Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа. Московский психолого-социальный институт

Московский психолого-социальный институт

 

по Общей психологии (2)

Тема: Психология агрессивности

 

Выполнила: студентка 4 курса

группы № 242,

Титова В.С.

 

Преподаватель:

 

Барнаул, 2007 год


Содержание:

 

Введение. 3

1 Теоретические основы психологии агрессивности. 5

1.1 Определение понятия «агрессия». 5

1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов. 7

1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16

2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22

2.1 Методика исследования. 22

2.1.1 Обработка и интерпретация результатов. 23

2.1.2 Организация исследования. 24

2.2 Результаты исследования. 25

2.2.1 Показатели агрессивности. 25

2.2.2 Насыщенность категорий. 26

2.3 Выводы исследования и рекомендации. 32

Заключение. 34

Список литературы.. 36


Введение

 

В осуществлении понимания другого человека значительную роль играет понимание его психических состояний, переживаний и т.д. Принципиальность понимания этой грани заключается в том, что все психические проявления человека представляют собой неотъемлемую часть его жизни и являются переживанием человеком своего отношения к окружающей его действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям). Специфика данных явлений заключается в уникальности их переживания каждым человеком, в тесной включенности всех психических проявлений во внутренний мир индивида. Таким образом, попытка сущностного понимания другого не представима без открытия для понимающего этой стороны человека.

Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.

С этой точки зрения, проблема понимания агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в общественных местах и даже дома, в кругу семьи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Таком образом, происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение психологии агрессии.

Исходя из заданной цели задачи работы следующие:

1.Изучить основные психологические теории по причинам возникновения агрессии, её природы и факторов.

2. Определить, в чем феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.

3. Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 и 10 классов средней общеобразовательной школы.

Предметом проводимого исследования является агрессия.

Объектом исследования является агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.


Заключение

 

Таким образом, исходя из заданной цели исследования, в данной курсовой работе был изучена психология агрессии.

Ответив на задачи, поставленные во введении работы, можно подвести основные выводы:

Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единой точки зрения на причины агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. На агрессивность в личностных характеристиках оказывает заметную роль возрастные особенности человека (в особенности в детском и подростковом возрасте), социальные и биологические факторы и многое другое. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость.

Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки.

В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

В практической части работы было проведено исследование агрессивности учеников 8-10 классов общеобразовательной школы.

При этом выдвигалась гипотеза о том, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

Эмпирическое исследование показало, что агрессивность учеников данных классов претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в 14 лет. При этом у девочек уровень агрессии в основном сохраняется, у мальчиков достоверно снижается.

Абсолютно во всех изучаемых классах агрессивность имела относительно устойчивое личностное образование.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Цель работы на основе изучения поставленных задач и полученных в итоге выводов можно назвать достигнутой.

 

 


Список литературы

 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., Смысл, 1995. - 236 с.

2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., Прогресс, 1999. - 399 с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., Просвящение, 1868. – 412 с.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М., МГУ, 1875. – 414 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-П., Питер, 1997. – 330 с.

6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону., Феникс, 1997. – 508 с.

7. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб., Питер, 1994. – 196 с.

8. Дильтей В. Описательная психология. - СПб., Питер, 1996. – 314 с.

9. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. – М - Л., ЛГУ, 1937. – 144 с.

10. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., Просвящение, 1991. – 317 с.

11. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., Наука, 1980. - 290 с.

12. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. - М., Политиздат, 1988. - С. 335.

13. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. 1995. - №6.

14. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., Наука, 1990. – 374 с.

15. Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии. 1972. - №6.

16. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии 1967. - №6.

17. Лоренц К. Агрессия. – М., Прогресс, 1994. - 276 с.

18. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., Наука, 1987. – 240 с.

19. Мерлин В.С. Очерк интегративного исследования индивидуальности. - М., Наука, 1986. - 254 с.

20. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., Просвящение, 1985. - 103с.

21. Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина. // Клинико-психологические исследования личности. - Л., Медицина. 1971. – 519 с.

22. Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. - М., Форум-Инфра-М, 1992. – 241 с.

23. Обозова А.О. О семейной консультации // Вопросы психологии. 1984. - №3.

24. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М. Наука, 1981. – 646 с.

25. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., Инфра-М, 1996. – 312 с.

26. Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. – С Пб., Питер, 2001, 352 с.

27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., Прогресс-Универс, 1994. - 211 с.

28. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., Русский язык, 1999. – 923 с.

29. Смирнов А.А. Понимание. //В кн.: Психология. Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, М., Наука, 1962. - 267 с.

30. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., Инфра-М, 1993.

31. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение, 1990. - 128 с.

32. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлины - М., Просвящение, 1990. – 328 с.

33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., «КСП+», 1996. – 197 с.

34. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1999. – 367 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Портреты Рембрандта. | Домах и жилых домов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.