Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР






Пытаясь остано­вить распад государства, руководство СССР предприняло попытку создать новую правовую основу существования Союза. В результате напряженной работы ученых и политиков, представи­телей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект До­говора о Союзе суверенных государств. Предусматривалось подписание Автономными респуб­ликами Союзного договора как членами Союза ССР и РСФСР.

15 февраля 1991 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и союзных республик и их представителей. Участники форума приняли решение о создании Совета министров иностранных дел СССР и союзных республик, который будет представлять собой меха­низм участия республик в выработке, осуществлении и координации внешнеполитической деятельности СССР, конкретного обсуждения международных проблем, нахождения решений по организационным и иным вопросам. Главная цель создания Совета — взаимодействие для более полного и гармоничного учета интересов Союза и респуб­лик во внешнеполитической сфере.

В годы «перестройки» в России, как и в других республиках, сло­жилось мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутст­вием у нее возможности без санкции СССР использовать свои мате­риальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономиче­скую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики. Вместе с тем даже в последние годы существования СССР суве­ренитет России не противопоставлялся факту существования СССР.

12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Децентралистские тенденции не могли не затронуть и саму Рос­сию, которая являлась сложным государственным организмом. Вна­чале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государствен­ном суверенитете Республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгла­сили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали республиками. Процессами, аналогичными тем, что протекали в России, были охвачены и другие союзные республики. Противостояние центра и республик не могло не затронуть вопро­са об армии. Республики, заявившие о выходе из СССР, начинают создавать собственные вооруженные формирования и полностью игнорируют исполнение Закона о воинской обязанности СССР, а рес­публики Прибалтики и Молдова потребовали вывода частей Совет­ской Армии со своей территории. В связи с поднявшейся волной сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство страны решает провести 17 марта 1991 г. референ­дум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправ­ных республик. Большинство населения страны на ре­ферендуме высказалось за сохранение СССР как федерации, но процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявля­лось в «войне законов», т.е. игнорировании республиканскими орга­нами власти Конституции и других законов СССР. Союз был еще жив, но руководители крупнейших союзных респуб­лик уже на межреспубликанском уровне решали вопросы, связанные с его упразднением. Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового Союзного договора, поддержанного парламентами восьми республик, означала, по существу, переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководителей СССР воз­никает мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить преж­нюю форму государственного единства, т.е. одной из причин событий августа 1991 г. являлись начавшийся распад СССР и осознание руко­водством Коммунистической партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, не чрезвычайными мерами. 19 августа 1991 г. за подписью исполняющего обязанности прези­дента СССР Г.И. Янаева, премьер-министра B.C. Павлова и первого заместителя председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова бы­ло обнародовано «заявление советского руководства», которым на шесть месяцев вводилось чрезвычайное положение. В соответствии с ним вся полнота власти в стране переходила к Государственному ко­митету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), в состав кото­рого вошли, включая подписавших документ лиц, практически все высшее руководство страны (министры обороны, внутренних дел, председатель КГБ) и некоторые другие лица. В Москву вводились войска. Во всех документах ГКЧП на первый план выдвинуты вопросы со­хранения прежней формы государственного единства. Однако действия, которые потом были названы путчем, провали­лись, поскольку проводились нерешительно, хотя в тот момент все силовые ведомства находились еще в руках «гекачепистов». А Пре­зидент России Б.Н. Ельцин использовал повод, чтобы повернуть со­бытия в свою сторону. «Путчисты» без всякого их сопротивления были арестованы, и реальная власть в Москве перешла фактически в руки Президента России, выступившего в качестве «защитника законности». В развитие событий Ельцин провел через высшие органы власти РСФСР закон о запрещении дея­тельности КПСС на ее территории, что ли­шило политическую систему СССР опоры в лице соответствующих партийных комитетов. События 19-20 августа явились последней ор­ганизованной попыткой противодействовать распаду СССР. Большинство союзных республик, ранее лишь провозгласивших свой суверенитет, теперь пошло дальше, заявив о независимости и обра­тившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили собственность Союза республиканской, перестали принимать участие в материальном содержании Союза и в работе его органов, а эти орга­ны перестали сопротивляться распаду государства. 6 сентября 1991 г. постановлением Государственного Совета СССР была признана независимость Прибалтийских республик. В отличие от других союзных республик РСФСР была связана с СССР тем, что органы государственной власти и СССР, и России рас­полагались на одной территории, а центральные — даже в одном горо­де. После заявления о государственной независимости союзных рес­публик получалось, что реально на территории России продолжали существовать два президента и два парламента. Конечно, такое поло­жение не могло долго оставаться неизменным. Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением органов Союза из всех сфер и заменой их российскими. Россия переводит под свой контроль все наследство Союза ССР на своей территории и за границами СССР. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. В Декларации, подписанной президента­ми говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия, определяемом соглашением участников Со­дружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Декларация констатировала, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением.Вслед за созданием СНГ прекращается деятельность высших орга­нов власти СССР – были освобождены от своих обязанностей народные депутаты СССР и народные депутаты республик, работавшие на по­стоянной основе в Верховном Совете СССР, а также работники секре­тариата, члены Верховного Суда СССР, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР, члены коллегии Прокуратуры Союза ССР и работники этих органов. Нельзя сказать, что роспуск Советского Союза получил широкое одобрение. Значительная часть общества в России и других республи­ках бывшего СССР выступала против этого. Однако поставленные пе­ред фактом упразднения СССР противники этого шага не могли ока­зать организованного противодействия, так как после августовских событий любые проявления несогласия с политической линией руко­водства в России и других республиках СССР рассматривались как действия, направленные на подрыв демократических преобразова­ний. Да и действия руководства СССР во главе с Президентом, ре­шившего в конце концов подчиниться воле глав трех республик, ос­тавляли ограниченное поле для легитимного противодействия.

3. Становление независимой Российской Федерации. После разрушении СССР отношения России с его бывшими партнерами перешли в разряд внешнеполитических. Во многом они были определены Уставом Содружества Независимых Государств, принятым в г. Минске 22 января 1993 г. В нем подтверждалось, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъектами международного права. Органами СНГ были названы Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и советы соответствующих министров, например иностранных дел. Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые договорами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, право­преемство должны были осуществлять республики. Россия — самая мощная из республик — по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частно­сти, решением Совета глав государств СНГ был поддержан переход к России членства СССР в Сове­те Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обя­зательствами. Также Президенту России было передано право применения ядерного оружия. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет при поддержке соответствующей политической прак­тики в других республиках Союза. Все это не могло не оказать влия­ния на внутренние процессы в России, которая сама являлась слож­ным государством. Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством рес­публик России Федеративный договор явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреп­лялось, что члены Федерации отказывались от сепаратизма и цент­робежных устремлений, а федеральная власть — от централистских тенденций, стремления к диктату. Республики признавались собст­венниками своей земли, недр, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между общероссийскими властями и республиканскими. Однако не все республики подписали данный договор. Чечня, Республика Татарстан отказались подписать Федеративный договор и, как многие другие (например, Саха – Якутия), в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись в то же время от бюджетного финансирования из центра. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра с национально-государственными образованиями, но не с краями и об­ластями. В результате этого произошло ущемление прав краев и об­ластей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях все это оставалось федеральной собственностью. Суверенизация россий­ских республик привела к тому, что и административно-территори­альные единицы захотели получить такие же права. При таком повороте событий Федеративный договор не мог яв­ляться краеугольным камнем, определяющим форму государственно­го единства. Происходящее требовало поисков другого подхода. В 1993 г. была принята Конституции Российской Феде­рации. Она превращала Россию из парламентской в президентскую республику с широчайшими, фактически неограниченными правами главы госу­дарства. Что же касается организации государственного единства, то ст. 4 Конституции утвердила единство и суверенитет России, верхо­венство Конституции и федеральных законов на всей территории Рос­сии, а ст. 6 — единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над всякого рода договорами между ор­ганами государственной власти России и ее членов (Конституция применяет термин «субъекты»), между самими членами и т.п. Все члены Федера­ции объявляются ее равноправными субъектами (ст. 5). Несмотря на то что Конституция 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, проблема взаимо­отношений Российской Федерации с ее субъектами осталась. Боль­шинство субъектов Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Однако важнейшие положе­ния конституций некоторых республик России длительное время про­должали противоречить федеральной Конституции. Так, основные за­коны Татарии, Тывы и Якутии (Саха) не признавали верховенства Конституции и федеральных законов в сферах совместной компетен­ции центра и субъектов Федераций, а Конституция Тывы предусмат­ривала право выхода республики из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где дело дошло до настоящей войны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.