Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис ранней юности






В возрастной периодизации Д. Б. Эльконина [1989] эпоха подростничества делится на младшее и старшее подростничество (ранняя юность). Кризис ранней юности – переходный период между подростковым и юношеским возрастом (приблизительно 15 лет) – наименее изучен и часто трактуется по-разному. К. Н. Поливанова [2000] указывает, что симптоматика данного возрастного кризиса оказывается слишком разнородной, чтобы рассматривать ее как характеристику нормативного кризиса. Если в другие возрастные кризисы ребенок открывает для себя особую, новую, но устойчивую форму следующего возраста, то в период перехода к юности подросток встречается с изменяющимся миром, поэтому его развитие становится все более зависимым от конкретных обстоятельств и социокультурных особенностей.

Неопределенное будущее вызывает рост тревожности, переживание страха, сильного волнения. Как указывает Б. Ливехуд [2000], для этой кризисной фазы пробуждения личности главными вопросами являются: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». Но на эти ключевые вопросы еще нет ответа, поэтому основная характеристика отрочества – временный характер: подросток еще не определился и не нашел призвание. В последнее время именно для 15-летних все чаще оказывается актуальной проблема профессионального самоопределения [Практическая психология, 2000], поскольку период обучения в старших классах школы становится, скорее, периодом специальной профессиональной подготовки. По существу, от старших подростков общество требует профессионального самоопределения: они должны выбрать профессию и дальнейший путь обучения. Большинство подростков вынуждены принимать достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?), выбрать класс (математический или гуманитарный; более сильный или слабый) и т. д. Многие подростки тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора, поэтому они предпочитают либо продолжить обучение в своей школе и в своем классе, либо переложить выбор на родителей. Однако зачастую этот вопрос не зависит лишь от желания подростка или его родителей, и здесь возникают новые волнения. Очень важно, с точки зрения Б. Ливехуда [2000], чтобы молодые люди (пусть и с помощью взрослых) принимали решение, касающееся их профессионального и личностного самоопределения, самостоятельно. Бегство от кризиса в данном переходном периоде только задерживает развитие человека. Тот, кто достойно принимает этот кризис, обычно становится сильнее и способен управлять своей судьбой.

Психологическим критерием перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту, по мнению Л. И. Божович [2008], является резкая смена внутренней позиции, характеризующаяся изменением отношения к будущему. Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Будущее становится главным измерением жизни. Устремленность в будущее, построение жизненных планов и перспектив – аффективный центр жизни юношей и девушек, который и определяет изменение социальной ситуации развития.

9.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.