Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зиса путем священной войны против неверных.






«Пророком» ислама стал Мухаммед. С превра-

щением ислама в господствующую религию Мухам-

мед сделался фактически главой всей Аравии.

С первой половины VII в. объединенная Аравия пе-

реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты-

вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,

распространяют свою власть на Северную Африку

и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.

Образуется огромная арабская держава, известная

под названием Арабского Халифата. Центром ее

становится город Багдад. На новые земли пересели-

лась значительная масса аравийского населения.

Политический строй, сохраняя черты рабовладель-

\/ ческого, стал быстро приобретать черты феодал из-

ма. Большая часть завоеванных земель была превра-

щена в государственную собственность. Сидевшие на

ней крестьяне платили поземельные подати как на-

следственные арендаторы. На новые земли пересе-

лилась значительная часть населения Аравии.

Государственное устройство Халифата пред-

ставляло собой централизованную монархию.*

Халиф являлся духовным и светским главой госу-

дарства. Соединение в одном лице высшей светской

и духовной власти представляет важную особен-

ность монархии, придающую ей сложный характер

феодально-теократического государства.

Среди высших чиновников государства главную роль

имел визирь. Важное значение приобретают так на-

зываемые диваны. Во главе областей стояли назна-

ченные халифом эмиры. С началом феодальной раз-

дробленности на территории Халифата многие из них

превратились в независимых феодальных властителей.

В первый период Халифата право и религия слива-

лись воедино. Основным источником права призна-

вался Коран. Его автором считается Мухаммед. Му-

сульманское право получило название «шариата»

(прямой путь). Помимо религиозных предписаний,

шариат заключает в себе нормы уголовного, граж-

данского и процессуального права. Дополнением

к Корану служили и служат сборники преданий о су-

дебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования

авторитетных мусульманских творцов законов.

Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось

прибегать к старому обычному праву - адату. Право-

вые, религиозные, этические нормы не отделяются друг

от друга, составляя все вместе единый комплекс. Со-

храняется государственная собственность на землю, но

по мере развития феодальных отношений получает рас-

пространение и частная собственность на землю.

Отсутствие хозяйства и барщины привело к тому, что

здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдель-

ных феодалов. Зависимое положение крестьян опре-

делялось их связанностью налоговым бременем, под-

держиваемым с помощью государственного аппарата,

чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом,

религией, общинными порядками и системой обычно-

го права

Для восточных обществ не была характерна бурная

политическая жизнь с революционными всплесками.

В восточных обществах быстро сложилась абсолют-

ная монархия, в которой отсутствовали институцион-

ные формы ограничения власти правителя. Различны-

ми были уровень централизации в этих государствах,

степень применения военно-деспотических средств

и методов осуществления государственной власти. Они

менялись на отдельных этапах развития конкретных

восточных средневековых государств.

Специфику социально-политической структуре восточ-

ного общества придавала господствующая в том или

ином обществе религиозная идеология, само отноше-

ние членов общества к религии и власти

Местный государственный аппарат Империи

в IVVII вв. целиком базировался на поздней римской

системе управления (деление на префектуры, диоце-

зы и провинции). Гражданская власть была отде-

лена от военной и обладала в этот период приорите-

том над последней. Во главе местного управления

Империи стояли два префекта претория. Эти высшие

гражданские чиновники обладали широкой админист-

ративной, судебной и финансовой властью. В не-

посредственном подчинении префектов находились

гражданские правители диоцезов и провинций. Пра-

вители провинций, основного звена местного управ-

ления, обладали обширными административными, фи-

нансовыми и судебными полномочиями. Они являлись

судьями первой инстанции в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управле-

ния пришла система фемов. Фемы возникли как

военные округа. Во главе фемов стояли стратеги,

объединяющие в своих руках всю полноту военной

и гражданской власти.

С усилением феодализации византийского общества

фемная организация местного управления начинает

ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.