Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или, что важно в жизни.






Мова Л.В.(Киев) к. психол. н., доцент каф. общей и организационной психологии

КНУ им. Т.Г.Шевченко,

Руководитель Центра психологии движения «Maluma& Takete»

Импровизация рассматривается как важная и неотъемлемая составляющая работы танце-двигательного терапевта и, как возможность развития личности студента/человека независимо от его профессиональной деятельности. Рассматриваются задачи, которые приходится решать в процессе поиска своего Танца. Приведены примеры и анализ вариантов работы в импровизационных техниках.

Исходя из знаний, приобретенных на занятиях по Сontemporary, Release, Somatics, Основам Бартениефф и Лабан-анализу, импровизации, контактной импровизации, композиции, различных психологических теорий, а также собственного движенческого опыта, опыта наблюдений и исследований в области анализа движений и телесного выстраивания, преподавательской практики психологической и танцевальной, сценической, хотелось бы отметить, что, в целом Танец/Движение является важной составляющей современного искусства и, одновременно, терапевтического/развивающего процесса.

И, если искусство неотделимо от жизни, то к обратному тезису можно прийти в результате своей творческой эволюции и даже сделать его своим девизом: «Искусство – это стиль жизни», как это сделал выдающийся американский композитор 20го столетия Джон Кейдж. Для него очень важным моментом было максимально приблизить искусство к жизни и, не отвергая второстепенное, банальное, бесполезное, - быть практичными. Кейдж был автором концепции экспериментальности и все время старался изобретать что-то новое, ломая устаревшие каноны [2].

Важно помнить, что работа с телом – это не только снятие мышечного напряжения в спине или какого-либо другого ограничения движения. Это путь к новому знанию, которое не требует заучивания, а дает возможность пережить, изучить на опыте целостность бытия [1, 15].

Поэтому, целью данной статьи является структурирование и систематизация практического опыта работы со студентами психологами, танцорами и хореографами-постановщиками, а также участниками групп личностного развития, в работе с которыми используются методы ТДТ и творческого самовыражения.

Каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на него.

Что характерно, человек присутствует в этом мире именно в телесной форме. И существуют вещи, которые являются постоянными независимо от того какой век на дворе. А именно человеческое тело и его движение.

Поэтому, в свою работу (со студентами и психологами, и хореографами, а также в группах, где занимаются все желающие независимо от профессии и возраста) мы включаем:

· техники релаксации и осознания тела, которые направлены на развитие более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих взаимодействие;

· блок LMA и BF;

· основы эмпирической анатомии;

· различные техники импровизации, теоретическим обоснованием которых являются теории Фракталов, Хаоса и Потока в рамках философии постмодернистского искусства, а также концепцию экспериментальности, метод шансовых операций и композицию как конструкцию Джона Кейджа.

Вообще, определения понятия импровизации существуют разные. Мы согласны с тем, что: Импровизация – это процесс создания композиции «тут и теперь». Что Спонтанная Импровизация – это процесс последовательного и структурированного формообразования в конкретный, актуальный момент, который исключает значимость влияния внешних факторов и директив [4, 41].

Часто можно услышать, что импровизация – это отсутствие какой-либо школы или танцевальной техники. Важно понимать, что школа импровизации есть, но работает на другом структурном уровне. И предполагает несколько другой результат, нежели просто иллюстрация какой-либо темы. Важны большое количество часов работы в партере для развития ощущения собственного тела и осознания взаимосвязей внутри, особенностей взаимодействия тела с опорой, качество взаимодействия с пространством, другими в пространстве (пол как партнер), и знания «правил Игры».

Техника в хореографии - это техника структурирования, построения мира из заранее заложенных, выделенных кирпичиков; техника импровизации - это скорее техника раскрытия. С одной стороны, раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства, с другой - личностного потенциала через движение.

Для нас техники импровизации - это возможность позволить себе Быть и почувствовать себя реального, ощутить интерес к собственному выбору и действию, потенциалу, предполагая со-творчество с телом, учитывая наличие уже имеющегося жизненного опыта и импульсов, которые возникают как внутренняя необходимость здесь и сейчас. Импровизация позволяет развивать чувствующее и «думающее» тело, где способ мышления отличается от традиционного вербального. Работая со студентами-танцорами-хореографами, студентами-психологами, ориентированными на арт-терапию в своей профессиональной деятельности, а также, используя в работе техники импровизации, сталкиваемся с тем, что танцоров с одной стороны, характеризуют «подготовленные» тела, с другой стороны – большое количество заученных паттернов. Заученные движения, будучи частью телесного опыта, одновременно становятся препятствием на пути импровизации, которая высвобождает внутренние резервы и активирует огромный потенциал возможностей, ранее не используемых.

Работая с психологами, мы сталкиваемся с тем, что сложно учитывать тело «на равных с головой». Приоритет когнитивной сферы даже при теоретическом знании и понимании важности развития собственной телесности, независимо от выбора терапевтического направления, в котором предполагается дальнейшая практическая деятельность, очень тяжело запускает регулярную практику работы с собственным телом. Но чаще всего, от потенциальных студентов и студентов группы можно услышать, что хотелось бы получить как можно больше арт-техник и знаний о диагностическом материале. А то, что тело – важнейший аспект работы самого психолога в процессе работы с людьми, принимается лишь спустя какое-то время.

Что общего для всех – это, как правило, отсутствие привычки дышать (имеется в виду связное дыхание) и слабое центрирование. А с дыханием, как известно, связано много тем, самые важные из которых:

· насколько я позволяю себе быть и быть видимым,

· какова глубина и качество моей жизни,

· как я позволяю себе принимать и отдавать.

Центрирование является вторым важным моментом после дыхания. Осознание, где находится центр гравитации, где энерегетический, как двигаться из собственного центра, что это дает?.. Плюс также важны темы заземления, равновесия, чувства ритма, перемещения в пространстве…

Ведь равновесие – это искусство устанавливать внутреннюю связь между всеми осознаваемыми точками тела, и, в том числе, отсутствие внутренней суеты. А чувство ритма важно, так как наши жизни подчинены сложному наложению различных циклов и ритмов: сердце бьется в одном ритме, легкие дышат в другом, а конечности двигаются в третьем, и чтобы чувствовать и выбирать «свой ритм», нужно быть очень внимательным к себе, своим ощущениям.

«Ощущение – противоположность всего простого, готового, клише, но также – «сенсационного», стихийного и т. п… ощущение – нерастворимая смесь субъекта и объекта, бытие-в-мире, как говорят феноменологи: одновременно я становлюсь в ощущении, и нечто случается через ощущение, одно через другое, одно в другом… ощущение склонно к деформациям; оно проводник телесных деформаций» [3, 51].

Но это тема для отдельной статьи, поэтому вернемся к импровизации.

Исходя из собственного опыта работы, можем импровизацию рассматривать как: неожиданно возникающую структуру; ситуацию, где важны состояние «здесь и сейчас», уровень сознания и непосредственное действие; взаимодействие психофизической структуры личности со структурой настоящего времени и пространства.

На занятиях мы часто возвращаемся к теме осознания собственной кинесферы и развития лексики в ее пространстве (от минимального до максимального). Много времени уделяем такой импровизационной технике как работа с импульсами. Студенты работают над заданиями по созданию индивидуальных, парных и групповых импровизационных структур по определенным схемам, где учитываются параметры пространства, времени, качества веса, внимания и внутреннего обоснования. Внутренняя необходимость, четкость и ясность намерений, собственное действие, необходимость отвечать за собственные границы, возникновение или отсутствие контактов – все это важные составляющие при работе над созданием сольной композиции, что в свою очередь влияет на состояние пространства, появление и выстраивание общей (коллективной) композиции. При этом у каждого существует возможность в любой момент приостановить (минимизировать) своё участие в создании композиции, максимально усилить или завершить. Собственно, как правило, все складывается именно так, как это происходит в реальной жизни.

Основные задачи, которые приходится решать в процессе поиска своего Танца и ответов на вопросы, можно сформулировать следующие:

1. Осознание и принятие того, что тело есть и оно трехмерно.

2. «Выстраивание» тела и развитие возможности осознанно владеть и управлять движениями.

3. Развитие ресурсного отношения к телу и умения пользоваться его энергетическим потенциалом.

4. Осознание и развитие внутренних взаимосвязей, и налаживание связей с пространством, нахождение и удерживание баланса между внутренним и внешним вниманием.

5. Чувствование времени, осознание собственного ритма (ритм движений включает в себя три компонента: время, вес, энергию).

6. Участие в групповой (партнерской) деятельности и осознание своих паттернов движений как определенного стиля взаимодействия с окружающими и пространством.

7. Развитие сонастройки, то есть понимания чувств и переживаний других людей, расширение возможностей осознанного и продуктивного взаимодействия с окружающими и пространством через расширение осознанного телесного и движенческого лексического материала.

8. Формирование открытости новым знаниям, возможностям, действиям.

Поэтому, в дальнейшей работе очень важны:

a. выбор мотива и его развитие,

b. тема и ее вариации,

c. знания о различных инструментах, которыми хореографы во всем мире пользуются для создания интересных и успешных постановок, например: повторение (repetition), ретроградность (retrograde), инверсия (inversion), изменение размера движения (size), изменение темпа (tempo), изменение качества (quality), инструментовка (instrumentation), сопоставление (juxtaposition) и многое другое.

Одно из упражнений, которое мы часто используем в своей работе, предполагает контакт и партнерское взаимодействие. Кроме небольшой 400-500 мл бутылочки может использоваться любой другой предмет похожего объема. Задача очень простая, один партнер должен постараться любым способом, используя движение и любую точку контакта, забрать бутылочку (или предмет) у своего партнера. Задача второго участника – любым способом, не теряя точку контакта, не допустить этого. Кроме того, что в игровом взаимодействии происходит хороший разогрев и включение внимания, всегда есть возможность отследить стратегии, используемые каждым из партнеров для достижения результата:

· Какой темп и ритм действия выбран: действие в непрерывном потоке, до тех пор, пока уже совсем не остается сил действовать дальше, или же возможны остановки и переключение темпа.

· Намерения четки и прозрачны, или же используются различные маневры обманного характера.

· Задание воспринимается как игра или же, как серьезная задача, при сложности выполнения которой, возникают различные чувства (от агрессии до апатии).

· Как долго идет работа на выполнение задания.

· Интерес больше присутствует при задаче «не отдавать» или же когда нужно «отобрать», какой акцент важнее.

Часто выбирается высокий темп взаимодействия, и лишь после понимания, что слишком много сил всерьез потрачено, возникает мысль о возможности что-то изменить, разнообразить, стать легче, не злиться и не драматизировать, а просто начать играть/творить.

Для нас всегда является важным момент поиска и создания своего Танца. Поэтому еще один вариант работы, который мы активно используем для развития осознанности и ухода от привычных действий, это работа над контртемами.

Мы предлагаем участникам создание своего выстроенного (необходимо запомнить и обязательно повторить несколько раз), танцевального фрагмента, работа с которым далее предполагает создание двух собственных контртем и сотрудничество с партнерами (1-2 человека), которые предлагают свои варианты контртемы (на фрагмент Шефа). После чего, предлагается запомнить и повторить все новые двигательные комбинации, и в самом конце Шеф может создать некий завершающий вариант. Это в работе с малой группой.

Если же это индивидуальная работа с клиентом, то предлагается создание его собственных контртем на свое соло, до 3х вариантов максимум. Как показывает практика, это довольно сложный вариант работы. Но момент осознания наличия характерных паттернов и собственных выборов, очень впечатляет. Кроме того, появляется интерес, и далее можно играть с темой ресурса, будущего, прошлого, границ и многими другими.

Параметры, по которым выстраиваться контртема, как правило, на первых этапах очень простые: латеральность, темп, иногда плоскости и смена уровня. Но если практиковать, то контртемы становятся намного разнообразнее, взгляд на собственную жизнь, свои возможности и мир вокруг становится значительно шире, а также намного лучше осознаются внутренняя необходимость, выбор, действие или отказ от него. Намного лучше осознается собственная кинесфера, пространство вокруг, качество движений, а соответственно и жизни.

Таким образом, один из выводов можно сформулировать следующим образом: сегодня для подготовки конкурентно способных современных танцоров и хореографов-постановщиков важно использовать в вузовской подготовке и основные аспекты техники современного танца, и техники импровизации, что в сумме позволяет научиться рефлексировать материал, из которого создается танец. При этом важным компонентом работы является возможность развития личности танцора и его телесной осознанности, что собственно также важно и для психологов. И для будущего психолога, и для постановщика важным является понимание того, что многое зависит от степени осознанности человека, танцора, его понимания происходящего в данный момент действия. А также, каковы телесные ощущения, где рождается импульс, где опора в теле, какова степень усилий, прикладываемых для совершения движения или взаимодействия, насколько четко осознается направление, выбранное для действия, как ощущается и осознается пространство, каково качество движения, какие эмоции возникают, проявляются, а какие блокируются. Также важно, слышат ли и видят ли другие люди меня, и как я воспринимаю информацию из внешнего мира. Насколько человек/танцор готов Быть на сцене/сцене собственной жизни сольно, наполняя своим присутствием все пространство, независимо от его размеров, или же Быть совместно с другими, работая на точное взаимодействие или же самостоятельное действие (как в детстве: рядом, но не вместе).

Таким образом, ещеследует вывод, что тело – важнейший аспект в работе и психолога, не зависимо от терапевтической направленности, и танцора-хорографа, и любого человека, который живет осознанно и качественно. Важным является осознание и понимание собственных телесных реакций и ощущений, а также возможность действовать исходя из внутренней необходимости с учетом происходящего вокруг, оставаясь в ресурсе, и всегда имея возможность остановиться, изменить направление, силу, внимание, поток. Возможность сонастраиваться развивается за счет развития умения «слышать» себя и глубины собственной телесной осознанности. Процесс поиска своего Танца очень коррелирует с жизненными реалиями.

Если психолог (или терапевт) использует в своей работе движение и танец, то важен момент рефлексии (и анализа) движения, из которого рождается-создается танец. Как уже было отмечено выше, как правило, его характеристики коррелируют с жизненными темами.

Именно поэтому, мы предлагаем играть про целостность сознания и тела. Идти от одного к другому, и наоборот… Идти от танца и движения к осознанию. От сознания к изменениям в ощущении тела и движения. К пониманию, что главного нет, а тело, и сознание это одно неразделимое целое. И важно не торопиться, а давать себе достаточно времени, что бы почувствовать: из танца (движения) «здесь и сейчас» открывается путь к любой вершине.

Литература

1. Кнастер М. Мудрость тела. /Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 496с., илл. (Серия «Мир человека»).

2. Григоренко Е. Джон Кейдж. Творчество. – Київ: Музична Україна, 2012. – 228 с.

3. Делез, Жиль. Френсис Бэкон: Логика ощущения. – СПб.: Machina, 2011. – 176 с.

4. Contact quarterly: a vehicle for moving ideas. Biannual journal of dance and improvisation: winter/spring 2007 Vol. 32 NO. 1. р.40-46.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.