Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение и расторжение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд






 

Изменение и расторжение государственных контрактов подчиняется общим правилам изменения и расторжения договоров, но с существенными изъятиями, вызванными тем, что хотя ГК РФ и устанавливает, что к публичным образованиям применяются правила об участии в имущественном обороте юридических лиц, однако особая цель участия их в имущественном обороте предполагает применение к ним специальных правил.

Так, ГК РФ предусматривает, что в случаях, определенных законом, государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, но при условии возмещения поставщику убытков, причиненных отказом. Если отказ от товаров повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным заказчиком (ст. 534).

Указанные правила установлены в публичных интересах, но в целях защиты частных интересов исполнителей государственных контрактов в этих случаях предусмотрена обязанность по возмещению государственным заказчиком причиненных убытков поставщикам.

Вместе с тем правила ^ ГК РФ и Закона о размещении заказов не согласованы между собой.

Закон о размещении заказов исходит из принципа неизменности условий контракта, определенных по итогам торгов и иных способов размещения заказов, осуществляемых гласно и публично.

Контроль за соблюдением установленных правил при исполнении и расторжении государственных контрактов осуществляется и путем ведения реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в которых содержатся и сведения об исполнении контрактов, а также об их расторжении.

В случае внесения изменений в условия контракта заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений должны направить в уполномоченный на ведение реестра федеральный орган исполнительной власти сведения, в отношении которых были внесены изменения в условия контракта (ст. 18 Закона о размещении заказов).

В указанный реестр включаются сведения и о расторжении контрактов по решению суда (ч. 3 ст. 18).

Как уже указывалось, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о поставщиках, с которыми государственные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов (ч. 2 ст. 19).

В целях предотвращения злоупотреблений и коррупции особый контроль осуществляется за ценой государственного контракта.

В ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением установленных случаев. Так, в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного контракта, заключенного при размещении заказа у единственного поставщика, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий (ч. 6.4 ст. 9).

Закон разрешает в определенных случаях изменять количество поставляемых товаров. Так, при заключении государственного контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (ч. 6.5 ст. 9).

Изменение количества поставляемых товаров заказчиком по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта не более чем на 10% при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт, допускается, если это предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе (ч. 6 ст. 9) или при размещении заказа на поставку вооружения и военной техники у единственного поставщика (п. 16 ч. 2 ст. 55).

При поставке дополнительного количества таких товаров заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, но не более чем на 10% такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

В Законе о размещении заказов перечислены также случаи, когда изменение условий заключенного контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке.

Следует сказать, что данные правила установлены в изъятие из принципа свободы договора.

Прежде всего изменение условий контракта не допускается в случаях, когда государственный контракт заключался в отсутствие конкурентных условий. И в таких случаях установление данных правил необходимо для предотвращения возможных злоупотреблений.

В частности, не допускается изменение условий контракта при заключении и исполнении государственного контракта:

- если контракт заключен с участником, только одним подавшим заявку на участие в конкурсе (ч. 5 ст. 9), или в аукционе (ч. 12 ст. 35), или при запросе котировок (ч. 6 и 8 ст. 46);

- если контракт заключен с лицом, признанным единственным участником конкурса (ч. 5 ст. 27) или аукциона (ч. 6 ст. 36);

- если контракт заключен с единственным поставщиком при признании конкурса или аукциона несостоявшимся (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 40).

Вместе с тем в Законе о размещении заказов предусмотрен запрет на изменение условий государственного контракта, заключенного по итогам размещения заказа путем проведения конкурса (ч. 3 ст. 29), аукциона (ч. 3 ст. 38) и запроса котировок (ч. 8 ст. 47). Данные запреты вызывают сложности как для заказчиков, так и для поставщиков, поскольку необходимость изменения условий контракта может быть вызвана объективными условиями.

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Следовательно, данное положение дает основание сделать вывод о том, что расторжение контракта в одностороннем порядке не допускается. Данное решение законодателя можно объяснить необходимостью обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств, хотя на практике неприменение правил об одностороннем отказе от исполнения договора создает затруднения для государственного заказчика, когда при существенном нарушении договорных обязательств поставщиком он вынужден обращаться за защитой своих интересов в судебные органы.

Общие основания расторжения договора предусмотрены в ст. 450 и 451 ГК РФ. Поскольку государственный контракт следует рассматривать как разновидность договора поставки, к рассматриваемым отношениям применяются правила ст. 523 ГК РФ, в которой указано, какие из нарушений договора поставки признаются существенными. Вместе с тем при существенном нарушении одной из сторон обязательств по поставкам товаров для государственных нужд расторжение контракта должно происходить только по решению суда.

Специальные основания расторжения государственного или муниципального контракта предусмотрены в § 4 гл. 30 ГК РФ.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ поставщик обязан заключить контракт, если такая обязанность установлена законом, но при этом заказчик должен возместить ему все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного контракта. При невозмещении ему убытков поставщик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением контракта (п. 2 ст. 533 ГК РФ).

В случае расторжения государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, при этом требуется согласие такого участника размещения заказа. Если до расторжения государственного контракта поставщиком были частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового государственного контракта количество поставляемого товара должно быть уменьшено с учетом количества поставленного по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг (ч. 8.1 ст. 9 Закона о размещении заказов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.