Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические особенности отечественной традиции исследования малой группы ( Бехтерев, залужный, Петровский, Коломинский, Уманский).






Малая группа – относ-но устойчив, локализов в пространстве и во времени общность людей, межличностные взаимоотношения в котором регулируются разделяемыми большинством ценностями и нормами регулирования взаимоотношений и поведения.

Начало исследований малой группы положили Бехтерев, Заслужный, Макаренко – 1960-е гг. Начали формир-ся исследователь центры – в Ленинграде, в Москве, Минске - Коломинский – белорусская школа исс-я малой группы – идеи социометрического подхода Морено с учетом отечественного культурного контекста, рассматривал групповую деят-ть в контексте педагогической психологии

В. М. Бехтерев - рефлексологического направления в отечественной психологии, в 1910 г. первым в русской психологической науке сформулировавшего предмет и задачи социальной психологии. Первый в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования. В них изучалась проблема, которую можно было бы обозначить как соотношение индивидуального и группового решения задач. Труд «Коллективная рефлексология».

А. С. Залужный - проблема вожачества, т.е. лидерства. Им предложена типология вожаков, функция вожачества (организация и сплочение коллекти-ва), качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития).

Первый этап (60-е годы) - активное ознакомление с зарубежным опытом и эмпирическая направленность работ. А. С. Макаренко отчетливо реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы, в частности: принцип деят-ти, принцип системности, принцип развития; организация, струк-ра, включ-я руководство и лидерство (типы лидеров из числа воспитанников детских садов); нормативная регуляция поведения (режим, дисциплина), сплоченность, мотивация коллективной деят-ти через поощрение и наказание. Эмоциональные и деловые отнош-я, личность во всем богатстве и многообразии проявления в коллективе.

Второй этап – 70-е гг- Разработка теорий коллектива. 2 теоретические концепции – Уманский, Петровский. Стратометрическая концепция Петровкого: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности). Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт. Параметрическая концепция. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. И дея подхода - поэтапное развитие малой (контактной); группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших соц иально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1) конгломерат (люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия (выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы)На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции предыдущих лет. Это относится прежде всего к дальнейшей разработке методологических вопросов групповой психологии, укреплению и расширению ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых монографических публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству [Кричевский и Рыжак, 1985; Шакуров, 1982; Ярошевский, 1982], групповой интеграции [Донцов, 1984] и эффективности [Немов, 1984], социально-психологическому тренингу [Емельянов, 1985; Петровская, 1989], психологическому климату [Бойко и др., 1983], внутригрупповым [Белкин и др., 1987; Гозман, 1987] и межгрупповым [Агеев, 1990] отношениям. Причем адресат большого числа исследований малых групп этого периода — сфера промышленного производства с многообразием проблем, возникающих в деятельности первичных производственных коллективов [Кузьмин и Свенцицкий, 1982; Свенцицкий, 1986; Шорохова и Журавлев, 1987; Шорохова и Кузьмин, 1984]. Другие значительные области приложения разработок отечественной групповой психологии того времени — сферы школьной жизни [Коломинский, 1984; Бодалев и Кричевский, 1987; Рубцов, 1987] и спортивной деятельности [Джамгаров и Румянцева, 1983; Кричевский и Рыжак, 1985].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.