Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 3. Суждение как форма мышления
В данной теме важно определить суждение как форму мышления, прежде всего с точки зрения его истинности или ложности. Также необходимо выяснить, что объединяет и в чем различия между суждением и предложением. Нужно обратить внимание на структуру суждения. Изучение суждений лучше начинать с простых видов: атрибутивного и суждения отношения. Попытайтесь ответить на вопрос: можно ли считать суждения существования атрибутивными? В чем специфика простых категорических суждений? Почему предикат суждения мы трактуем как понятие, ведь он отражает свойство предмета? В чем основная трудность при определении видов простых суждений? Важен ли анализ контекста, в котором существует то или иное суждение? Зачем нужен анализ суждений, в том числе определение качества и количества категорических суждений? Что проверяется при анализе вопроса о распределенности терминов в категорических суждениях? Достаточно ли двух истинностных значений для оценки любого суждения? При ответе на второй вопрос нужно иметь в виду, что логические отношения между суждениями возможны в том случае, если у них одинаковые субъекты и предикаты. Модальность суждений. Виды модальных суждений и их роль в процессе познания. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1998. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М, 1995. С. 65—86. Демидов И. В. Логика. Глава 3. Суждение. С. 104-130. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1997. Ивин А.А. Элементарная логика. М., 1994. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С. 63— 95, 107-119. Задачи по теме «Суждение» 1. Установите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями. 1. Рукописи не горят. 2. Разве отсюда выберешься? 3. Каких цветов в саду весеннем нет! 4. Чему равно расстояние от Земли до Луны? 5. Выключите свет и спать! 2. Найдите субъект, предикат и связку в суждении. 1. В нас горят ещё желанья! 2. Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни. 3. Экосистемы таежных рек Саян близки к кризису. 4. Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин). 5. С большим трудом и крайне медленно происходит осознание преимуществ экологической переориентации общественных процессов.
3. Дайте характеристику суждения с точки зрения объема субъекта, качества связки, характера предиката. 1. Вселенная образовалась примерно 15 миллиардов лет назад. 3. Видение проблемы – половина пути к истине. 4. Каир расположен западнее южнее Кабула. 5. Одиссей был царём Итаки. 6. Сады Семирамиды когда-то существовали. 7. Дети играют в прятки. 8. Зенон Элейский – ученик Парменида. 9. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России. 10. Самая удаленная точка Вселенной не существует. 4. Определите вид простого суждения, установите распределенность составляющих его терминов, изобразите схему отношений между субъектом и предикатом для каждого случая. 1. Юрий Гагарин — первый в мире космонавт. 2. Некоторые города — столицы Европы. 3. Некоторые водители за рулем не курят. 4. Никто не имеет права нарушать законы. 5. Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными.
5. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов. 1. Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны окружающей среды. 2. Киты – млекопитающие. 3. Рубины используют для создания лазера. 4. Студенты иногда опаздывают на занятия. 5. Ученые способны получать теперь пластические материалы с любыми нужными свойствами. 6. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. 1. Некоторые знаки не имеют значения. 2. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии. 3. Мертвые организмы быстро разлагаются. 4. Киты – млекопитающие 5. Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.
7. Установите, в каком отношении находятся следующие простые суждения. 1. Все взрослые когда-то были детьми. Некоторые взрослые когда-то были детьми. 2. Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Есть люди, которые имеют право на свою точку зрения. 3. Некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями. Некоторые адвокаты не обладают ораторскими способностями. 4. Среди категорических суждений есть утвердительные. Ни одно категорическое суждение не является утвердительным. 5. Каждый человек имеет свой характер. У всех людей разные характеры. 8. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания. (По логическому квадрату).
1. Некоторые океаны имеют пресную воду. 2. Все свидетели дают правдивые показания. 3. Ни один студент нашей группы не знает готского языка. 4. Некоторые прокуроры не имеют высшего образования. 5. Ни один член семьи N не является честным человеком.
|