Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тихие игры






«Слепой сторож».

Одному из участников завязывают глаза — он «слепой сто­рож». Перед ним кладутся несколько ключей или других мелких предметов. Все остальные участники игры становятся в круг и по молчаливому жесту ведущего по одному стараются взять один из предметов. Если охотник слышит шум, то указывает ру­кой в то направление, откуда он услышал шум, и говорит: «Стой!». Тот, на кого он указал, возвращается назад. Побеждают самые бесшумные игроки.

«Поиск вещей».

В помещении прячется какая-нибудь небольшая вещь: ключ, коробок спичек, маленький мячик и т. п. Предмет прячется так, чтобы он был мало заметен, но все же виден без дополнитель­ных действий. То есть нельзя переставлять предметы, открывать


шкафы и т. п. После этого в помещение приглашаются ребята и начинают поиск спрятанной вещи. Нашедший не трогает пред­мет, а подходит к ведущему и тихо говорит ему, где находится предмет. Важно сказать ребятам, чтобы те, кто найдет, стара­лись не показать своими действиями или взглядом, где этот предмет находится. Играть до тех пор, пока предмет не будет найден 5-7 детьми.

Играть можно и так: прячется много предметов, например, пуговиц (20-30 штук). Играющий, найдя вещь, берет ее себе. Кто больше соберет предметов?

«Смешной ответ».

Играющие садятся в одну линию. Крайний (с любой сторо­ны) начинает игру, называя соседу на ухо какой-либо предмет. Тот, в свою очередь, называет следующему своему соседу дру­гой предмет, и так далее. Затем ведущий задает каждому по оче­реди какой-то вопрос. Например: «Что ты сегодня ел на зав­трак?» или «Чем ты сегодня расчесывался?» и т. п. Тот, у кого будет самый абсурдный и смешной ответ, становится новым ве­дущим.

«Что в мешочке?».

В небольшой мешочек из непрозрачной ткани вложите 10-12 мелких предметов, например, шишку, морковку, орех, шарик, кубик, ключ, пуговицу, камешек... (один или два предмета мо­гут быть в двух экземплярах). Мешочек завяжите. Предложите ребятам определить на ощупь, что лежит в мешочке.

«Горячая картошка».

Играющие становятся в круг очень плотно друг к другу. В середине - ведущий. Игроки передают за своей спиной неболь­шой предмет, а ведущий должен указать на того, кто, по его мнению, держит его, говоря при этом: «Покажи!». Заранее обго­варивается, что этот предмет - очень «горячая картошка», кото­рую невозможно удержать в руке, поэтому она не должна долго задерживаться у кого-либо.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Руки - ноги».

Эта игра очень эффективно собирает внимание. Учитель по­дает команды хлопками: один хлопок - команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка - команда ногам: нужно встать или сесть. Объясните условие игры очень кратко, момен­тальное включение учеников в игру заставляет их на ходу уяс­нить задание. Дети стараются безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок - поднять руки, два хлопка - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их надо опустить, а если дети уже стояли, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.

«Эстафетная палочка».

Ребята сидят на.стульях за партами. Они должны передать карандаш соседу, но не назад, а вправо. Начинают те, кто сидит у окна, эстафету закончат те, кто сидит у стены. Передавать можно:

- за спиной;

- из-за шеи;

, •.. - передать под правой и левой ногой;

- зажав ступнями ног и т. п.

«Какое это число?».

Это упражнение помогает расслабить шейную и затылочную мускулатуру, и, кроме того, оно способствует высокому уровню концентрации внимания, что делает участников бодрыми и вни­мательными.

Инструкция: встаньте свободнее, закройте глаза и на ми­нуту почувствуйте свое тело. Несколько раз присядьте и ощутите ступнями вес своего тела. Теперь нужно выпрямиться, спину держать абсолютно прямо. Сделайте несколько круговых движе­ний левым плечом вперед, затем правым в обратную сторону. Те­перь несколько раз уроните голову, совсем расслабленно, чтобы подбородок почти касался груди. Не напрягайтесь при этом.


 


Затем снова встряхните головой, один раз глубоко вздохните так, чтобы слышать выдыхаемый воздух.

Теперь вы готовы выполнить весьма необычную работу -напишите головой в воздухе цифры от 0 до 9. Двигайте только головой и держите верхнюю часть туловища совершенно непод­вижно.

Теперь откройте глаза, соединитесь по парам и встаньте друг за другом. Передний напишет головой в воздухе какую-либо цифру, а задний должен ее «прочитать» и сказать партнеру. По­меняйтесь местами и снова пишите головой в воздухе цифры и пытайтесь расшифровывать эти невидимые образы.

«Веселый мяч».

Играющие становятся в круг. Один из игроков получает у ведущего мяч или какой-либо мелкий предмет и передает дру­гому, тот - следующему и т. д., произнося слова:. Ты катись, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот сейчас станцует нам.

У кого на словах «станцует нам» окажется мяч, тот выходит в круг и танцует. Если играющий не умеет танцевать, он может спеть или рассказать стихотворение..

«Рыбка».

Эта игра на внимание.

Инструкция: представьте, что моя левая рука - это море (делает волнообразное движение), а правая - рыбка (правой ла­дошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (то есть поднимается правая рука над левой рукой), вы хлопаете. Итак, начинаем. Ведущий перво­начально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.

Поиграли? А теперь поблагодарите друг друга аплодисмен­тами.


«Аплодисменты в кругу».

Игра построена таким образом, что интенсивность аплодис­ментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра - одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: кто из вас может представить, что чувству­ет артист после концерта или спектакля, стоя перед своей пуб­ликой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он восприни­мает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил апло­дисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой апло дисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все силь­нее и сильнее. Игра проходит следующим образом.

Вы становитесь в общий круг. Один из вас должен посмот­реть на кого-нибудь из учеников и подарить ему свои аплодис­менты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем тот выбирает сле­дующего ученика, которому теперь уже хлопают двое. Потом трое аплодируют следующему претенденту на овации.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации ста­новятся все громче и громче. Последнему хлопают все.


 




 


ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев, В. Г. Возрастная психология: учеб. пособие. - Ир­
кутск, 1989. (Младший школьный возраст: 90-118.)

2. Афанасьев, С. П, Коморин, С. В. Триста творческих детских
конкурсов. - Кострома, 2000.

3. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М.:
Владос, 1998.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­
расте. - М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном
возрасте: 247-292.)

1 5. Бочарова, А. Г. и др. 500 лучших детских игр: сборник. - М., 2002.

6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. (Изучение
нормального и отклоняющегося формирования личности школьни­
ка: 108-121.)

7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Пет­
ровского. - М., 1979. (Личность младшего школьника: 96-100.)

8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-
мезо и др. - М., 1984. (Личность младшего школьника: 138-151,
155-170; Трудовая деятельность младшего школьника: 121-126.)

9. Волохов, А. В., Мирошкина, М. Р. Команда нашего двора. -
Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2006.

 

10. Гришина, Г. И. Любимые детские игры. - М., 1997.

11. Жушкова, Н. В. Учителю о практике психологической по­
мощи.-М.: Просвещение, 1998.

12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.:
Феникс, 1997.

13. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: сборник. -
Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

14. Как подготовить ребенка к школе: пособие для родителей. -
Волгоград: Братья Гринины, 2001.

15. Клюева, Н. Н., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. -
Ярославль: Академия развития, 1997.

16. Коломинский, Я. Л., Панько, В. А. Учителю о психологии
детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988.

, 156


 

17. Командные игры-испытания: сборник. - М.: Педагогическое
общество России, 2004,

18. Концепция модернизации российского образования на пе­
риод до 2010 г. от 19.03.2001 г. № 196.

19. Левитов, Н. Д. Психология характера. - М., 1969. (Станов­
ление характера в младшем школьном возрасте: 388-394.)

20. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. - М.,
1971. (Младший школьный возраст: 11-45.)

21. Матвеева, Л. Г., Выбойщик, И. В., Мякуйлин, Д. Е. Что я
могу узнать о своем ребенке (психологические тесты). - Челя­
бинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1966.

22. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. -
М., 1984. (Структура мотивации учения младших школьников:
10-42; Мотивация учения и умственное развитие младших школь­
ников: 67-80; Психологические условия формирования мотивации
учения младших школьников: 93-136.)

23. Методические рекомендации по проведению эксперимента
по совершенствованию структуры и содержания образования
(1 класс четырехлетней начальной школы).

24. Мир детства: младший школьник. - М., 1988. (Развитие лич­
ности младшего школьника: 178-190.)

25. Никитченко, Г. Н. Наши любимые игры: сборник - Омск:
Западно-Сибирское объединение девочек-скаутов, 2005.

26. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. - Л., 1989. (Са­
моконтроль у младших школьников: 90- 94.)

27. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / сост.
Г. Ф. Марцинкевич. - Волгоград, 2000.

28. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.:
Просвещение, 1996.

29. Особенности психического развития детей 6-7-летнего воз­
раста. — М., 1988. (Формирование новой внутренней позиции: 22~—
36; Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет: 36^45; Эмоциональ­
ное развитие детей 6-7 лет: 45-55; Становление самосознания у
детей 6-7 лет: 56-65.)

30. Побережная, Л. А. Игротека «Лидер 21 века». - Н. Новго­
род: ООО «Педагогические технологии», 2006.


 


31. Раттер, М. Помощь трудным детям. - М., 1987. (Младший
школьный возраст: 113-122.)

32. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в
образовании. -М.: Владос, 1993.

33. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. -
М., 1987. - Т. 1. (Психология ребенка и подростка, 163-185.)

34. Степанова, О. А. Игра и оздоровительная работа в началь­
ной школе. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

35. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях.

36. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? - В 4 ч. - М.:
Генезис, 2000.

37. Фопель, К. Энергия паузы. - М.: Генезис, 2003.

38. Хоботнева, Н. В. Игровой калейдоскоп: сборник - Омск:
Западно-Сибирское объединение девочек-скаутов, 1998.

39. Цукерман, Г. А., Елизарова, Н. В. О детской самостоятель­
ности // Вопросы психологии. -1990.- № 6. - С. 37^44.

 

40. Цыба, Н. В., Старцева, Г. И. Система адаптации перво­
классников как педагогическая технология // Завуч нач. школы. -
№ 5. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

41. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности. - М.: Владос, 1998.

42. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.,
1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте:
82-113.)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................. 3

Часть I. Организация работы по психологической поддержке
первоклассников в адаптационный период........................................................ 7

Модель деятельности по организации адаптационного периода в
первом классе............................................................................................................ 17

Рекомендации по организации адаптационного периода в первом
классе начальной школы....................................................................................... 18

Рекомендации по организации уроков в адаптационный период по
отдельным предметам............................................................................................. 36






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.