Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нулевое» пространство. Ключевые концепции.






Можно выделить несколько основных концепций «нулевого» пространства, которые разрабатывались преимущественно в Античной, а также в Восточной философиях:

1 концепция. Пространство как пустота, бесконечное вместилище тел, небытие.

Представления о пространстве рассматриваются неотъемлемыми от представлений о бытии в целом. Тем самым пространство выступает как категория исключительно онтологическая. Понятие «пустого пространства» вводится в античной философии Демокритом. В его понимании бытие – атомы, а небытие пустота. Атомы не существуют просто так. Они даны в разделяющей их пустоте, то есть в неком пространстве.

Пустота (пространство) в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

«Интерпритацию пространства как «пустоты», тезис о невозможности движения без пространства, понимаемого как пустота, выдвигали и некоторые другие античные философы.

Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей»: Если ж пространство иль место, что мы пустотой называем, не было б вовсе, тела не могли бы нигде находиться, и не могли б никуда двигаться так же различно».

Исаак Ньютон построил концепцию абсолютного пустого пространства – вместилища мира, завершив тем самым развитие концепции, основы которой были заложены Демокритом. Ньютон разделял относительное и абсолютное пространства.

Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное [пространство] есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространств подземного воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно земли. По виду и величине абсолютное и относительное пространства одинаковы, но численно не всегда остаются одинаковыми. Так, например, если рассматривать Землю подвижною, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остается всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешел, и, следовательно, абсолютное пространство беспрерывно меняется.

2 концепция. Пространство как однородная материальная субстанция, бытие

Размышления о пространстве, претендующие на научность, впервые появляются в античности и представлены философами элейской школы. Согласно Пармениду «бытие есть, а небытия нет». Основным критерием бытийности у него выступает пространство. Все о чем можно мыслить, разделяется на «бытие» и «небытие». Бытие пространственно, протяженно, небытие лишено их, оно не существует. Следовательно, пространство у элейских философов принадлежит к области бытия.

Другой античный философ - Анаксагор предпринял попытку сформулировать те физические принципы, на основании которых можно было бы дать объяснения наблюдаемым явлениям. «Для него пространство – это пространственное бытие, тела, обладающее протяженностью. Пространство у Анаксагора оказывается неотделимым от особого рода «стихии» (материальной субстанции), которая везде проникает и все объемлет». Следовательно, с его точки зрения пространство не абсолютная пустота, а субстанция, в которой осуществляется бытие тела.

Эта субстанция однородна, следовательно, пространство бесконечно, равнозначно в каждой своей точке (отсутствие направлений, координат).

Восточный орнамент, к примеру, можно рассматривать в роли такой субстанции. Он может развиваться бесконечно в любом направлении, не активизируя направлений или координат.

3.Пространство как бесконечный потенциал.

Согласно восточным представлениям, реальность, лежащая в основе всех явлений, лишена какой бы то ни было оформленности и не может быть описана или определена. Поэтому ее часто называют бесформенной и пустой. Однако слово пустота не означает в данном случае незаполненность или несуществование. Напротив, пустота является сущностью всех форм и источником всякого существования.

То же самое имеют в виду и буддисты, называя высшую реальность ШУНЬЯТОЙ, то есть Пустотой, и, утверждая, что эта наделенная жизнью Пустота порождает все формы феноменального бытия. Даосы приписывают Дао аналогичные свойства быть вечным источником творения и тоже называют Дао пустым. Дао Небес - пустое и бесформенное, - говорит Гуань-цзы. Лао-цзы же использует для объяснения пустоты Дао несколько метафор. В частности, он сравнивает Дао с долиной между гор или с сосудом, который всегда остается пустым, сохраняя, таким образом, способность содержать внутри себя всю бесконечную множественность вещей.

Используя термины пустота, пустое, восточные мудрецы обращают внимание СВОИХ последователей на то, что под Брахманом, Шуньятой и Дао понимается не обычная пустота, а Пустота с большой буквы - Пустота, являющаяся неисчерпаемым источником творения.Поэтому мы можем сравнить Пустоту в понимании восточных мистиков с квантовым полем современной физики. Точно так же, как и квантовое поле, она порождает бесчисленное множество форм, питая их своей энергией до тех пор, пока они снова не растворятся в исходной безначальной Пустоте.

Как и субатомные частицы, феноменальные воплощения мистической Пустоты имеют не статическую и неподвижную, но динамическую и преходящую сущность. Они постоянно появляются и исчезают в процессе бесконечного танца движения и энергии. Как и субатомный мир, для физика, так и для восточного мистика феноменальное существование представляет собой САНСАРУ - мир беспристрастных рождений и смертей. Будучи временными воплощениями Пустоты, предметы этого мира не имеют фундаментальной, устойчивой сущности. В особенности это характерно для буддийской философии, которая отрицает существование какой бы то ни было материальной субстанции и находит иллюзорными представления о постоянном я, последовательно претерпевающем различные ощущения. Буддисты нередко сравнивают иллюзию существования материальной субстанции и постоянного я с волнами на поверхности воды. В последнем случае движение молекул воды вверх-вниз внушает нам, что по ее поверхности в горизонтальном направлении перемещается некоторое количество воды. Интересно, что к тому же самому сравнению прибегали и физики, стремившиеся проиллюстрировать иллюзорность понятий материальной субстанции, порожденной движением частиц, в рамках теории поля. Так, Герман Уэлль пишет:

Согласно (представлениям о строении вещества и теории поля), материальная частица - такая, как, скажем, электрон, представляет не что иное, как небольшой участок энергетического поля, в пределах которого мощность поля достигает фантастических величин, что свидетельствует о сосредоточении большого количества энергии в очень малом объеме пространства. Такой сгусток энергии, вне всякого сомнения, четко проступает на фоне всего остального поля, подобно волнам на поверхности водоема, перемещается в пустом пространстве; поэтому мы не можем утверждать, что электрон все время состоит из какой-то определенной субстанции.

В китайской философии идея поля имплицитно присутствует уже в самом понятии Дао, которое, будучи пустым и бесформенным, тем не менее, порождает все формы. Кроме того, идея поля получила эксплицитное выражение в понятии ЦИ. Этот термин занимал значительное место в концепциях практически всех школ китайской натурфилософии, играя особенно важную роль в философии неоконфуцианства, стремившейся объединить учения конфуцианства, даосизма и буддизма. Само слово ци буквально обозначает газ или эфир. В древнем Китае оно использовалось для обозначения жизненной энергии, или энергии, одушевляющей космос.

Неоконфуцианцы развили понятие ци таким образом, что оно сблизилось по смыслу с понятием квантового поля в современной физике. Подобно квантовому полю, ци воспринимается как нематериальная, ускользающая от человеческого восприятия форма существования материи, присутствующая одновременно во всем пространстве и способная конденсироваться в виде твердых материальных те л. По словам Цзая Цая,

Когда ци конденсируется, оно становится видимым, в результате чего появляются очертания (отдельных вещей). Рассеиваясь, ци перестает быть видимым, и очертания исчезают. Когда ци конденсируется, разве можно утверждать, что оно не есть что-то преходящее? Но в тот момент, когда ци рассеивается, разве можно с поспешностью утверждать, что оно прекратило свое существование? Таким образом, ци конденсируется и рассеивается с ритмической периодичностью, порождая формы, которые, в конечном итоге, снова растворяются в Пустоте. Как говорит Цзан Цай,

Великая Пустота не может не состоять из ци; ци не может не конденсироваться, чтобы породить все вещи; эти вещи не могут не рассеиваться, чтобы (снова) породить Великую Пустоту.

Нулевое пространство (эквивалент пустое пространство) – источник мира. В нулевом пространстве протяженность и время не имеют значения, следовательно, нулевое пространство бесконечно и безвременно (имеется в виду длительно). Нулевое пространство – как концепт мира. Нулевой концепт – концепт с одной составляющей.

Растворение тел в пространстве благодаря их форме или материалу, слияние внутреннего и внешнего пространств:

- тело имеет множество проемов и отверстий

- тела растворяется благодаря качествам материала:

Задание №2

Образ нулевого пространства «Наполненная пустота». Формат А3. Графически-пластическая интерпретация образа.

 


 

Геометрическое пространство.

 

Аристотель интерпретирует категорию пространства через понятие места. Последнее он определяет как то, что охвачено подвижной границей объемлющего тела: «Тело, снаружи которого находится какое-либо другое тело, находится в некотором месте. Тело, у которого этого нет – не находится». Понятие места Аристотель связывает с представлениями о двух телах, одно из которых «объемлющее» является необходимым условием второго «объемлемого». Т.О. он придерживался концепции, впоследствии получившей название «реляционной», при которой категория пространства интерпретировалась через понятия о взаимном расположении тел.

Главный признак, или атрибут, материальной, телесной субстанции, согласно Декарту, — протяженность в длину, ширину и глубину, исключающая абсолютную пустоту. Делимость телесных частиц, их способность менять свою форму и расположение относительно друг друга вместе со способностью к движению, понимаемому как перемещение в пространстве, вполне достаточны, по Декарту, для объяснения всех процессов видимого мира — от звезд и камней до телесной жизни человека.

И методология, и психология, и гносеология Декарта в системе его метафизики с неизбежной для нее — как и для всякой метафизики — абсолютизацией, устраняющей фактор времени, с необходимостью привели философа к утверждению о существовании духовной субстанции с ее единственным атрибутом — мышлением. Если радикальный механицизм Декарта привел его к положению о полной бездуховности материи, то абсолютизация наиболее сложных сторон человеческого духа заставила закрепить это убеждение в сугубо идеалистическом положении о полнейшей бестелесности, следовательно, непротяженности и неделимости субстанции духовной. Специфика картезианского дуализма, таким образом, связана с убеждением во взаимном исключении субстанций телесной и духовной.

Итак, остается одна лишь дедукция, посредством которой мы сможем составлять вещи так, что будем уверены в их истине; однако и в ней может быть много недостатков: например, если из того, что в данном пространстве, наполненном воздухом, мы ничего не воспринимаем ни посредством зрения, ни посредством осязания, ни посредством какого-либо другого чувства, мы заключаем, что это пространство является пустым, неправильно соединяя природу пустоты с природой этого пространства; и так происходит всякий раз, когда мы считаем, что из отдельной или случайной вещи может быть выведено нечто общее и необходимое. Но в нашей власти избежать этой ошибки, а именно если мы никогда не будем соединять никакие предметы, не усмотрев, что соединение одного с другим является совершенно необходимым, как, например, если мы выводим, что никакая вещь, не будучи протяженной, не может обладать фигурой, из того, что фигура необходимо связана с протяжением, и т.д.

 

Лекция 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.