Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты на оценку познавательных способностей






Важно помнить о том, что сложные психометрические исследования в ходе отбора нецелесообразны, так как их использование требует привлечения высококвалифицированного персонала, что дорого, а главное – не всегда оправданно.

Среди психологических тестов на оценку познавательных способностей, успешно используемых при отборе персонала, можно выделить такие как:

1. методики изучения памяти (в зависимости от характера предстоящей работы акцент делается на оперативную память, память на числа или память на образы)

2. методики изучения внимания (методика Мюнстерберга, методика «Расстановка чисел)

3. методика восприятие времени

4. методики для оценки логики мышления («Закономерности числового ряда», «Сложные аналогии», «Комбинаторные способности»)

5. методики для оценки творческих способностей (методика «Значение слов», тесты Е. Торренса для определения уровня креативности)

6. методики для оценки способности к обучении (напр. Интеллектуальная лабильность).

Часто в практике специалистов по подбору персонала используются тесты, предназначенные для определения особенностей темперамента и личностных характеристик.

Чтобы оценить целый ряд личностных качеств, присущих соискателю, целесообразно использовать многофакторные (комплексные) личностные опросники. Существует немало разновидностей многофакторных тестов

Один из самых известных многофакторных тестов — Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI), который был предложен американскими психологами в 1940—1950 гг.

MMPI занимает ведущее место среди других многофакторных личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образуют и 10 основных диагностических шкал:

1) шкала ипохондрии;

2) шкала депрессии;

3) шкала истерии;

4) шкала психопатии;

5) шкала мужественности-женственности;

6) шкала паранойи;

7) шкала психастении;

8) шкала шизофрении;

9) шкала гипомании;

10) шкала социальной интроверсии.

Особенностью MMPI является использование в нем четырех

оценочных шкал:

1) шкала «?» — регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «не верным»;

2) шкала «лжи» — предназначена для оценки искренности обследуемого;

3) шкала достоверности — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а так же аггравации и симуляции;

4) шкала коррекции — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Важно отметить, что использование MMPI требует специальной подготовки и соответствующего опыта. Много времени уходит на обработку и интерпретацию результатов. Другой комплексный тест — методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика позволяет выявить ведущий стиль межличностного поведения испытуемого, оценить уровень самоудовлетворенности, проанализировать структуру образа «Я», раскрыть имеющийся внутриличностный конфликт, изучить систему межличностных отношений испытуемого и уровень его притязаний.

Методика Т. Лири основана на том, что при исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения.

Результаты теста позволяют отнести отношения с окружающими к одному из стилей:

1)авторитарный стиль;

2)эгоистический стиль;

3) ) агрессивный стиль;

4) подозрительный стиль;

5) подчиняемый стиль;

6) зависимый стиль;

7) Дружеский стиль

8) Альтруистический стиль

Еще один из многофакторных тестов — 16- факторный тест Р.Б. Кеттелла.

Еще одну группу тестов составляют проективные тесты. Проективные тесты в последние годы получили массовоераспространение: они не только публикуются, но и активно включаются в подборки тестов (батареи тестов), используемые в различных организациях в целях отбора потенциальных кандидатов.

Главная особенность проективных тестов — непонятность их истинной сути для претендентов на ту или иную вакансию.Так, тесты, требующие выполнить рисунок («Несуществующие животное», «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет»), описать сюжеты картинок (методика психокоррекции личности С. Розенцвейга, а также его модификация, выполненная Н.Г. Хитровой, — тест «Деловые ситуации»), записать что-то и т.д., помогают сконцентрироваться на самом действий, а не на том качестве, которое измеряется с помощью теста. Вместе с тем очевидно и другое: при использовании проективных тестов на интерпретацию полученных результатов очень сильно могут повлиять личностные особенности, субъективные мнения, ощущения того человека, который их обрабатывает.

Независимо от того, какие тесты мы используем, необходимо помнить об их релевантности. Важно определить уровень релевантности инструмента измерения личностных характеристик. При этом учитываем следующие факторы:

1) временные затраты: на разработку теста (может им нескольких месяцев); на выполнение теста; на подсчет показателей;

2) финансовые затраты: на обучение администраторов теста, на тиражирование материалов для проведения тестирования.

3) Доступность теста: требуются четкие инструкции по порядку выполнения теста, по обработке и интерпретации результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.