Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала пропорциональных оценок






 

Здесь мы имеем дело с идеальной или абсолютной метрической шкалой, напоминающей шкалу равных интервалов, но с одним преимуществом: отсчет в этой шкале начинается не с произвольной точки, а с экспери­ментально установленного нулевого пункта. Для таких шкал применимы решительно все операции с числами, так как можно определить, на сколько или во сколько данный пункт на шкале превышает другой. Подобные шкалы приняты в точных науках, где нулевой пункт (точка отсчета — из чего и происходит название " точ­ные науки") экспериментально зафиксирован.

Идеальные метрические шкалы успешно применя­ются для измерения некоторых физиологических и пси­хических свойств человека. Точка отсчета определяется в этих случаях как порог восприятия и порог насыще­ния. Известно, например, что существует среднестатисти­ческий порог восприятия звуковых колебаний. То же относится и к некоторым психическим реакциям лю­дей (например, порог различения сходных фигур).

В социологии шкалы такого рода имеют весьма ог­раниченное применение. Ими пользуются для измере­ния протяженностей во времени и пространстве, для от­счета натуральных единиц (денежных единиц, продук­тов деятельности» поступков). Во всех этих случаях ну­левой пункт четко фиксируется.

Что касается измерения качественных свойств соци­альных явлений, поиск нулевого пункта как точки от­счета заведомо обречен на неудачу. Как правило, соци­альные процессы и характеристики варьируют от ситуа­ции к ситуации столь сильно, что нулевой пункт может быть установлен только как среднестатистическая вели­чина в большой массе событий.

Операции с числами, как уже говорилось, для иде­альных шкал не имеют никаких ограничений. Можно использовать все доступные математике операции с на­туральными числами.

Теперь, ознакомившись с различными типами шкал, мы могли бы заметить, что собственно измерение начи­нается как будто бы с введения обоснованной метрики в шкалах равных интервалов (типа шкал Гуттмана) и в шкалах пропорциональных оценок. Номинальные упо­рядоченные шкалы предполагают ранжирование объек­тов (свойств), а простые номинальные шкалы есть лишь их классификация.

Однако классификация в номинальной шкале, а тем более ранжирование объектов — это тоже измере­ние, так как с помощью данных процедур мы фиксиру­ем меру, протяженность, континуум. В социологии, а также в психологии приходится, как правило, до­вольствоваться такими элементарными способами пер­вичного измерения. Но этого, в общем, достаточно для того, чтобы фиксировать тенденцию изучаемого социаль­ного процесса. На большее социолог не претендует, да вряд ли и должен претендовать.

 

3. ПОИСК ОДНОНАПРАВЛЕННОГО КОНТИНУУ­МА В ШКАЛАХ ГУТТМАНА (УПОРЯДОЧЕННАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ШКАЛА)

 

Поиск одномерного континуума свойств некото­рой неявной (латентной) характеристики по вне­шним ее проявлениям — довольно сложная задача. Один из вариантов ее решения предложил Луи Гуттман [64]. Шкала Гуттмана предназначена для изме­рения установок, т. е. субъективного отношения к объекту, и обладает двумя важными достоинствами: кумулятивностью и репродуктивностью.

Такие арифметические действия, как сложение, умно­жение и возведение в степень, ранжированы по кумулятив­ной, т. е. накопительной, шкале. Тот, кто умеет возводить в степень, непременно умеет умножать и складывать. Но кто умеет складывать, вовсе не обязательно умеет умножать (не говоря о возведении в степень). С принципом кумулятив-ности связана и реп род уктивн ость. Зная максимальные ма­тематические возможности некоего человека, можно надеж­но предсказать его возможности в менее ответственном ис­пытании, причем все это относится к одному и только од­ному параметру. В нашем случае — это накопительные операции с натуральными числами (а не что-то иное).

Рассмотрим вымышленный пример построения шкало-граммы для измерения социальных установок людей по поводу перехода на новую систему организации труда. Предлагая опрашиваемым серию суждений, мы просим высказать свое отношение к каждому из них. При этом не­согласие с суждением, в котором критикуется новая систе­ма, наряду с согласием по поводу благоприятствующих ей мнений оценивается как положительное отношение и дает респонденту 1 балл в суммарном показателе.

В следующем списке согласие с суждениями 1, 2, 5, 6 и несогласие с суждениями, 3, 4, 7, 8 свидетельствуют о бла­гоприятном отношении к новой системе организации (об­ратите внимание: численность позитивных и негативных Утверждений должна быть равной).

Список исходных суждений для построения шкалограммы

1. Новая система организации, несомненно, способствует повышению производительности труда. ----Согласен (1)----Не согласен (0)

2. В целом эта система лучше той, что применялась прежде. ----Согласен (1)----Не согласен (0)

3. Некоторые стороны новой системы организации плохо про­думаны.

----Согласен (0)----Не согласен (1)

4. Как и любая другая система организации, новая система имеет немало минусов.

----Согласен (0)----Не согласен (1)

5. Новая система удачно сочетает материальное и моральное стимулирование работников.

----Согласен (1)----Не согласен (0)

6. Доводы в пользу новой системы очень убедительны. ----Согласен (1)----Не согласен (0)

7. В прежней системе было немало хорошего, что утрачено п новой организации.

----Согласен (0)----Не согласен (1)

8. Преимущества новой системы организации совершенно не ясны.

----Согласен (0)----Не согласен (1)

Если приписать каждому положительному ответу 1 балл и каждому отрицательному — нулевой, то человек, максимально благоприятно оценивающий новую систему организации, по­лучит 8 баллов, а противник этой системы — 0 баллов. Ос­тальные распределяются в промежутках между двумя полюса­ми шкалограммы.

Процедура отработки шкалограммы состоит в следующем [353. С. 143—157].

(1) Отбирается экспериментальная группа, которой пред­лагают высказаться по поводу суждений, предположительно образующих континуум. В составе группы должны быть пред­ставители обследуемой категории населения. Численность группы — около 50 человек (в нашем примере для простоты возьмем 15 человек).

(2) Высший балл по шкале определяется суммированием оценок по каждому ответу. В нашем примере для каждого суждения возможны оценки 1 или 0. В более сложных шка­лах предлагается высказать полное или частичное согласие (несогласие) с каждым суждением:

4. Совершенно согласен.

3. Согласен.

2, Не знаю, не могу ответить.

1. Не согласен.

0. Категорически не согласен.

В этом случае высшая оценка в шкалограмме из 8 суждений составит 8x4=32, а низшая, как и прежде, = 0.

(3) Данные опроса экспериментальной группы располага­ются в матрицу так, чтобы упорядочить опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему (схема 12).

Знак " +" означает благожелательное отношение к объекту оценивания, " —** означает неблагожелательное отношение.

Анализируя полученную шкалограмму, видим, что она весьма близка к идеальному варианту. Например, балл 3 для суждения № 5 определенно связан с положительным от­ношением к новой системе по суждениям 1, 5 и 7; балл 6 по суждению № 10 означает благоприятное отношение по пунк­там 1, 2, 4, 5, 7 и 8. Не очень удачны пункты 3 и 7. С суждени­ем №3 (" Некоторые стороны новой системы организации пло­хо продуманы") почти никто не согласен, что дает каждому по дополнительному баллу. Зато с пунктом 7 (" В прежней систе­ме было немало хорошего, что утрачено в новой организации") подавляющее большинство согласно, и это отнимает у них по баллу. Оба пункта, следовательно, плохо дифференцируют оп­рошенных. Наиболее удачны суждения №2 и 4, которые делят респондентов на сторонников и противников новой системы организации.

(4) Для очевидности шкалограммы преобразуем таблицу так, чтобы получить идеальную " лесенку" (схема 13).

Идеальная шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен повлечь за собой определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Значит, первая за­дача состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли ответы на эти вопросы образуют одномерный континуум.

Число лиц в экспериментальной группе достигает 50-100 человек, а число пунктов также достаточно велико. Кроме того, на каждый вопрос можно было бы дать пять ответов (от " совершенно согласен" до " совершенно не согласен"). Поэтому вращение рядов шкалограммы — утомительная операция. Гуттман, не имея компьютера, разработал несколько техничес­ких приемов. Один из них: деревянная доска, на которой пе­редвигаются цветные фишки, соответствующие позитивным— негативным ответам. Конечно, при современных возможнос­тях использовать компьютер все эти сложные перестановки максимально упрощаются (в SPSS для этого есть специальная программа).

После упорядочения респондентов, как показано в схеме 12, упорядочиваются пункты от максимума к минимуму благоже­лательных ответов. Внутри пункта производится сортировка субъектов так, чтобы набравшие максимум баллов располага­лись выше тех, кто набрал следующее за ними число баллов.

При ручной сортировке в карточку респондента заносят­ся ответы " за" и " против" каждого пункта информации, а также, общее число набранных баллов. Первая сортировка произ­водится по колонке № 1 на всю выборку, затем — по осталь­ным колонкам, т. е. вопросам.

Так определяется порядок вопросов в матрице от набрав­шего максимум до набравшего минимум благожелательных ответов. Вторая сортировка — внутри данной колонки ранжи­руются субъекты, набравшие максимум—минимум баллов. Составляется матрица, которую анализируем с точки зрения наличия континуума в ответах.

Вернемся к нашей шкалограмме. На схеме 13 видно, что имеется 6 случаев отклонения от идеального распределения: три благоприятных суждения выпали в " запретную" зону справа и три неблагоприятных суждения выпали в " запрет­ную" зону слева. Используем пример с умением считать: пе­ред нами тот случай, когда умеющий умножать почему-то не умеет складывать, а не умеющий умножать умеет возводить в степень. Иными словами, это — парадокс.

(5) Идеальную шкалограмму мы не получили. Но это вообще маловероятно. Следует стремиться к некоторому опти­мальному варианту. Такой вариант задается числом допусти­мых отклонений в ответах экспериментальной группы. Под­счет допустимого числа отклонений производится путем ис­числения коэффициента репродуктивности шкалограммы:

R = 1 – n \ KN

где R — коэффициент репродуктивности, К — число пунктов (в нашем случае = 8), по которым следует дать ответ, N — число испытуемых (в нашем случае =15), n — число ошибоч­ных ответов, которые располагаются справа или слева от иде­альной вертикали.

Коэффициент желательной репродуктивности задается исследователем как надежный интервал допустимой ошибки. Желательно получить не более 10% ошибочных ответов. Тогда коэффициент репродуктивности должен выражаться числом 0, 90. Число допустимых ошибок подсчитываем, преобразуя формулу:

п = (1 - R)(KN).

 

В нашем примере для R=0, 90 при 8 суждениях и 15 ис­пытуемых число допустимых ошибок составит (1 — — 0, 90)х(8х15)=12, т.е. существенно меньше, чем оказалось в реальности. Фактический коэффициент репродуктивности на­шей шкалы достаточно высок и равен 0, 95.

Можно повысить этот коэффициент до 0, 98, если убрать суждение № 8, по которому имеются три ответа, отклоняющие­ся от идеального континуума. Тогда:

В случае, если на каждое суждение предполагается ответ по шкале в пять пунктов (4 = " совершенно согласен"... О = " совершенно не согласен"), коэффициент репродуктивности мо­жет быть улучшен и за счет выбрасывания суждений, дающих много отклоняющихся ответов, и за счет укрупнения дробной шкалы согласия—несогласия с суждением.

(6) Шкала с коэффициентом репродуктивности не менее 0, 90 готова. В массовом обследовании все пункты шкалы та­суются случайным образом. Ранг каждого опрашиваемого оп­ределяется по сумме набранных баллов.

Данные, полученные на группу, можно усреднить, подсчитав среднеарифметический ранг для этой категории лиц и сравни­вая его с аналогичным средним показателем для другой кате­гории. В нашем примере было бы интересно знать расхождение в оценках нововведений на государственных и частных предприятиях, руководителей и рядовых сотрудников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.