Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось в 3 этапа: 1. Проведение констатирующего эксперимента. На этапе проведения констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика ритмического слуха старших дошкольников. 2. Проведение формирующего эксперимента. Со старшими дошкольниками была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию ритмического слуха в различных видах музыкальной деятельности. 3. Контрольный эксперимент был проведен с целью проверки эффективности формирующего эксперимента. На данном этапе исследования осуществлялась повторная диагностика ритмического слуха старших дошкольников. Содержание и методика развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности Результаты исследования диагностики чувства ритма у дошкольников представлены в Приложении 1. Анализ полученных результатов сведен в табл. 2.1. Таблица 2.1 – Уровни развития ритмической регуляции старших дошкольников
Примечание. АВ – абсолютное выражение, % - процентное соотношение.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.1 Рисунок 2.1 – Уровни развития ритмической регуляции у дошкольников
Таким образом, у 20 % старших дошкольников был выделен высокий уровень развития ритмической регуляции, т.е. они могли прохлопать ритм мелодии без ошибок. В то же время у 43 % дошкольников был отмечен средний уровень развития ритмической регуляции, что означает их способность к воспроизведению ритма мелодии с небольшими ошибками. У 37 % старших дошкольников был отмечен низкий уровень развития ритмической регуляции, что проявилось в том, что мелодия воспроизводилась ими неверно.
Результаты выполнения методики диагностики метрического чувства «Шаги великана, Саши и гнома» представлены в Приложении 2. Анализ полученных данных сведен в табл. 2.2. Таблица 2.2. – Уровень развития метрического чувства у старших дошкольников
Примечание. АВ – абсолютное выражение, % - процентное соотношение.
В графическом виде данные представлены на рис. 2.2. Рисунок 2.2 – Уровни развития метрического чувства у дошкольников Таким образом, у 13 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития метрического чувства, т.е. им было свойственно точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов». У 54 % старших дошкольников был отмечен средний уровень развития метрического чувства, а у 33 % детей – низкий уровень развития.
Таким образом, проведение констатирующего эксперимента позволило сделать вывод о том, что у старших дошкольников ритмический слух развит недостаточно, что обусловило необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.
Формирующий эксперимент был проведен с целью развития ритмического слуха старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. В рамках проведения формирующего эксперимента были проведены занятия с использованием различных упражнений. Так, были использованы игры- потешки для развития ритмических движений (примеры игр- потешек представлены в Приложении 5). Также на занятиях использовались упражнения на музицирование с помощью элементарных звуков и движений. К примеру, упражнение «Ритм стиха»: В лесу на поляне, на белом ковре (Хлопки в ладоши на каждое слово.) Рисунок оставили звери. (Хлопки по коленям обеими руками.) Тут зайчика след — он бежал от лисы. (Похлопывание по плечам в такт слов, как будто успокаиваешь сам себя.) И белок, их домик на ели. (Притопывание ногами.) Большое внимание уделялось обучению детей игре на импровизированных музыкальных инструментах (деревянные ложки, детские погремушки, крышки от кастрюль). Дети обучались умению отстукивать ритм песен (например, Калинка-малинка). При этом простукивание ритма мелодии сопровождалось хоровым исполнением этой песни. Тем самым в формирующем эксперименте были задействованы различные виды музыкальной деятельности.
|