Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест культурно-ценностных ориентации






(Лурье С. В. Психологическая антропология. История, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003; Поче­бут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; Kluckhohn F., Strodlbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, III, Elmsford, New York: Row Peterson and соmp., 1961.)

 

Тест разработан JI. Г. Почебут на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека. Тест культурно-ценностных ориентации предназна­чен для определения основных тенденций формирования и станов­ления изучаемой культуры.

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направленность разнообразным по­токам человеческого мышления и деятельности в ходе решения об­щечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой культуры рассматривались ими как иден­тичные. Авторы разработали три основных положения:

1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количе­ство общечеловеческих проблем.

2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь различные приоритеты.

3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой куль­туре, но одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других.

Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение которых нацелена каждая культура:

1. Отношение человека к времени.

2. Отношение человека к природе и «сверхприродному».

3. Отношение людей к человеческой натуре.

4. Отношение человека к другим людям.

5. Направленность деятельности человека.

Исходя из этих положений, нами был составлен тест культурно-ценностных ориентации.

Текст

Инструкция. Выберите, пожалуйста, в каждом утверждении тот ответ, который наиболее точно, по вашему мнению, описывает куль­турную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспом­нить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при от­вете не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили.

1. Время.

A. В моей культуре люди считают прошлое (традиции, исто­рию) важнейшим фактором принятия решений.

Б. В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и толь­ко сегодня) важнейшим фактором принятия решений.

B. В моей культуре люди считают будущее (то, что произой­дет) важнейшим фактором принятия решений.

2. Природа.

A. В моей культуре люди обычно считают себя жертвами при­родных сил, они уверены, что природа не может быть по­ставлена под контроль человека.

Б. В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гар­монии с природой, человек есть продолжение, а не проти­вопоставление природе и «сверхприродному».

B. В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами, природа должна быть по­ставлена на службу человеку.

3. Человеческая натура.

A. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки.

Б. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хоро­шие поступки.

B. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки.

4. Взаимоотношения.

A. В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми.

Б. В моей культуре люди считают большую семью самым ос­новным в своих взаимоотношениях.

B. В моей культуре люди считают индивидуальность, само­бытность личности самым основным в своих взаимоот­ношениях.

5. Деятельность.

A. В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни.

Б. В моей культуре люди полагают, что рост и развитие лич­ности является самой важной целью в жизни.

B. В моей культуре люди полагают, что практическая деятель­ность и достижение совершенства — лучшая цель жизни.

На основе теста Л. Г. Почебут составлена классификация трех ти­пов культур. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характе­ризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью тради­циям, интересом к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривает­ся как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности род­ственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный стро­гий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, воз­награждают не сразу, а через какое-то время.

Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ори­ентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди ста­раются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологи­ческими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореа­лизации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно фор­мализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной сис­теме. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулиро­вать поведение человека посредством морали, этических норм и пра­вил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — ха­рактеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быс­трых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно 15олее энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необхо­димо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться че­ловеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управ­лении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивиру­ется индивидуальность, независимость, автономность от социаль­ного окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интере­сов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоот­ношений. Социально признанной ценностью является представле­ние обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального возна­граждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.

Ключ

 

Номер утверждения ТК СК дрк
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В

Математическая обработка. Необходимо определить процент­ное соотношение ответов респондентов по утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех предложенных нами типов. При проведении массовых опросов мож­но получить надежные и репрезентативные данные.

Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК)

(Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)

 

Разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синд­ромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалист­ских либо коллективистских установок личности.

Текст

Инструкция. Выберите одно из предложенных суждений. Отметь­те его знаком «+».

1.

А. Когда я в жизни сталкиваюсь с какими-либо трудностями, я обычно обращаюсь за помощью к друзьям или коллегам по работе.

Б. Я самостоятельно справляюсь со своими трудностями, не прибегая к помощи друзей или коллег.

2.

А. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что я могу делать то, что считаю необходимым для дела.

Б. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что вношу существенный вклад в общее дело.

3.

А. Я считаю, что женщины должны заниматься своими дела­ми и не претендовать на мужские виды работ.

Б. Я считаю, что женщины должны выполнять те же виды ра­бот, что и мужчины.

4.

А. В нашем обществе неукоснительно соблюдаются права кон­кретного человека.

Б. В нашем обществе права группы важнее прав отдельного человека.

5.

А. Мне было бы неприятно общаться с человеком, который упорно добивается своего, не принимая в расчет интересы окружающих его людей.

Б. Человек, который настойчиво добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, мог бы слу­жить для меня примером.

6.

А. Со старшими по возрасту или вышестоящими по статусу я привык общаться как с равными.

Б. Старшим по возрасту или вышестоящим по должности я привык оказывать уважение и почтение.

7.

А. При знакомстве с новым человеком я интересуюсь его со­циальным положением (где и кем он работает).

Б. При знакомстве с новым человеком я больше интересуюсь его личностными чертами, чем его социальным положением.

8.

А. В жизни очень важно, чтобы окружающие люди любили и уважали меня.

Б. В жизни важно сделать что-то очень существенное, что при­несло бы пользу другим людям.

9.

А. Мне нравится рассказывать друзьям и знакомым о своих успехах и достижениях.

Б. Я предпочитаю быть скромным и не хвастаться своими успехами.

10.

А. Я надеюсь, что буду поддерживать тесные, дружеские, обя­зывающие отношения с несколькими близкими друзьями всю жизнь.

Б. Я надеюсь иметь в жизни много друзей, отношения с кото­рыми будут легкими, приятными, но ни к чему не обязы­вающими.

11.

А. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с родными или друзьями.

Б. Принимая важное решение, я стараюсь обдумать его само­стоятельно, ни с кем не советуясь.

12.

А. Выбирая профессию или работу, я ориентируюсь исклю­чительно на свои потребности и интересы.

Б. Выбирая профессию или работу, я следую совету своих ро­дителей или друзей, принимая во внимание их жизненный опыт и оценку моих способностей.

13.

А. Когда меня постигает неудача, я замыкаюсь в себе и пере­живаю в одиночестве.

Б. В случае неудачи я жду сочувствия и помощи от друзей и, как правило, получаю их.

14.

А. Мое настроение повышается, когда между коллегами по ра­боте царят мир, согласие, взаимопонимание и взаимопо­мощь.

Б. На мое настроение никак не влияют взаимоотношения моих коллег по работе.

15.

А. Мои убеждения — это мое личное дело. Я никому не по­зволю ставить их под сомнение.

Б. Для меня важно, чтобы мои друзья разделяли мои убеждения.

16.

А. Я предпочитаю жить поближе к родителям (или вместе с ними), чтобы помочь им в случае необходимости.

Б. Я предпочитаю жить независимо от родителей, и финансо­во, и территориально.

17.

А. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь изменить ситуацию в свою пользу.

Б. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь приспо­собиться к возникшей ситуации.

18.

А. Мнение окружающих о моем поведении очень важно для меня.

Б. Мне совершенно безразлично мнение окружающих о моем поведении.

19.

А. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться за помощью к авторитетному для него лицу.

Б. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться к нему лично.

20.

А. Я считаю, что каждый должен заботиться о себе сам.

Б. Я считаю, что люди должны помогать друг другу, заботить­ся о ближнем.

21.

А. Мнение моих родителей для меня важнее мнения моего супруга.

Б. Мнение моего супруга для меня важнее мнения моих роди­телей.

22.

А. Я пытаюсь объяснять поведение людей правилами, норма­ми, традициями, принятыми в их культуре. Б. Я пытаюсь объяснять поведение людей их личностными особенностями и установками.

23.

А. Мне нравится рассказывать окружающим людям о себе самом.

Б. Мне нравится слушать рассказы знакомых людей об их жизни.

24.

А. Я сильно переживаю, если окружающие люди не одобряют мое поведение.

Б. Я равнодушен к оценке окружающими людьми моего по­ведения.

25.

А. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, нужно просто делать свое дело.

Б. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, необходимы добрые и долговременные взаимоотношения с партнерами.

26.

А. Мой кумир — это герой-одиночка, который борется со сво­ими врагами.

Б. Мой кумир — это человек, который организует и сплачи­вает группу людей для победы.

27.

А. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый член группы получает ка­кую-то часть.

Б. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый получает только то, что заработал.

28.

А. Я считаю, что если знакомый мне помог, то достаточно рас­считаться с ним деньгами.

Б. Я считаю, что если знакомый мне помог, то нужно отпла­тить ему услугой за услугу.

29.

А. Вполне возможно, что, когда я иду в гости к друзьям, я могу привести с собой еще одного человека, ранее не знакомо­го с хозяевами дома.

Б. Для меня совершенно неприемлемо привести в дом к моим друзьям ранее не знакомого им человека, предварительно не договорившись.

30.

 

А. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе вызы­вают дух конкуренции и способствуют повышению резуль­тативности труда.

Б. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе отри­цательно влияют на результаты их труда.

Ключ

1. А - к; Б - и 11.А-к; Б - и 21.А - и; Б - к
2.А-и; Б-к 12.А - и; Б - к 22. А - к; Б - и
3.А-к; Б - и 13. А - и; Б - к 23.А - и; Б - к
4. А - и; Б - к 14.А-к; Б - и 24.А-к; Б - и
5. А - к; Б - и 15.А - и; Б - к 25.А - и; Б - к
6.А - и; Б - к 16.А-к; Б - и 26.А - и; Б - к
7.А-к; Б - и 17.А - и; Б - к 27. А - к: Б - и
8. А - к; Б - и 18.А-к; Б - и 28.А - и; Б - к
9.А - и; Б - к 19. А - к; Б - и 29.А-к; Б - и
10.А - к; Б - и 20.А-и; Б - к ЗО. А - и; Б - к

Каждое совпадение ответа респондента с ключом оценивается в один балл. Затем высчитывается сумма баллов коллективизма и сум­ма баллов индивидуализма. Превышение баллов по одной из шкал говорит о тенденции человека к тому или иному типу культуры. Ре­зультаты нашего исследования мнений 766 респондентов (жители Санкт-Петербурга разных социальных групп, возраста и пола) по­казали следующее: средние баллы коллективизма равнялись 16, 23 (стандартное отклонение = 3, 65); средние баллы индивидуализма равнялись 13, 73 (стандартное отклонение — 3, 67).

Тест «Маскулинность—фемининность» (BSRI)

(Берн Ш. Тендерная психология. М.: прайм - Еврознак, 2001. С. 72-75.)

 

Тест разработан С. Бэм (Bern, 1974). Это наиболее широко ис­пользуемая методика для измерения того, как взрослый человек оце­нивает себя с точки зрения гендера.

Текст

Инструкция. Опишите, пожалуйста, сами себя по семибалльной шкале. Женщины используют при описании определения женско­го рода. Мужчины — мужского.

1 — всегда неверно;

2 — обычно неверно;

3 — иногда, редко верно;

4 — верно время от времени;

5 — часто верно;

6 — обычно верно;

7 — в основном верно.

1. Самоуверенная 21. Надежная 41. Сердечная
2. Уступчивая 22. Аналитичная 42. Важная
3. Помогающая 23. Сочувствующая 43. Желающая занять место другого
4. Защищающая свои взгляды 24. Ревнивая 44. Мягкая
5. Бодрая 25. Имеющая способность к лидерству 45. Дружественная
6. Унылая 26. Чувствительная к нуждам других 46. Агрессивная
7. Независимая 27. Правдивая 47. Легковерная
8. Робкая 28. Готовая рисковать 48. Малорезультативная
9. Совестливая 29. Сообразительная 49. Действующая как лидер
10. Атлетическая 30. Скрытная 50. По-детски искренняя
11. Любящая 31. Принимающая легко 51. Приспосабливающаяся
12. Театральная 32. Сострадающая 52. Индивидуалистка
13. Напористая 33. Искренняя 53. Не использующая грубые слова
14. Льстивая 34. Самодостаточная 54. Не систематичная
15. Счастливая 35. Стремящаяся утешить 55. Корректирующая
16. Сильная личность 36. Тщеславная 56. Любящая детей
17. Преданная 37. Властная 57. Тактичная
18. Непредсказуемая 38. Тихо говорящая 58. Честолюбивая
19. Сильная, выносливая 39. Умеющая нравится 59. Спокойная
20. Женственная 40. Мужественная 60. Обычно традиционная

 

 


Ключ

Тест включает в себя 60 прилагательных, каждое из которых рес­пондент оценивает по 7-балльной шкале, в соответствии с тем, на­сколько точно оно его характеризует. Двадцать прилагательных из этого списка составляют шкалу мужественности: мужественный, анализирующий, амбициозный, агрессивный, доминантный и т. д. Двадцать составляют шкалу женственности: женственный, теплый, любящий детей, внимательный к нуждам окружающих и т. д. Двад­цать — нейтральные: завистливый, надежный, серьезный, с боль­шим самомнением, тактичный. Прилагательные были отобраны, исходя из того, какие характеристики считались гендерно соответ­ствующими в то время, когда создавалась шкала. Это делалось с целью определить место тендера в культурном контексте, а не в лич­ности отдельного человека.

Человек, набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности, считается андрогинным; тот, кто набрал высокий бал по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по шкале мужественности намного превышает резуль­таты по шкале женственности, считается мужественным. Термином «недифференцированный» в этом тесте обозначается тот, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности. Полотипизированным человеком С. Бэм на­зывает того, чье самоопределение и поведение совпадают с теми, которые считаются в его обществе гендерно соответствующими.

Маскулинные женщины, в которых выражено мужское нача­ло, - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининные, выражено женское начало — 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Андрогинный, смешанный тип, гармоничный человек — 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60.

Оценки:

t > +2, 025 — ближе к фемининному типу (F).

-1< / < 1 — андрогинный тип (А).

/ < -2, 025 — маскулинный тип (М).

Формула для женщин:

 

Формула для мужчин:

Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ)

(Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)

 

Методика разработана Л. Г. Почебут в соответствии с процеду­рой, предложенной Р. Лайкертом, и предназначена для исследова­ния уровня толерантности личности. В данном случае толерант­ность понимается как эмоциональное состояние индивида, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако индивид про­являет терпение и уважение к мнению другого, сохраняет устой­чивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию. Методика состоит из 16 утверждений, половина из ко­торых выявляет толерантное отношение, а вторая половина — интолерантное.

Текст

Инструкция. Прочтите, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените степень своего согласия с ними. Отмечайте свое мнение в бланке для ответов. Оценку производите следующим образом:

+ 2 — совершенно согласен;

+ 1 — согласен;

0 — трудно сказать;

—1 — не согласен;

—2 — совершенно не согласен.

1. Я доволен, если смог проявить уважение к мнению другого человека, даже если я с ним принципиально не согласен.

2. Я осуждаю человека, если он, по моему мнению, совершил безнравственный поступок.

3. Мне не нравится, когда меня критикуют, но я прислушива­юсь к справедливым замечаниям.

4. Меня раздражает, когда приходится разговаривать с челове­ком, плохо знающим русский язык.

5. Я переживаю, если обидел другого человека или нагрубил ему.

6. Мне неприятно стоять рядом с людьми иной расы или нацио­нальности и прикасаться к ним.

7. Я умею владеть собой: сдержанно и доброжелательно разго­варивать с людьми даже в конфликтной ситуации.

8. Я не стану доверять людям, которые, как мне стало известно, кого-то обманули.

9. Я последовательно и принципиально отстаиваю свои права, не нарушая прав других людей.

 

10. Меня настораживает, когда другие люди пытаются защитить свои идеи, ценности, веру.

11.Я хотел бы быть более терпимым и снисходительным к по­ступкам других людей.

12.Я рад, когда окружающие люди соглашаются с моим мнени­ем, не высказывая своего и не настаивая.

13.Я стараюсь не нарушать традиций и культурных норм того народа, среди которого живу.

14. Я озабочен тем, чтобы окружающие соблюдали мои права.

15.Я переживаю, если не удалось построить с человеком отно­шения взаимного уважения, терпимости, доверия.

16. Меня возмущает, когда люди обманывают мне прямо в лицо.
Математическая обработка. Подсчитывается сумма ответов по шкале «толерантность» (с учетом знака) и сумма ответов по шкале «интолерантность» (с учетом знака). Затем суммы складываются без учета знака.

Максимальная сумма по шкале «толерантность»: +16 баллов.

Максимальная сумма по шкале «интолерантность»: —16 баллов.

Максимальный индекс «ИНТОЛ»: +32 балла.

Минимальный индекс «ИНТОЛ»: —32 балла.

.

Ключ

Толерантность — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15.

Интолерантность — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16.

Нами было проведено пилотажное исследование. Получено мне­ние 152 респондентов. В соответствии с их замечаниями утвержде­ния были откорректированы. Затем были высчитаны внутренние корреляционные связи между всеми вопросами методики. Вопросы составляющие шкалу толерантности, составили корреляционную плеяду с положительными взаимосвязями. Вопросы, направленные на оценку интолерантности, также составили положительную пле­яду. Шкалы толерантности и интолерантности отрицательно кор­релируют друг с другом. Опрос данных респондентов установил, что средние значения толерантности для данной выборки равнялись 8, 71 балла.

Шкала «Толерантность к двусмысленности»

(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)

 

Шкала «Толерантность к двусмысленности» входит в методику «Личностная готовность к переменам» — «Personal change readiness survey» (PCRS). Эта методика была разработана канадскими учены­ми Родником, Хезером, Голдом и Халом. В число семи показателей, которые могут быть измерены с помощью этой методики, входит шкала толерантности к двусмысленности (tolerance for ambiguity). В настоящее время существуют варианты методики, адаптирован­ные на американской, французской и испанской выборках.

Методика PCRS успешно применяется в США при работе с персо­налом организаций, а именно в процедурах ассессмента. Отмечается, что методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых си­туаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенно­стей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.

Перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS были проведены Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причем выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии.

Текст

Инструкция. Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию вашей позиции.

Утверждение Нет Да
  Я предпочитаю привычное неизвестному  
  Я редко «отмеряю семь раз»  
  Я не из тех, кто меняет свои планы  
  Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело  
  Я считаю, что никому не стоит давать слишком много надежд  
  Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку  
  Меня раздражает отсутствие ясных и четких ответов  
  Я склонен создавать привычное положение дел и придерживаться его  
  Я могу сделать так, что любая ситуация будет работать на меня  
  Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается  
  Мне трудно расслабиться и ничего не делать  
  Если есть вероятность, что что-то может не получиться, то оно и не получится  
  Когда я завяз, я предпочитаю импровизировать в поисках выхода из ситуации  
  Я теряюсь, когда не улавливаю сути происходящего  
  Я предпочитаю знакомую область деятельности, в которой чувствую себя комфортно  
  Я справлюсь со всем, с чем приходится сталкиваться  
  Если я что-то твердо решил, поменять это решение мне будет нелегко  
  Я предпочитаю выкладываться до конца  
  Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться  
  Когда люди пытаются найти выход из ситуации, они приходят ко мне  
  Если исход дела неясен, я стремлюсь прояснить все немедленно  
  Стоит придерживаться испытанного и надежного  
  Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не на недостатках  
  Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается  
  Я неутомим и полон энергии  
  Редко все получается так, как мне хотелось бы  
  Сильная сторона моей личности - умение преодолевать трудности  
  Терпеть не могу оставлять дело незавершенным  
  Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге  
  Моя вера в собственные силы непоколебима  
  Со своим уставом в чужой монастырь не ходи!  
  Я страстный и решительный  
  Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения  
  Я обращаюсь к необычным источникам для решения проблем  
  Я действую непродуктивно, если и цели, и ожидания неопределенны  

Математическая обработка. Подсчитывается количество баллов по каждой из семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присва­ивается балл от 1 до 6 (1 балл — «нет», 6 баллов — «да»). Для шкал с обратными утверждениями баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов — «нет», 1 балл — «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам.

Страстность (passion) понимается как энергичность, неутоми­мость, повышенный жизненный тонус.

Находчивость (resourcefulness) рассматривается как умение нахо­дить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источни­ками для решения новых проблем.

Оптимизм (optimism) — это большие надежды, вера в успех, не­желание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения.

Смелость, предприимчивость (adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного.

Адаптивность (adaptability) предполагает умение менять свои пла­ны и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация.

Уверенность (confidence) основана на вере в себя, в свои досто­инства и в свои силы, в то, что все возможно, стоит только захотеть.

Толерантность к двусмысленности (tolerance for ambiguity) опира­ется на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самооб­ладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным.

Ключ

Шкала Номера утверждений
  Страстность Прямые утверждения: 4, 11, 18, 25, 32
  Находчивость Прямые утверждения: 6, 13, 20, 27, 34
  Оптимизм Обратные утверждения: 5, 12, 19, 26; 33
  Смелость, предприимчивость Обратные утверждения: 1, 8, 15, 22; 29
  Адаптивность Обратные утверждения: 3, 10, 17, 24; 31
  Уверенность Прямые утверждения: 2, 9, 16, 23, 30
  Толерантность к двусмысленности Обратные утверждения: 7, 14, 21, 28, 35

 

Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 баллов по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития изме­ряемого свойства. Средний уровень развития свойства (оптималь­ный вариант) находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Сумма свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.

Авторы методики отмечают, что в индивидуальных особеннос­тях человека всегда есть свои плюсы и минусы. Например, излиш­няя страстность может побудить человека действовать вопреки здра­вому смыслу. Недостаток же ее может привести к отсутствию мотивации.

Результаты исследования, проведенного Н. А. Бажановой на вы­борке из 62 человек, половина из которых находились в состоянии вынужденного ожидания (студенты перед входом в аудиторию для сдачи экзамена; люди, стоящие в очереди за железнодорожными билетами в кассах срочной продажи), представлены в таблице.

 

Средние значения и стандартные отклонения по методике PCRS (данные Н. А. Бажановой)

 

 

 

Шкала Состояние вынужденного ожидания Состояние спокойного ожидания
n = 31 n = 31
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Страстность 20, 26 3, 86 18, 55 4, 70
Находчивость 21, 45 3, 56 21, 93 3, 56
Оптимизм 18, 35 4, 25 19, 65 4, 34
Смелость, предприимчивость 16, 45 4, 49 15, 84 4, 99
Адаптивность 16, 26 3, 74 16, 29 4, 42
Уверенность 19, 32 3, 54 19, 90 3, 99
Толерантность к двусмысленности 14, 10 3, 85 14, 61 4, 64

Важно отметить, что контекст исследования был именно в от­слеживании изменений состояния ожидания. Была выдвинута ги­потеза: ситуация ожидания вызывает психическое напряжение, в не­которых случаях возможен настоящий стресс. Следовательно, сама ситуация ожидания приводит к проявлению низкого уровня готов­ности к переменам.

Методика «Толерантность к неопределенности»

(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)

 

Разработана американским психологом С. Баднером (Budner, 1982). Толерантность к неопределенности рассматривается раз­личными исследователями как личностная черта. Диагностика толерантности к неопределенности необходима в различных облас­тях психологической работы, например: при проведении тренин­гов, приеме на работу и т. д. Для диагностики этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неуда­чи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и про­явления своих способностей и навыков.

Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток ин­формации или ее двусмысленность доставляют такому человеку дис­комфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувству­ют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи.

Методика исследования толерантности к неопределенности была переведена и адаптирована Г. У. Солдатовой и ее сотрудниками.

Текст

Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку произ­водите по семибалльной шкале следующим образом:

7 — абсолютно согласен;

6 — согласен;

5 — скорее согласен;

4 — не знаю;

3 — скорее не согласен;

2 — не согласен;

1 — абсолютно не согласен.

Утверждения Степень согласия
  Специалист, который не может дать четкий ответ, видимо, не слишком много знает  
  Я бы хотел пожить за границей какое-то время  
  Нет такой проблемы, которую нельзя решить  
  Люди, которые подчинили свою жизнь расписанию, наверное, лишают себя большинства радостей жизни  
  Хорошая работа - это та, в которой всегда ясно, что нужно делать и как это нужно делать  
  Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую  
  В долговременной перспективе большего можно добиться, решая маленькие, простые проблемы, чем большие и сложные  
  Часто наиболее интересные люди - это те, кто не боится быть оригинальным и непохожим на других  
  Привычное всегда предпочтительнее незнакомого  
  Люди, которые настаивают на ответе либо «да», либо «нет», просто не знают, насколько все на самом деле сложно  
  Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь без особых сюрпризов и неожиданностей, на самом деле должен быть благодарен судьбе  
  Многие из наиболее важных решений основаны на неполной информации  
  Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, на которых большинство людей совершенно мне незнакомы  
  Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность  
  Чем скорее мы все придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше  
  Хороший учитель - это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоем взгляде на вещи  

Математическая обработка. Каждому ответу на четный пункт присваивается от 1 до 7 баллов («абсолютно не согласен» — 1 балл, «абсолютно согласен» — 7 баллов). Каждому ответу на нечетный пункт присваивается реверсивный балл («абсолютно не согласен» — 7 баллов, «абсолютно согласен» — 1 балл). Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных по всем 16 пунктам. Чем выше этот показатель, тем более интолерантен к неопределенности респондент.

В методике также представлены три субшкалы. Подсчет суммы баллов по отдельным субшкалам позволяет обнаружить основной источник интолерантности к неопределенности: новизну пробле­мы, ее сложность или неразрешимость. Названия субшкал и номе­ра утверждений даны в ключе.

Ключ

Новизна проблемы — 2, 9, 11, 13.

Сложность проблемы — 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16.

Неразрешимость проблемы — 1, 3, 12.

Значения общего показателя и показателей по субшкалам конк­ретного респондента сравниваются со средними значениями, пред­ставленными в таблице. Данные получены Г. У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы. (Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: Изд-во МГУ, 2003)

Средние значения и стандартные отклонения общего показателя и субшкал

 

Шкала Средние значения (n = 58) (n = 58) Стандартное отклонение
Новизна проблемы 15, 91 4, 51
Сложность проблемы 29, 69 6, 07
Неразрешимость проблемы 11, 95 3, 41
Общий показатель 57, 55 9, 74

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.