Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Российской Федерации 1993 Г.






Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Она превращала Россию из парламентской в президентскую республику с широчайшими, фактически неограниченными правами главы госу­дарства. Что же касается организации государственного единства, то ст. 4 Конституции утвердила единство и суверенитет России, верхо­венство Конституции и федеральных законов на всей территории Рос­сии, а ст. 6 — единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над всякого рода договорами между ор­ганами государственной власти России и ее членов (Конституция применяет термин «субъекты»), между самими членами и т.п.

В соответствии со ст. 65 Конституции Российская Федерация со­стоит из 21 республики, шести краев, 49 областей, двух городов феде­рального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, одной автоном­ной области — Еврейской, 10 автономных округов. Все члены Федера­ции объявляются ее равноправными субъектами (ст. 5).

Конституция допускает прием в Российскую Федерацию и образо­вание новых членов, но не предусматривает права выхода из ее соста­ва. Статус членов Российской Федерации определяется Конституцией России и актом данного члена Федерации, принятым его представи­тельным органом власти: в республиках — конституциями, а в осталь­ных членах Федерации — уставами. Конституция предполагает, что статус члена Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия. Соотношение прав России и членов Федерации по отно­шению к территории определяет ст. 67, в которой говорится, что тер­ритория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

Государственная власть в Российской Феде­рации, осуществляемая на основе разделения властей, стала принадле­жать Президенту, Федеральному Собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительсту и судам (ст. 11 Конституции). Президент получил право роспуска Государствен­ной Думы (ст. 84). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90).

К другим отличиям от Конституции 1977 года можно отнести следующее:

1. Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);

2. Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

3. Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

4. Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции РФ). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции РФ 1977 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов РФ рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР

5. Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РФ может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РФ).

6. Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РФ 1978 года)

7. В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1977 года).

При подготовке новой Конституции России широко использовались варианты решения проблем, проработанные при попытках реформиро­вания СССР, например, вопрос о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федера­ции. Конституция предусматривает, что часть вопросов находится в ис­ключительном ведении федеральных органов власти, другая — в совме­стном ведении Федерации и ее субъектов, а третья — в исключительной компетенции субъектов Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Консти­туции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъ­ектов Федерации осуществляется Конституцией РФ и договорами.

К исключительной компетенции федеральных органов власти от­несены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом, в том числе принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, фе­деральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собст­венность, внешние сношения России, оборона и оборонное произ­водство, судоустройство и проч. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются феде­ральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны.

К совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены та­кие вопросы, как: разграничение государственной собственности, во­просы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры и проч. Таким образом, к совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затраги­вающие обе стороны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимае­мые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, причем федеральные законы не могут противо­речить федеральным конституционным законам.

Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой го­сударственной власти на своей территории. В частности, к их компе­тенции в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоя­тельно устанавливать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами, установленными феде­ральным законом.

Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания меха­низма защиты установленного порядка. В связи с этим Конституци­онному Суду РФ вменяется в обязанность рассматривать дела о соот­ветствии актов Федерации, а также договоров между Федерацией и ее субъектами Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд решает и споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъектов Федерации, так и между органами власти Феде­рации и субъектов Федерации. Президент России имеет право до ре­шения суда о неконституционности акта органа исполнительной вла­сти субъекта Федерации приостановить его действие. Президент России может использовать согласительные процедуры в случае про­тиворечия между федеральными властями и властями субъекта Феде­рации, а также между властями субъектов Федерации.

Несмотря на то что Конституция 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, проблема взаимо­отношений Российской Федерации с ее субъектами осталась. Боль­шинство субъектов Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Однако важнейшие положе­ния конституций некоторых республик России длительное время про­должали противоречить федеральной Конституции. Так, основные за­коны Татарии, Тывы и Якутии (Саха) не признавали верховенства Конституции и федеральных законов в сферах совместной компетен­ции центра и субъектов Федераций, а Конституция Тывы предусмат­ривала право выхода республики из состава России.

Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где дело дошло до настоящей войны.

 

52. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х – 90-е годы 20 века.

Законодательство в данный период первоначально, как и прежде, раз­вивается на двух уровнях: общесоюзном и республиканском. Но чем дальше, тем большее значение приобретают именно законы союзных республик.

Тенденции, заложенные в праве перед разрушением Советского Союза, получают свое дальнейшее развитие. Проводятся работы, за­вершившиеся принятием в 90-х гг. кодексов — Таможенного, Водно­го, Семейного, Арбитражного процессуального и др. Предполагалось издание и Свода законов РФ.

В республиках утверждается институт указов президентов. В России президентские ука­зы фактически приобрели юридическую силу, не только равную зако­нам, но и по сути превосходящую их.

С начала 90-х гг. на территории России в качестве источников пра­ва признавались как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы Союза ССР, не противоречащие Конституции и за­конодательству РСФСР и действовавшие до принятия соответствую­щих российских актов. В России пересматривается юридическая сила указов Президента. В ч. 3 ст. 90 Конституции 1993 г. установлено, что указы Президента не должны противоречить как основному, так и федераль­ным законам.

Демократические процессы, происходившие в обществе, находили свое отражение в конституционном праве. В декабре 1988 г. реформиру­ется избирательная система. Предусматривается, что теперь выборы народных депутатов производятся по одномандатным или многоман­датным избирательным округам. С целью обеспечения представитель­ства общественных организаций предусматривается выбор '/3 народ­ных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных рес­публик именно от них. Реально обеспечивается неограниченная свобода выдвижения кандидатов в депутаты. Избирательного права наря­ду с психически больными гражданами, признанными судом недее­способными, были лишены только лица, содержащиеся в местах ли­шения свободы и направленные по решению суда в места принуди­тельного лечения. Через год — в декабре 1989 г. — последняя категория граждан получила избирательные права, но новая — лица, в отношении которых была избрана мера пресечения — содержание под стражей, их потеряла.

Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х — начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обу­словили необходимость принятия 3 апреля 1990 г. Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Право введения та­кого положения предоставлялось соответствующему Верховному Со­вету с уведомлением вышестоящего Верховного Совета и Президента СССР. В этих условиях допускалось привлечение воинских частей Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, Вер­ховному Суду СССР предоставлялось право изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел. Если в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, органы государственной власти и управления не обеспечивали надлежащего осуществления своих функций, предусматривалась возможность вве­дения временного президентского правления.

Вслед за Союзом изменяет свое конституционное право и РСФСР. Большое внимание было обращено на регламентацию правового статуса гражданина. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР при­нял Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

Через несколько дней после Декларации — 28 ноября 1991 г. — принимается Закон «О гражданстве РСФСР», введенный в действие 6 февраля 1992 г. Как и в Декларации, в нем содержался запрет на лишение гражданства, использовавшийся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Подтвердив ранее извест­ные принципы единого и равного гражданства, Закон допускает возможность двойного граждан­ства. Акт вступал в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения граж­данства, как признание. Гражданами России признавались все граж­дане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если они в течение года после этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Феде­рации. Допускался и прием в гражданство. Условием было постоянное проживание на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

В 1991 г. принимается Закон РСФСР «О чрезвычайном положе­нии». Специально оговаривалось, что правосудие на тер­ритории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется толь­ко судом. Запрещалось как учреждение чрезвычайных судов, так и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства.

Принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина послужило основанием для вне­сения изменений и дополнений в апреле 1992 г. в действовавшую Кон­ституцию. Впервые декларировалось, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Общепризнанные международные нормы, относя­щиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Рос­сии и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Тогда же — 21 апреля 1992 г. — было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федера­ция — Россия. Значительные изменения произошли и в избиратель­ном праве. С 1993 г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорционально­му принципу — партийным спискам, а частично по мажоритарному. Важнейшим изменением является принятие на референдуме 12 декаб­ря 1993 г. новой Конституции РФ.

В развитии гражданского права можно выделить постепенное допу­щение рыночных отношений. В 1986 г. принимается Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в соответствии с которым она допускалась в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательным были использование лишь личного труда граждан и членов их семей и только в свободное от основной работы время. Могли трудиться также домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студен­ты и учащиеся, не занятые в общественном производстве.

1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйствен­ного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что произ­водственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, по­лученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались мате­риальные затраты.

С 1 июля того же года вводится в действие Закон «О кооперации в СССР». Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и т.д.

В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи с этим в апреле 1989 г. принимается Указ «Об аренде и арендных отношениях в СССР», а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законода­тельства Союза ССР и союзных республик об аренде. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организа­цию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреем­ником имущественных прав и обязанностей государственного предпри­ятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового кол­лектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, коопе­ратив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.

В 1990 г. принимаются законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР». Первым из них устанавливалось, что в СССР может существовать наряду с государственной, коллективной и собственностью советских граждан собственность иностранных госу­дарств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в соб­ственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности. В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственное (союзное и рес­публиканское) предприятия и др.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. возрождалось деление имущества на движимое и недвижимое, вводились понятия коммерческих и некоммерческих организаций, ус­танавливался общий для юридических и физических лиц срок иско­вой давности три года, возможность возмещения морального вреда, восполнялись пробелы в сфере обязательственных правоотношений.

В гражданском праве России можно выделить Закон «О собственно­сти в РСФСР», принятый в конце декабря 1990 г. и введенный в дейст­вие с 1 января 1991 г. Он наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстано­вил частную собственность. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собст­венности несколько раньше — по закону Союза. В отличие от прежне­го законодательства не ограничивались число и стоимость приобре­тенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добро­совестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет и движимым не менее пяти лет — как основание возникновения права собственности.

Закон о собственности (ст. 25) предусматривал возможность при­ватизации, т.е. отчуждения в собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества.

К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданско­го законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского зако­нодательства СССР 1991 г., действовавшие только в той части, которая не противоречила Конституции и законодательным актам России, принятым после 12 июня 1990 г., ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам — с другой, а также соответствующие подза­конные акты. Такое состояние законодательства требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский ко­декс РФ.

Основными направлениями нового ГК РФ были: во-первых, по­следовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и эконо­мических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламента­цию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участ­ников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и много­летней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческо­го) кодекса. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный — некоммерческих организаций. При регламентации отношений собственности он исходил из существования не «различ­ных форм собственности» (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различ­ные субъекты — граждане, юридические лица, государственные и му­ниципальные образования. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия нового ГК РФ: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995—1996 гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, акционерных об­ществах, некоммерческих организациях и т.п.).

В связи с принятием Закона СССР «О государственном предпри­ятии (объединении)», переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988 г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик были включены две новые главы: «Обеспечение занятости высво­бождаемых работников» и «Трудовой коллектив». Последняя глава говорила о советах трудовых коллективов и введении выборности ру­ководителей предприятий и их подразделений. Проявлением расши­рения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения тру­дового договора с руководящим работником, избранным на эту долж­ность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Другой главой гарантировались обеспечение прав на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам.

В 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров (конфликтов)», в котором предусмат­ривалось, что требования трудового коллектива формулируются и утверждаются на общем собрании или конференции членов коллек­тива, а его интересы представляют уполномоченный им орган — профсоюзный комитет, совет трудового коллектива и др. Требова­ния, отклоненные или удовлетворенные администрацией частично, должны были рассматриваться в примирительной комиссии и трудо­вом арбитраже. Если эти органы не урегулировали разногласия сто­рон, то трудовой коллектив для удовлетворения своих требований вправе был прибегнуть к забастовке — полной или частичной при­остановке работы предприятия.

С 1987 по 1990 г. включительно отменяются дополнительные от­пуска, предоставляемые за выполнение отдельных общественных обя­занностей (например, членам добровольных народных дружин по охране общественного порядка), разрешается ранее весьма ограни­ченная работа по совместительству, появляется особая форма трудо­вого договора - трудовой контракт, который первоначально должен был заключаться только с руководителями государственных союзных предприятий.

В условиях перехода к буржуазным отношениям должен был поя­виться и рынок труда, предполагающий наличие безработицы. Соответ­ственно, в начале 1991 г. появляются Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, регулирующие этот вопрос.

В целях создания более благоприятных возможностей для ухода за малолетними детьми увеличивается продолжительность частично оп­лачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком достигает трех лет. Указанные отпуска засчитывались как в общий и непрерывный стаж, так и стаж работы по специальности. В 1990 г. была предоставле­на возможность использовать такие отпуска не только матери, но и отцу или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. С 1 декабря 1990 г. увеличивался отпуск по беременности и родам с 56 до 70 календарных дней до родов, было установлено его исчисление суммарно и предоставление полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов; повышался до уровня минимальной заработной платы размер государственного по­собия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рож­дении двух и более детей пособие должно было выплачиваться на каж­дого ребенка. Взамен ранее действовавших единовременных посо­бий, выплачивавшихся при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения, устанавливалось общее еди­новременное пособие.

В соответствии с общесоюзным первоначально развивалось трудо­вое право РСФСР. В 1992 г. были внесены изменения и до­полнения в Кодекс законов о труде. Увеличилась продолжительность срочного договора (контракта) с трех до пяти лет, сокращалась нормальная продолжительность рабочего времени с 41 до 40 часов в неделю, увеличивалась минимальная продолжитель­ность ежегодных оплачиваемых отпусков с 15 до 24 рабочих дней. Га­рантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнст­вом, стали распространяться и на отцов, воспитывающих детей без матери. Из списка органов, рассматривающих индивидуальные трудо­вые споры, были исключены профсоюзные комитеты, соответственно споры остались в компетенции комиссий по трудовым спорам и суда. Для работников бюджетной сферы устанавливались новые условия оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, состоящей из 18 раз­рядов, каждому из которых соответствует тарифный коэффициент. В целях урегулирования коллективных интересов и прав трудящихся в 1992 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях». В конце 1995 г. продолжительность отпуска несовершенно­летним работникам была установлена не менее 31 календарного дня.

В семейном праве РСФСР 22 декабря 1994 г. федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответ­ствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовер­шеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. Алименты стали удержи­ваться также из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а кроме того, вло­женных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание стало обращаться и на другое имущество платель­щика. Была установлена и индексация алиментных платежей, взыски­ваемых в твердой денежной сумме, в соотвтствии с увеличением ми­нимального размера оплаты труда.

15 сентября 1995 г. утверждается новое Положение о порядке пере­дачи детей, являющихся гражданами России, на усыновление, гаран­тирующее в первую очередь интересы ребенка.

В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ, который озна­меновал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье: в нем появляется глава, посвященная правам несовершенно­летних детей, предоставившая им право самостоятельного обращения за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по дос­тижении 14 лет — в суд.

Семейный кодекс РФ зафиксировал раздельность имущества детей и родителей. Он определил четыре формы воспита­ния детей, оставшихся без попечения родителей: 1) усыновление; 2) опека и попечительство; 3) передача в приемную семью; 4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления, сме­нивший оформление усыновления постановлениями глав админист­раций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребе­нок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, законода­тель предусмотрел возможность ограничения родительских прав в су­дебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. Лишение ро­дительских прав не освобождает от обязанности содержать своего не­совершеннолетнего ребенка.

Кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Новшеством явилось установление договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или кон­тракта. В Кодексе предусмотрены неограниченные возможности до­казывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал также во­прос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

Существенные изменения, произошедшие в обществе, нашли свое отражение и в уголовном праве СССР. Вводится ряд новых составов преступлений. Так, с 1988 по 1991 г. была установлена уголовная от­ветственность за незаконные действия с радиоактивными материала­ми, призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов, а также за распространение с этой целью материалов такого содержания, публичное оскорбление или клевету в отношении Пре­зидента СССР, умышленное блокирование транспортных коммуника­ций путем устройства препятствий, установки постов либо иными способами, принуждение работника транспорта к невыполнению сво­их служебных обязанностей, за угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, а рав­но захват вокзала, аэродрома, порта или иного транспортного пред­приятия, а также грузов без цели хищения, за нарушение порядка ис­пользования воздушного пространства СССР, нарушение равнопра­вия граждан в зависимости от их отношения к религии. Усиливалась ответственность, например, за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и злоупотребления в торговле.

Проводившиеся работы по кодификации уголовного права закон­чились принятием в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, сменивших Основы 1958 г. В этом акте впервые бы­ло введено понятие ограниченной вменяемости; к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, отнесены задержание лица, со­вершившего преступление, а также оправданный профессиональный и хозяйственный риск; ссылка и высылка исключены из видов нака­заний; в разделе «Особенности уголовной ответственности несовер­шеннолетних» содержалось положение, исключающее уголовную от­ветственность лица, достигшего установленного в законе возраста, вследствие задержки психического развития, не связанного с болезненным психическим расстройством, которое было неспособно соз­навать фактический характер либо общественную опасность своих действий или руководить ими, устанавливались новые виды наказа­ний для несовершеннолетних — привлечение к общественно полез­ным работам, ограничение свободы досуга, арест.

Российское уголовное право развивалось в том же направлении, что и законодательство Союза. Уголовный кодекс дополняется новыми составами преступлений, такими как публичные призывы к измене Родине, совершению террористического акта или диверсии; захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больни­цу; нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Вместе с тем возникла необходимость отмены ряда статей Уголовного кодекса: из числа хозяйственных преступлений декриминализируются спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое по­средничество, а из преступлений против порядка управления — рас­пространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский го­сударственный и общественный строй. В связи с провозглашением в ст. 12 и 23 Декларации прав и свобод человека и гражданина права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также с запретом принудительного труда отменяются статьи о нарушении пра­вил паспортной системы и о занятии бродяжничеством, попрошайниче­ством либо ведении иного паразитического образа жизни. Так как в ст. 7 Декларации подчеркивается стремление государства к полной отмене смертной казни, в УК произошло сокращение числа составов преступле­ний, в качестве наказания за которые она предусматривалась.

Наряду с дальнейшим появлением новых составов преступлений (похищение человека, применение биологического оружия и др.) про­должают отменяться в связи с изменениями, происходящими в эко­номике, составы преступлений, потерявшие свое практическое применение (диверсия, преступления против социалистической соб­ственности и др.). Изменяется система наказаний: в 1993 г. из их пе­речня исключаются условное осуждение к лишению свободы с обяза­тельным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка. За счет женщин и мужчин старше 65 лет расширяется круг лиц, в отно­шении которых не может применяться исключительная мера нака­зания.

Продолжается дальнейшее изменение законодательства в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина: супруги и близкие родственники освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Не подлежат уголовной ответственности за недоносительство и священнослужите­ли, которым стало известно о преступлении во время исповеди.

В 1996 г. принимается новый Уголовный кодекс РФ. При его разра­ботке ставились задачи приведения российского уголовного законо­дательства в соответствие с современной иерархией социальных цен­ностей, свойственных «демократическому правовому» государству, каким объявила себя Россия в ст. 1 Конституции, с общепризнанными международными нормами, а также исключения декларативных штампов и обеспечения строгой дифференциации уголовной ответст­венности. Новый УК РФ имел отличие в структуре — делился не только на части и главы, но и на разделы, в состав которых входили главы, расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, ввел специальный раздел, посвященный уголовной ответст­венности несовершеннолетних, пересмотрел систему наказаний. Были введены такие не известные ранее виды наказаний, как обязатель­ные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение сво­боды. Кодекс установил максимальный срок лишения свободы — 20 лет и ввел пожизненное лишение свободы, которое с 1993 г. назна­чалось только в случае замены смертной казни помилованием. Отме­няются такие виды наказаний, как увольнение от должности, возло­жение обязанности загладить причиненный вред и общественное по­рицание.

В уголовном процессуальном праве вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1989 г. они дополняются по вопросу продления срока содержания под стражей. Такое продление осуществляется заместителем Гене­рального прокурора СССР — до одного года и Генеральным проку­рором СССР — до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит не­медленному освобождению. В 1990 г. Основы предусматривают возможность по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, рассмотрения дела судом присяжных.

В деятельности российских судебных органов пришлось отказаться от принципа только коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Это было мерой, продиктованной экономической ситуа­цией: предприятиям и организациям стало невыгодно отпускать в ра­бочее время своих сотрудников для выполнения ими функций народ­ных заседателей с оплатой среднего месячного заработка. В связи с этим работа судов приостанавливалась. В целях выхода из создавше­гося положения судьям была предоставлена возможность единолично рассматривать гражданские и уголовные дела. Наряду с институтом народных заседателей, использующих при осуществлении правосудия все права судьи, в РСФСР, так же как и в Союзе, появился институт присяжных заседателей.

Изменения в гражданском процессуальном праве происходят в не­скольких направлениях. Для ускорения судебного разбирательства в 1992 г. судье предоставляется возможность единолично рассматривать:

1. имущественные споры с участием граждан при цене иска до 30 мини­мальных размеров оплаты труда;

2. дела, возникающие из семейных пра­воотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, отмене усыновления, установлении отцовства, а также о разводе, свя­занном со спорами о детях;

3. дела, возникающие из трудовых правоотно­шений, кроме восстановления на работе, а также иски об освобожде­нии имущества от ареста.

В 1995 г. с этой же целью увеличиваются раз­меры штрафов за невыполнение требований суда о предоставлении письменного доказательства, несообщение суду во время производства по делу о перемене адреса. Другое направление связано с расширением принципа состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ним каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на кото­рые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В 1996 г. суд освобождается от сбора доказательств. В его компетенцию наряду с разрешением дела по существу стали входить определение об­стоятельств, имеющих значение для дела и соответственно подлежащих доказыванию, а также содействие в собирании доказательств по хода­тайству сторон. Кроме этого, в 1993 г. ГПК РФ приводится в соответст­вие с Декларацией прав и свобод человека и гражданина: глава 24 изла­гается в новой редакции — «Жалобы на действия государственных ор­ганов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан».

Не обошлось без изменений и в арбитражном процессе. С приня­тием в 1995 г. Федерального закона «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации» был возрожден институт апелляционного производства. Для повышения оперативности решения споров отменялся досудебный порядок урегулирования спорных вопросов, при котором сторона, прежде чем обращаться в суд, должна была предъявить пре­тензию своему контрагенту и попытаться разрешить конфликт мир­ным путем и только потом обращаться в суд. В этом же году принима­ется Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В уголовно-процессуальном праве появляются нововведения. Про­исходит расширение полномочий судей по единоличному рассмотре­нию некоторых категорий уголовных дел. Расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие, за счет федеральных органов налоговой полиции и, соответственно, следова­телей названного ведомства. В целях обеспечения конституционных прав граждан на защиту и неприкосновенность личности лицо, под­вергнувшееся аресту, получает право на обжалование и судебную про­верку законности и обоснованности содержания его под стражей, а с момента объявления постановления о применении этой меры пресе­чения к участию в деле допускается защитник.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.