Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День третий. Цель. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; расширение представлений об организационном лидерстве; закреп­ление знаний о лидерских моделях






Цель. Знакомство с техниками противостояния манипуляторам; расширение представлений об организационном лидерстве; закреп­ление знаний о лидерских моделях поведения; развитие суперлидерства — подготовка будущих лидеров.

В начале дня каждый участник по кругу продолжает предложе­ние относительно своих умений, интересов, хобби, планов: «Ни­кто из вас не знает, что я... (умею, могу, хочу, занимаюсь, осваиваю и т. д.)».

Шестой модуль — противодействие неуверенному поведению и манипуляциям. Мини-лекция о манипуляциях и способах их нейт­рализации (7). Упражнение в парах для отработки способов нейтра­лизации манипуляций. Партнеры вспоминают ситуации из личной жизни или профессиональной деятельности с ярко выраженными манипуляциями и проговаривают их, поочередно выступая в роли «манипулятора» и «нейтрализатора». В качестве ориентира исполь­зуются материалы приложения. Группа отвечает на вопросы: «Кто и почему чаще манипулирует? Манипуляции — это уход от ответствен­ности или психологическая защита? Может ли лидер использовать манипуляции?»

Далее ведущий группы представляет мини-лекцию об организа­ционном лидерстве и формальном руководстве. Обсуждается сход­ство и различие этих феноменов. Организационный лидер — руко­водитель, который эффективно осуществляет следующие функции: координирование действий и систем, необходимых для жизнедея­тельности организации; привлечение в организацию нужных лю­дей и обеспечение их успешного взаимодействия; понимание мис­сии — задач и целей организации; следование целям, принципам и корпоративным ценностям.

Седьмой модуль — закрепление знаний о лидерских моделях по­ведения и позитивной мотивации лидерства. Этому способствует творческая сессия № 1 — создание видеоролика для «ученика органи­зационного лидерства». Предварительно нужно провести групповую дискуссию о привычках, которые препятствуют лидерству. Руково­дит дискуссией и записывает ее результаты один (или два) участник группы, выдвинутый на роль организационного лидера. Алгоритм действий: составить список неконструктивного поведения и мыш­ления, привычек, которые препятствуют лидерству (10—15 мин.). Если группа более 10 человек, то ее необходимо разбить на коман­ды. Каждая команда — творческая студия — должна создать свой рекламный ролик (клип) для ученика «школы Лидерства», который в серьезной или юмористической форме будет излагать те действия или привычки, которые препятствуют выработке лидерских качеств. При этом каждому участнику можно предложить определенные ли­дерские роли: раздать «Шляпы» или роли (приложение). Каждая команда пишет инструкцию (рекомендации) для ученика «школы Лидерства» и сценарий (сценки + текст) видеоролика на 5—6 мин., иллюстрирующего «рекомендации». После этого команды опреде­ляют «актеров» и «звезду», которая будет выступать и проводят ре­петицию и съемку своего ролика. После того как все команды сня­ли свои ролики, проводится их просмотр и обсуждение вопросов: чем определялся выбор актеров и «звезды»? чей вклад в сценарий был больше? на каком основании распределялись групповые роли? какие лидерские способности и лидерские потенциалы были выяв­лены в ходе выполнения данного задания?

Творческая сессия №2— групповая скульптура или другой вид презентации психологического портрета лидера, отражающие лю­бые сферы его жизни:

1. Черты, универсальные для всех лидеров.

2. Деловые качества и умения.

3. Имидж и поведение лидера (привлекательность, обаяние, «харизма»).

4. Образ жизни, ценности, отношение к другим.

5. Жизненные установки.

6. Отсутствие вредных привычек.

7. Стиль руководства.

Творческая сессия №3 — суперлидерство как самоменеджмент сво­их лидерских потенциалов. Она включает в себя индивидуальное со­ставление стратегического плана по целям и способам развития лидерского поведения и качеств. Для этого важно оформление девиза и его презентация.

На заключительном этапе тренинга в круге подводятся итоги о личных впечатлениях и изменениях на индивидуальном и групповом уровнях, об эмоциональных состояниях и новом видении своего лидерского потенциала. Обсуждается, кто и как часто, в каких ситуациях был выдвинут группой на роль «лидера». Участники груп­пы выражают пожелания и благодарность друг другу.

Восьмой модуль — диагностический. Диагностика лидерского по­тенциала проводится в начале тренинга и через месяц после его про­хождения. По результатам тестирования и наблюдения на занятиях составляется психологическая характеристика и персональные ре­комендации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб: Питер, 2001.

2. Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: Ось-89, 2005.

3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.

4. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. М.: Дело, 1993.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 2000.

6. Макшанов С. И. Профессиональный тренинг // Психология профессио­нальной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

7. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.

8. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

9. Шульц Д., Шулъц С. Психология и работа. М.; СПб.: Питер, 2003.

10. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers / Journal of Psychology. 1998. № 132.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.