частная собственность и смешанная собственность, в т.ч. государственно-капиталистическая. В отношении регулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Председатель КНР не является теперь главнокомандующим вооруженными силами и не созывает Верховные государственные совещания. Усилена была правотворческая компетенция Постоянного комитета ВСНП и Госсовета.

В конституции предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан, Высшим органом власти, как и прежде, является ВСНП. Исполнительный орган - Государственный совет КНР и его премьер. Высшее должностное лицо государства — Председатель КНР.

Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Первый раз — в 1988 г., когда были легализованы на конституционном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела место в 1993 г. Первая из них (но третья по общей нумерации) вносила изменение в преамбулу и связывалась с вынесением на конституционный уровень стратегической задачи "четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие "многопартийного сотрудничества под руководством КПК". Другие поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны — строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства.

В КНР происходит постоянное обновление законодательства о порядке формирования и организации государственных органов. Наибольшее число новых редакций у Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей и Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств. В эти законы были введены положения об обязательных альтернативных кандидатурах на выборах, о праве участия в выборах граждан КНР, проживающих за границей, если они в период выборов в СНП находятся на территории КНР. Другие изменения касались, например, ограничения численности депутатов ВСНП, увеличения представительства в органах власти малочисленных народов, порядка выдвижения кандидатов в депутаты и их отзыва, проведения дополнительных выборов и т.д.



В большем количестве принятых в последние годы административно-правовых актов значительна роль положений по вопросам государственной службы. Основным нормативным актом в этой сфере является Временное положение о государственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 г. Положение предусмотрело набор служащих по результатам экзаменов, четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодических аттестаций, отвод от должности (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд актов, его конкретизирующих и развивающих.

Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизация институтов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейся политической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования, основанной на административно-командных методах. Благодаря рыночным элементам экономики, в последние годы Китай значительно увеличил объем сельскохозяйтвенного и промышленного производства.

 

Источники гражданского права КНР. Общие положения гражданского права 1986 г.



Содержание гражданского права КНР, как и других отраслей права, определяется особенностями социально-экономической модели этого государства. Основы экономических отношений (прежде всего отношений собственности) закреплены на конституционном уровне. Конституция КНР в редакции 1993 г. гласит: "Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование".

Начиная реформу, КНР оказалась фактически без гражданского законодательства: разрозненные, лишенные системности нормативные акты, принятые в 50-60-е гг., устарели или оказались отброшенными в ходе маоистских экспериментов в экономической сфере. Отказ от командно-административных методов и продвижение по пути строительства многоукладной экономики смешанного (планово-рыночного) типа потребовали разработки правовых норм, необходимых для регламентации рыночных отношений. Создание нового гражданского законодательства чрезвычайно осложняется тем фактом, что руководство КНР не имеет четкого представления об окончательной общественной модели, которая должна утвердиться в результате длительных экономических реформ. Поскольку эта модель в конечном итоге должна воплощать "социализм с китайской спецификой", законодатель лишен возможности заимствовать "готовые" гражданские законы капиталистических стран, как это было сделано в конце XIX в. в Японии и в 1920-е гг. в гоминдановском Китае. Задача разработки ГК ставилась еще в 50-е гг., работа в этом направлении активно велась в начале 80-х гг. (было подготовлено несколько проектов ГК). Однако китайский законодатель в итоге отказался от принятия этого кодекса. Вместо ГК в 1986 г. были приняты и в 1987 г. вступили в силу "Общие положения гражданского права" (ОПГП), регламентирующие статус юридических лиц, сделки, обязательства, собственность. ОПГП закрепляют основы систематизации этой отрасли, ее роль и место в системе современного китайского права. Вместе с ОПГП была принята группа законов и положений, которыми регулируется правовой статус различных субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности и в которых одновременно содержится определенная регламентация отношений собственности. Еще в 1981 г. принят Закон КНР о хозяйственном договоре - основной акт, регулирующий отношения хозяйственного оборота (помимо этого закона в КНР действует ряд положений об отдельных видах хозяйственных договоров). Отношения, связанные с объектами исключительных прав, регламентируются законами о техническом договоре (1987), авторском праве (1990), о патентах (1984) и товарных знаках (1982). Наследственным отношениям посвящен отдельный закон (1985). Регулирование экономических отношений с иностранным участием основывается на Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун (1980) и о Законе КНР о внешнеэкономическом договоре (1985). В то же время законодательство, регулирующее отношения собственности ("ядро" гражданских отношений любого общества), до сих пор не носит развернутого характера. Таким образом, политика китайских законодателей сводится к тому, чтобы принимать отдельные законы, в которых возникает необходимость и для которых созревают условия. Прагматичность такой политики нагляднее всего проявилась при разработке и принятии ОПГП. Данным актом были урегулированы лишь те общие вопросы гражданского права, которые не вызывали резких разногласий у китайских законодателей. ОПГП определили, в частности, какая область общественных отношений регулируется гражданским правом: каков его метод регулирования: кто является субъектами гражданского права и каково их правовое положение; за какими образованиями может признаваться статус юридического лица; каково содержание права собственности - важнейшего цивилистического института; в каких правовых формах предполагается реализация права государственной и коллективной собственности; что такое обязательства, как они возникают и каким образом должны исполняться. Общие положения гражданского права КНР также закрепили единый институт интеллектуальной собственности, правда, не раскрыв ее понятия, в специальный институт выделили гражданскую ответственность, разделив ее на договорную и вне-договорную. установили способы защиты гражданских прав, правила исковой давности, закрепили институт представительства. Наконец, в ОПГП были включены важные нормы международного частного права, регулирующие гражданско-правовые и семейные отношения с так называемым иностранным элементом. В то же время многие важные моменты гражданско-правового регулирования не нашли отражения в этом акте. Так, в нем отсутствуют нормы, позволяющие провести классификацию юридических лиц, закрепляющих порядок их образования. Не содержат ОПГП и какой-то основы для регламентации основных видов гражданских договоров, совместной деятельности. Неполно обрисован правовой статус индивидуальных хозяйств в промышленности и торговле, а также артелей и т.д. Таким образом, содержание ОПГП оказалось близким к функциям традиционно понимаемой Общей части ГК, т.е. к таким нормам и институтам, которые, распространяя свое действие на все (или почти все) гражданско-правовые отношения, обеспечивают единство правового регулирования независимо от их субъектного состава и сферы действия. ОПГП не дают качественно ощутимого (по сравнению с Конституцией) развития положений о видах собственности - государственной, коллективной, частной, об их режимах и т.п. То же самое можно сказать и об индивидуальной (личной) собственности граждан. В Конституции она не характеризуется никак, а в ОПГП любая собственность граждан именуется нейтрально - индивидуальное имущество.

В целом гражданское право КНР находится в состоянии формирования, многие его институты до сих пор не получили четкого законодательного регулирования. В КНР пока нет собственного ГК.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал