Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты формирующего обучения

Алгоритм грамотно организованного формирующего оценивания

1)Анализ знаний, умений конкретного ученика

2) Постановка целей на определённый этап

3) Процесс познания

4)Контроль полученных знаний. Работа учащегося сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников

5)Эталон известен учащимся заранее

6)Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку

7) Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности

8) Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения, в процессе работы сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая комментарии учителя.

9) Ученик видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки

Результаты формирующего обучения

· снижается уровень тревожности школьника, закрепляется в учениках вера в свои силы

· повышается объективное оценивание ученической успешности

· проводится своевременная коррекция

· стимулируется активизация учебной деятельности

· развивается самостоятельность, воспитывается сотрудничество

· отслеживается динамика развития ученика на всех этапах обучения

· обеспечиваются наиболее комфортные условия для каждого учащегося

· формируется адекватная самооценка ученика

· повышается мотивация в учении

ВЫВОДЫ

Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки. формирующее оценивание положительно влияет на успешность учащегося.

Виды тестов

Тестирование - широко распространенный вид проверки и оценки знаний. Он используется по многим дисциплинам. Тестирование позволяет оперативно и достаточно точно определить уровень знаний учащихся, применяется с целью выявления конкретных пробелов в знаниях у детей, а также помогает спланировать необходимую коррекционную работу, дает возможность прогнозировать дальнейших процесс обучения и его результаты. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

На данный момент существует несколько видов тестов, которые зависят от цели тестирования, от содержания изучаемого материала, от структуры составления теста и ряда других причин.

Тесты могут быть классифицированы:

1. Диагностические тесты.

Тестовые диагностические работы, направленные на выявление освоения отдельных предметных операций (работа в определенной программе) с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися. Как правило, такие работы проверяются учителем и специальным образом фиксируются в классном журнале. Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы, и другим учителям, приходящим на место " старого" учителя, видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его " точечные" затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли данная ошибка или есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для " точечной" диагностики его затруднений. К примеру часто используются тесты такого типа: дается вопрос и к нему прилагается три варианта ответа. Ученик должен выбрать правильный. Отметка «5» ставится в том случае если ученик на шесть вопросов ответил верно. Отметка «4» ставится, если верно отвеченно на пять вопросов. Отметка «3» ставится если ученик ответил верно на четыре вопроса. Отметка «2» ставится в том случае если ученик ответил правильно на три и менее вопроса. Но тестирование можно использовать только в том случае если в данной теме есть большое количество теоретических вопросов.

2. Тесты обученности.

Тест обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно краткими, требующие сжатых ответов; информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений; удобным, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования - измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Тесты обученности, или, как их еще называют, школьные тесты, - это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности.

3. Избирательные тесты.Избирательные тесты основаны на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание.

Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующее устройство получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора. Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий. Задания множественного ответа предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяются в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в школах, рассчитаны именно на задания такого типа. Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

4. Конструируемые основанные на припоминании и дополнении.

Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнения, формул, определений и т.п. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

5. Открытые тесты.

Это такие тесты, которые не имеют готовых ответов. Методика открытых тестовых заданий проста. Сначала формулируется вопрос, затем дается краткий ответ на него. Из ответа далее исключается ключевое слово, которое учащиеся должны запомнить.

К ним относятся тесты на заполнение пропусков в истинном утверждении. Такого вида тесты помогают преподавателю получить информацию, о качестве формирования речевой математической культуры учащихся и уровне овладения математическим аппаратом, т.е. цели проверки могут быть комплексные.

6. Тесты на восстановление соответствия.

В тестах на восстановление соответствия ученикам предлагается соотнести элементы двух списков. Здесь также можно проверить информированность школьников по теме или разделу, сосредоточить проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме, чем в тестах избирательных. Список, из которого выбирают правильные ответы, должен быть длиннее другого, чтобы уменьшить вероятность угадывания.

Оценка методом портфолио

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов. Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание студентами собственной папки работ может способствовать достижению таких целей, как:

• формирование самооценки и внешней оценки;

• развитие профессиональных навыков;

• углубленный подход к обучению.

Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

• поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;

• развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

• формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков студентов, мастер производственного обучения должен тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течении всего обучения.

Материал портфолио собирается в течении всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста студента.

Преимущества технологии портфолио:

• Позволяет мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.

• Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.

• Позволяет симим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.

• Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Недостатки метода «портфолио»:

• Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.

• Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.

• Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

Использовать портфолио можно в следующих вариантах:

• Документационное портфолио – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.

Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности студента, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.

• Портфолио «работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.

Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.

• Выставочное портфолио демонстрирует способности студента в лучшем свете. В него включаются все материалы, свидетельствующие о процессе обучения. Эта форма портфолио дает возможность самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. В данный вид портфолио студентам предлагается собирать отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий выполненных собственными руками, чтобы показать потенциальному работодателю.

Безотметочная система оценивания.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

На данном этапе безотметочная система широко применяется в первом классе четырёхлетней начальной школы. В своей работе учителя руководствуются письмом Министерства образования Российской Федерации «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы». В нём говорится, что «в первом классе четырёхлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

Как же избежать отметки для оценивания качества усвоения предметных знаний, умений и навыков?

В обыденной речи не различаются выражения «получить отметку» и «получить оценку». Но слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами.

Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего – либо или кого – либо.

Отметка – это установленное обозначение степени знаний ученика.

Учителя приучены своё личное мнение о ценности ученических усилий и достижений высказывать на языке, сформулированном Министерством Просвещения. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает своё мнение о конкретной работе конкретного ребёнка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества ЗУН.

Ребёнок нуждается в оценке каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради неё? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя самооценка.

Для наглядного изображения своих личных достижений можно использовать «Лесенку». Дети сами продвигаются по ступенькам лесенки, выполняя последовательно задания, и ставят флажки на ступеньке.

Для оценивания своей работы можно использовать различные шкалы. Ребёнок может оценивать свою работу после того, как учитель её проверил. Получив свою тетрадь с исправленными ошибками, но без учительской оценки, ребёнок изучает исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель. Но этот приём будет чисто формальным, если около детского крестика на шкале не появится учительский. Если самооценка ребёнка и учителя совпадает, учитель опять обводит детский крестик своей красной ручкой. Следует помнить, что каковы бы ни были результаты работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой.

Оценочные шкалы должны быть всё время разными, чтобы система оценок не была привязана только к пяти – десяти – стобалльной шкале, а обладала гибкостью. Выбор оценочной шкалы должен существенно зависеть от типа оцениваемого задания. Так, три ошибки при списывании двух строк текста несопоставимы с тремя ошибками при списывании двухстраничного текста

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе " рейтинг". Рейтинг - индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. При этом весь профильный курс 10 и 11 классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке профильного курса знакомлю учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Державна фінансова підтримка санації підприємств | У младших школьников.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.