Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология ассоциатов по содержанию связи. Реакции как семантические множители: секс 29, страсть 12, желание, нежность 8, привязанность, чувство 6






 

Реакции как семантические множители: секс 29, страсть 12, желание, нежность 8, привязанность, чувство 6, влечение 5, ласка 2, обожание, эмоции, мужчина, женщина, симпатия 1.

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: красота 11, романтика 6, безумие 2, до гробовой доски 2, борьба, ложь, сумасшествие, любимая, кольцо, свеча, воск, до глубины души, изнуряющая, вечная, скрадывает одиночество 1.

Реакции, отражающие сферу функционирования: понимание 16, забота, уважение 15, ухаживания 12, доверие 8, подарки 7, цветы, ревность 6, потребность 4, защита 3, дружба, охрана, деньги, поцелуи, покровительство 2, победа, общение, брак, восхищение, власть, подвиг, тоска 1.

Ассоциативно-вербальная сеть субконцепта «любовь мужчины к женщине» включает следующие участки:

1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: секс, понимание, забота, уважение, страсть, ухаживание.

2. Испытуемые описывают любовь мужчины к женщине, используя этические и эстетические категории: забота, уважение, красота.

3. В мужском языковом сознании ЛМЖ сопряжена с гаммой чувств, оцениваемых положительно (нежность, ласка, забота, понимание), а также с чувствами, которые получают свою оценку в определенной ситуации (страсть, желание, романтика, ревность, тоска).

4. Ярко выражен чувственный, сексуальный характер ЛМЖ: секс (max – 29), страсть, желание, влечение.

5. Концептуальная метафора «любовь – это война» находит свое подтверждение в ходе САЭ, где ЛМЖ вызывает следующие ассоциации: победа, власть, подвиг, борьба, охрана, защита.

6. В мужском языковом сознании ЛМЖ – это явление, не ограниченное временем: до гробовой доски, вечная, кольцо.

7. Иррациональность ЛМЖ подтверждается следующими ассоциатами: ложь, сумасшествие, восхищение, безумие, обожание, изнуряющая.

Анализ ассоциатов к концепту «любовь мужчины к женщине» позволяет выявить ассоциативное значение стимула:

Любовь мужчины к женщине – это импульсивное, сексуально окрашенное, иррациональное, активно направленное на субъект чувство, реализующееся в виде секса, понимания, заботы, уважения и доверия и не имеющее временных ограничений.

Стереотипными ассоциатами для стимула «любовь мужчины к женщине» являются: секс 29, понимание 16, забота, уважение 15, страсть, ухаживание 12, красота 11, доверие, желание, нежность 8, подарки 7, привязанность, роман.

Анализ материала дает схожую картину ассоциативных представлений в мужской и женской парадигмах. Разница в числе отказов (6 у мужчин и 1 у женщин) косвенно указывает либо на отсутствие личного опыта, либо на отрицательно-окрашенный личный опыт в мужской парадигме.

Наблюдается сходство в ранговом употреблении ассоциатов: 1-е место в обеих парадигмах принадлежит ассоциату «sex». Однако в мужской парадигме он с «большим отрывом» опережает 2-ю позицию «понимание» (29 упоминаний vs 16), что указывает на четкую оформленность ядра субконцепта; у женщин количество употреблений по 2-ой позиции «забота» и по 1-ой «секс» практически равны (20 vs 21). Ассоциат «забота» перемещается на 3-ю позицию в мужской парадигме; совпадают ранги ассоциата «уважение» (4-я позиция) в обеих парадигмах. 5-я позиция в женской парадигме принадлежит «нежности» (у мужчин этот ассоциат имеет 7-ю позицию), у мужчин же на 5-ой позиции – ассоциат «страсть».

 

Таблица 8

Субконцепт «любовь мужчины к женщине»

 

Ассоциат Мужчины Женщины
Число употреблений Ранг Число употреблений Ранг
секс        
забота        
страсть        
уважение        
нежность        
ревность        
доверие        
желание        
ухаживание        
понимание        
ласка        
красота        
цветы        
подарки        
привязанность        
романтика    
влечение    
потребность    
защита        
измена    

 

Совпадение наблюдаем также по 7-ой позиции – ассоциаты «доверие» и «желание». В целом, по результатам количественного анализа, можно говорить о сходном в ассоциативном восприятии субконцепта «любовь мужчины к женщине» обоими полами, то есть женщины показывают более глубокое понимание любовной семантики по сравнению с мужчинами (сf: данные на субконцепт «любовь мужчины к женщине»).

Лакунарные ассоциаты встречаются на периферии ассоциативного поля в женской парадигме – «романтика», «влечение», «потребность», в мужской парадигме – «измена».

Субконцепт «дочерняя любовь» (женская парадигма)

Общее число реакций – 229

Число разных реакций – 36

Число отказов – 2

Число единичных реакций – 15






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.