Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формообразование. Категория концепта в формообразовании. Концепт, основные свойства. Форма как выражение-отображение концепта.






Формообразование – это не только построение материальных конструкций (форм), формообразование – это в первую очередь создание законов, концептов согласно которым образуются формы.

Делез и Гватари в своей книге «Что такое философия» утверждают: Философия - это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты. И что создание концептов присуще только философии.

Тем не менее, основоположник концептуального искусства (конституируется в США в конце 1960-х) Дж. Кошут в статье «искусство после философии» говорит о том что, «история искусства есть не история произведений, но история концепций творчества, и это обстоятельство должно иметь своим следствием переосмысление самой сущности искусства, т.е. понимание художественного творчества в качестве генерации эстетических концепций или своего рода концептуальных моделей (проектов) произведений. Искусство — это сила идеи, а не материала».

Т.е. автор в первую очередь творит концепт, смысл, который затем выражает-отображает в форме.

Так, к примеру, О. Брик – критик конструктивизма уделял особое внимание проблеме концептуальности формально-эстетических поисков конструктивистов: «Между Малевичем и Татлиным, старым поколением и новым поколением конструктивистов колоссальная разница, потому что конструктивисты молодые говорят, что мы действительно без всякой метафизики подходим к приборам, материалам, формам и т.д., они не говорят, что создают закон. Вообще взяли просто материал… Совершенно иначе говорят Татлин и Малевич, они строят не материальную конструкцию, они строят законы форм вообще».

В формообразовании сегодня одно из центральных мест занимает понятие концепта как закона образования форм, но не универсального, а индивидуального отвечающего определенной проблеме. «Концепт всегда обладает той истиной, которую получает в зависимости от условий

своего создания».

Концепт (лат. conceptus — понятие) — содержание понятия либо произведения, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-визуальной формы его выражения. Концепт образует концептуальную схему, т.е. соотнесенность непосредственную или опосредованную с другими концептами, внешними или внутренними по отношению к нему.Концепт есть средство, организующее в своей некоторой целостности способы видения («задания», конструирования, конституирования) реальности. Каждый К. занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. К. одного уровня могут и должны конкретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситься. К. в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят).

К. характеризуются рядом свойств:

(1 свойство) К. тотализирует свои элементы, но в то же время представляет собой «фрагментную множественность составляющих», каждая из которых может рассматриваться как самостоятельный концепт, имеющий свою историю.

«Не существует простых концептов. В концепте всегда есть составляющие, которыми он и определяется. Следовательно, в нем имеется шифр. Концепт – это множественность, хотя не всякая множественность концептуальна. Не бывает концепта с одной лишь составляющей... Всякий концепт является как минимум двойственным, тройственным и т.д... У каждого концепта - неправильные очертания, определяемые шифром его составляющих. Поэтому у разных авторов, от Платона до Бергсона, встречается мысль, что суть концепта в членении, разбивке и сечении. Он представляет собой целое, так как тотализирует свои составляющие, однако это фрагментарное целое» (Ж. Делез, Ф. Гватари «Что такое философия»).

Концепт, таким образом, обладает эндоконсистенцией — целостной неразличимостью гетерогенных составляющих, и экзоконсистенцией — соотнесенностью с другими концептами, располагающимися в одном плане с ним в «зонах соседства». Это требует «наведения мостов», соотнесения концептов друг с другом.

«В каждом концепте есть составляющие, которые в свою очередь могут быть взяты в качестве концептов. Таким образом, концепты бесконечно множатся и хоть и со-творяются, но не из ничего. Для концепта характерно то, что составляющие делаются в нем неразделимыми; различные, разнородные и вместе с тем неотделимые одна от другой - таков статус составляющих, которым и определяется консистенция концепта, его эндоконсистенция. Дело в том, что каждая отличная от других составляющая частично перекрывается какой-то другой, имеет с нею зону соседства, порог неразличимости. Составляющие остаются, различны, но от одной к другой нечто переходит, между ними есть нечто неразрешимое; существует область ab, принадлежащая сразу и а и b, область, где а и b " становятся" неразличимы. Такие зоны, пороги или становления, такая неразделимость характеризуют собой внутреннюю консистенцию концепта. Однако он обладает также и экзоконсистенцией - вместе с другими концептами, когда при создании каждого из них между ними приходится строить мосты в пределах одного плана. Эти зоны и мосты служат сочленениями концепта».

Отсюда вытекает второе свойство.

(2 свойство) Соотнесенность К. с проблемой или пересечением множества проблем, на которые он призван отвечать, и где он в своем становлении, собственно, и соотносится с другими концептами.

«Каждый концепт отсылает к некоторым проблемам, без которых он не имел бы смысла и которые могут быть выделены или поняты лишь по мере их разрешения. У всех концептов есть история, хотя она извилиста и при необходимости пересекает другие проблемы и разные планы. В концепте, как правило, присутствуют кусочки или составляющие, которые происходят из других концептов, отвечавших на другие проблемы и предполагавших другие планы. Это неизбежно, потому что каждый концепт осуществляет новое членение, принимает новые очертания, должен быть заново активирован или заново выкроен. Любой концепт с конечным числом составляющих разветвляется на другие концепты, иначе составленные, но образующие разные зоны одного и того же плана, отвечающие на взаимно совместимые проблемы, участвующие в сотворчестве. Концепту требуется не просто проблема, ради которой он реорганизует или заменяет прежние концепты, но целый перекресток проблем, где он соединяется с другими, сосуществующими концептами.

 

(3 свойство) Процессуальность. К. есть упорядочение, распределение (но не иерархическое) его составляющих «по зонам соседства», в которых они становятся неразличимыми. К. — «абсолютная поверхность или объем», где его составляющие выступают как «интенсивные ординаты», а сам К. «пробегает» эти составляющие «с бесконечной скоростью» в «недистантном порядке». К., таким образом, — это точка пересечения («совпадения», «скопления», «сгущения») своих составляющих. Он не редуцируется к ним, но постоянно, без дистанции, соприсутствует в своих составляющих и снова и снова их пробегает. (Пример электронного облака)

«Каждый концепт отсылает к другим концептам – не только в своей истории, но и в своем становлении и в своих нынешних соединениях.

«Концепт - это гетерогенезис, то есть упорядочение составляющих по зонам соседства. Он ординален, он представляет собой интенсионал, присутствующий во всех составляющих его чертах. Непрерывно пробегая свои составляющие в недистантном порядке, концепт находится по отношению к ним в состоянии парящего полета. Он непосредственно, без всякой дистанции соприсутствует во всех своих составляющих или вариациях, снова и снова проходит через них; это ритурнель, музыкальное сочинение, обладающее своим шифром».

(4 свойство). К. нетелесен и недискурсивен, хотя он и осуществляется в телах, он не тождественен им. К. есть чистое Событие («а не сущность или вещь»), которое не имеет пространственно-временных координат, но только свои «интенсивные ординаты» — составляющие как свои единственно возможные объекты. К., «будучи, творим, одновременно полагает себя и свой объект», но не выстраивает по отношению к нему ряда пропозиций. К. представляет собой некий «образ мысли» (мысль мысли, мысль о мысли), «горизонт событий», «резервуар» для К., некую «пустыню», по которой кочуют «племена-К.». Таким образом, К. понимается как «неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью».

Концепт не дается заранее, он творится, должен быть сотворен; он не формируем, а полагается сам в себе (самополагание). Одно вытекает из другого, поскольку все по-настоящему сотворенное, от живого существа до произведения искусства, способно в силу этого к самополаганию, обладает аутопойетическим характером, по которому его и узнают. Чем более концепт творится, тем более он сам себя полагает. Завися от вольной творческой деятельности, он также и сам в себе себя полагает, независимо и необходимо; самое субъективное оказывается и самым объективным.

Следовательно, концептуально создаваемая форма, выстаиваемая на основе развернутой концептуальной схемы, явление не только пространственное, но и темпоральное (длящееся). Форма разворачивается не только в пространстве, но и во времени, согласно заложенному в концепте сценарию. Форма тем самым не только «ставшее» (остановленное), но и «становящееся» (процесс). Следовательно, форма может быть не только симметричной или ассиметричной, открытой или закрытой (ставшей), но и разжимающейся – сжимающейся, растягивающейся - свертывающейся, возникающей – исчезающей (становящейся).

Форма тем самым конструкция пространства и времени.

 

Задание №1

«Автопортрет» - как концепт творческого «Я». Необходимо сделать концептуальную выжимку своего творческого мышления, на основе которой создать, сконструировать формообразующий закон (концепт), развитие – разворачивание которого будет осуществляться в последующих заданиях. Формат А2. Объемно – пластическая модификация. Выход из плоскости.

 

Литература:

  1. Ж. Делез, Ф. Гватари «Что такое философия»
  2. Ж. Делез, Ф. Гватари «Бергсонизм»
  3. «Постмодернизм. Энциклопедия».

 

Лекция 2.

Пространство. Образ и типология пространства. Образ пространства и модернистские практики 20 века, деструкция (в хайдеггеровском смысле) идеи непрерывного классического пространства.

«Пространство является основой формообразования» Бруно Дзеви (итал. архитектор историк и критик архитектуры).

«Пространство это та арена, на которой развертываются все события мирового действа и одновременно, оно само есть непосредственный участник этого действа, определяющий его ход».

В.В. Корухов, А.Л. Симанов, О.В. Шарыпов «Методологические проблемы исследования структуры пространства»

Типология пространств в формообразовании во многом зависит от философских, физических, математических представлений о пространстве. Ввиду того, что эти представления имеют пространственную и временную динамику, классификация типов пространств может быть различной. Тем не менее, в данном курсе мы отдаем предпочтение типологии в основу, которой положены образные концепции пространства, характеризующие изменение степени его интенсивности:

  • «Нулевое» пространство;
  • «Геометрическое» пространство;
  • Топологическое пространство.

 

 

Лекция 3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.