Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История зарубежных исследований малой группы.






1897 г. – Триплет опублик рез-ты иссл-я, сравнивал эффек-сть индивидуального действия, и в условиях группы. 20-е Олпорт мал. группа - сумма отдельных индивидов, объединенных в рамках некоторой общности и не более (групповые особенности повторялись в каждом индивидуальном сознании). Период 30-х — началу 40-х годов - Шериф - экспер-ты по изуче-ю групповых норм, а Ньюком исследует ту же проблему, но в полевых условиях. Изучаются малые группы на промышленных предприятиях США и Западной Европы, оформляется социометричес-кое направление

Левин, эмигрировавший в начале 30-х годов в США из нацистской Германии явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динами-ка». Теория поля. К. Левин: «поведение личности - продукт поля взаимозависимых детерминант (жизненное или социальное пространство/атмосфера лич-сти).

Ряд мини-теорий групповой динамики, сплоченности, социальной власти, сопернич – сотрудн, образованию группы, внутригруппового давления, групп динамики.

Группа как динамическое целое, обладающее свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних + типология лидерства – Авторитарный тип характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Демократичный тип характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральный тип характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.

Послевоенные десятилетия. Вторая мировая война – изучение закономерностей группового поведения, поиск эффективных приемов управления группами. Середина 70-х — 80-е годы - исследование групп в так называемых «экзотических условиях», т.е. в условиях, характеризующихся изоляцией, ограниченностью перемещения, стрессом и типичных для жизнедеятельности человеческих групп на полярных станци-ях, подводных лодках, космических кораблях.

Интеракционистская концепция. «группа – сис-ма взаимодейств. индивидов, функционир-е кот в группе описывается 3-мя понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

Теория систем «группа как открытая система взаимозависимых позиций и ролей, акцент на групповых «входах» и «выходах».

Социометрическое направление. Уайт - исследования внутригруп. процессов, отношений, лидер-ва однако, влияние работ на развитие теории малых групп минимально.

Психоаналитическая ориентация. Идеи 3. Фрейда - мотивационные и защитные мех-мы личности. (групповая псих-я и легли в основу теорий групповой динамики). Влияние группы на соц. повед-е составляющих ее индивидов, их жизненные переживания.

Общепсихологический подход. Предположение, что многие представления о поведении, накопл. в общей психологии, применимы к анализу групп поведения. Это касается таких процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

Эмпирико-статистическое направление. Понятия групповой теории должны выводиться из рез-тов статистич процедур (Кеттел).

Формально-модельный подход. Конструиров-е формальных моделей групп поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств (не всегда соответствуют естественным ситуациям).

Теория подкрепления. Идеи скиннеровской концепции оперантного обусловливания. - поведение в группе есть функция 2 переменных: вознаграждений (положит подкрепл) и расходов, или наказаний (отриц подкр). Идеи теории - основа для теорий малых групп.

модель Х омана ( теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.),

Тибо и Келли – внутридиадные отношения, экстраполируя, рез-ты анализа на большие группы. Основное внимание Тибо и Келли уделяют фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте интеракции (взаимодействия). Суть подхода состоит в следующем. Всякое межличностное отношение – это взаимодействие. Для анализа преимущественно берется взаимодействие в диаде. «Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться, если участники такого взаимодействия «выгадывают» от него». Эту основную посылку нужно понимать следующим образом. Во-первых, авторы объясняют социальное взаимодействие в терминах «исходов» – вознаграждений и потерь (издержек) каждого из участников взаимодействия. Исход всякого взаимодействия рассматривается как некий шаг, резюмирующий получаемые вознаграждения и понесенные потери. Во-вторых, по их мнению, интеракция будет продолжаться, повторяться, только если ее участники подкрепляются, имея позитивные исходы, то есть если вознаграждения превосходят потери.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.