Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие личности в гуманистической психологии.






Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п.Основные методологические принципы и положения сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален; в)человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, творческое существо.

33. Воображение: понятия, виды, функции. Воображение – это психический процесс сознания нового в форме образа предметов или идеи. Чел может мысленно сконструировать образ, который раньше никогда не воспринимал, с которым раньше не встречался. Образы воображения создаются посредством различных интеллект операций, но основными из них являются анализ и синтез. Осн формами конструирования новых образов являются: гиперболизация; заострение – подчеркивание каких-либо черт, признаков образа (карикатура, дружеский шарж); агглютинация –" склеивание" различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов (русалка); схематизация– образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения, сливаются, сглаживаются различия, а элементы сходства усиливаются; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Несколько видов воображения: Пассивное воображение характеризуется тем, что чел создает образы, намечает программы поведения, которые не воплощаются в жизнь и не могут реализоваться. Пассивное воображение бывает преднамеренно вызванным и непреднамеренным, возникающим при ослаблении деятельности сознания, во сне или при галлюцинации. Активное воображение всегда направлено на решение какой-либо задачи, т.е. побуждается ею, реализуется и контролируется. К активному воображению относятся такие виды, как воссоздающее, творческое и антиципирующее. Воссоздающее воображ –конструирование образов в соответствии с инф, воспринятой из вне - словесных описаний, схем, условных изображений и т. д. Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение является неотъемлемой частью артистич, худ, технич, научного творчества. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать события, создавать образы результатов своих действий еще до их осуществления. Особым видом воображения является мечта. Мечта – это создание образов желаемого будущего. Она не всегда реализуется полностью, не предполагает немедленного достижения реального результата, но обычно является сильным мотивирующим фактором жизнедеятельности человека.

34 Способности и их виды. Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного чел от другого, от которых зависит успешность деятельности. Способности изучает философия, социология педагогика. В псих разделяют понятия " способности" и " задатки". Задатки – врожд анатомо-физиологические особенности цнс, органов чувств и движения, функциональные особенности орг чел, составляющие природную основу развития его способностей. Люди наделены разл задатками. Эти задатки лежат в основе развития способностей.Наиболее общепринятым считается выделение способностей по видам деятельности. Способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Существуют музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организационные и множество других способностей. Существуют также способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений.С тз. развитиядва вида способностей: потенциальные и актуальные.Потенциальные это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают задачи. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В этом случае говорят об актуальных способностях. Способности общие и специальные. Общие способности –одинаковым образом проявляют себя в раз видах чел деятельности. можно отнести уровень общего интеллект разв чел, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др. Специальные это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.Способности различают и по уровню их развития. По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Гениальность – самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

35. Понятие характера Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Характер проявляется в манере поведения человека, в способах реагирования на действия и поступки других людей, манере общения, в способах и отношениях к деятельности и т. д В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь и последовательность устойчивых свойств и установок личности, которые и определяют качественное своеобразие поведения человека, его систему отношений к другим, к себе и деятельности, к миру вообще. Взгляд человека, его поза, походка также отражают особенности характера человека. В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Эмоциональный компонент характера – это интеграция эмоциональных свойств и проявлений личности. Выделяют характеры сентиментальные, страстные, эмоциональные. В формировании характера основную роль играют наследственность, среда, социальное окружение, подражание. Истоки характера и первые признаки его стабилизации находятся в самом начале жизни в возрасте от 2 до 10 лет. Основную роль в формировании, развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. От других черт личности характер отличается устойчивостью.Экстраверсия и интроверсия, выражающие соответственно открытость или замкнутость человека к окружающему, к другим людям. Экстраверт – это общительный человек, проявляющий всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. Интроверт – все внимание обращает на самого себя, он сам есть центр собственных интересов.

 

36. Темперамент: его основные характеристики и типы. Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания псих проц и состояний.Темперамент чел отражается: на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания). интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний); скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, жестах, речи); избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).Можно выделить три основные теории, объясняющие сущность темперамента.1. Гуморальная теория. Основоположниками ее были Гален и Гиппократ, которые связывали темперамент с соотношением соков (жидкостей) в организме – крови, желчи, черной желчи и слизи. 2. Конституционная теория. Основоположниками ее были Кречмер и Шелдон, которые строили типологию личности, исходя из различий в строении организма, соотношении разных частей тела, т. е. конституции человека.3. Теория, разработанная Павловым, связывает темперамент чел со свойствами нерв сист: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности. 4 осн типа высшей нервной деятельности: Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-псих активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. В меру общителен. медленно переключается с одной работы на другую. Портрет меланхолика. Низкий уров активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Портрет холерика. Выс уров нервно-псих активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. В структуре темперамента выделяет общую, двигательную и эмоциональную активность. Общая активность – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности отличается у холериков и сангвиников, низкий – у меланхоликов и флегматиков. Двигательная активность – это скорость, ритм, сила движений человека, а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности характерен холериков и сангвиников. Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Выс – для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.

 

 

37. Категория личности в психологии. Проблемы дефиниции. Личность – это чел, взятый в системе таких его псих характеристик, которые соц обусловлены, проявляются в общественных связях и являются устойчивыми. Чел выступает как личность, когда он берет на себя определенные соц обязательства, способен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед обществом. Все псих процессы протекают в личности. Зависимость псих проц от личности выражается в том, что у чел они не остаются проц, которые совершаются сами собой, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции.в чел памяти непроизвольное запоминание сменяется сознательным запоминанием. Точно так же проц восприятия превращается у чел в более или менее сознательно регулированный проц наблюдения. В совр псих имеется несколько тз на то, что представляет собой внутренний склад личности. Однако, все псих выделяют направленность. Направленность – сложн личностн образование, определяющ все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. В общественных науках Л. рассматривается как особое кач-во чел, приобретаемое им в соц-культ среде в проц совместной деятельности и общения. В гуманистич философ и психологич концепциях Л. — это чел как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Традиционно выделяются аспекты: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений чел в эволюции природы, истории общ-ва и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа чел, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практич установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным чел.

40. Понятие личности в советской психологии.Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности. Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в советской психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». По мнению А.В. Петровского, подобное представление о личности стирает грань между понятиями «личность» и «индивид», личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы. Биологическое, входя в личность в человека, становится социальным, переходит в социальное. К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности. Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя - индивида. А.Н. Леонтьев писал о том, что, личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Можно констатировать, что в советской психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.