Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение современного спорта






 

Согласно признанному определению, спорт является составной частью физической культуры, средством и методом физического воспитания, а также системой организации соревнований по физическим упражнениям. Однако чёткая формулировка не раскрывает сущности этого сложного явления, возникновение и необходимость которого в человеческой жизни составляют тему дискуссий на протяжении многих веков.

В работах философов-материалистов возникновение спорта относится к развитию трудовой деятельности, а также к стремлению людей найти эффективные способы формирования лучших физических и духовных качеств. Всё же более реальна взаимосвязь спорта с религиозным культом, хотя такая позиция верна только по отношению к немногим эпохам и нациям. Одним из основных обрядов большинства языческих народов была инициация (от лат. Initiation - «совершение таинств»), то есть посвящение молодых людей во взрослую жизнь, сопровождавшееся различными формами физической подготовки. В ранней греческой и этрусской цивилизациях состязания являлись частью погребального культа. Славяне и германцы устраивали турниры в честь живых героев; в Элладе они посвящались Зевсу, Посейдону, Апполону и небесным покровителям полисов.

Если рассматривать современный спорт с точки зрения протестантской культуры, то можно привести мнение немецкого социолога макса Вебера (1864 - 1920), связавшего физическую активность с настроениями эпохи капитализма. Он считал, что адепты протестантской веры отличались тягой к образованию, к жизненному благополучию, зная, что успех является «знаком Божественной благодати». Таким образом, достижения успеха стали культом, а занятия спортом предоставляли для этого большие возможности.

Вероятно, современный большой спорт возник и сформировался как замена религии, поскольку уже с конца ХIХ века христианство (в первую очередь католичество) ослабило позиции, а потребность в различных формах веры осталась. Церковная идеология плавно перешла в спорт, где сложился иной, новый культ с другими героями, служителями, адептами, с неповторимой системой ценностей. В спорте появились собственные фетиши, ритуал и новые формы воздействия на массы.

Несмотря на резко противоположные мнения о сущности спорта, как древнего, так и современного, историки и философы не отрицают его эстетического значения, выражая единое мнение по вопросу отношения человека к своему телу, следовательно, к формам физической деятельности. В этом аспекте спорт и искусство имеют общие генетические и корни, но их место в системе человеческих ценностей неодинаково.

В различных цивилизациях стремление к физическому совершенствованию основывалось на разных идеях. Так, в Западной Европе спортсменами двигала жажда к победе, к результатам, к подавлению соперника. Восточный спорт ставил целью духовность, нравственное очищение, что порой достигалось силовыми методами. Теи не менее в любом случае физическая активность на эстетическом отношении человека к самому себе, к обществу, к миру в целом. Согласно высказываниям немецкого философа - идеалиста Георга Вильгельма Гегеля (1770 - 1831), сначала греки придали себе прекрасные образы, оттого их первыми произведениями искусств стали атлеты, то есть люди, сумевшие довести собственное тело до совершенства.

Обобщив разноречивые мнения, можно утверждать, что спорт сформировался после осознания человеком своего превосходства над всем остальным миром, своей самодостаточности и постижения широты своих возможностей. Со временем спорт стал одной из форм человеческой свободы и в таком качестве обрёл всеобщее признание.

Современные аналитики связывают происхождение спорта с развитием городской культуры, видя его истоки в потребностях физического совершенствования, в традиционных формах праздников и в новых возможностях проведения досуга. Античные атлеты рассматривали состязания как одну из форм поклонения богам - создателям физической формы человека. В отличие от древнего, спорт Нового времени появился в качестве бегства от скуки. Изначально его движущей силой являлись азарт и в немалой степени коммерческий интерес.

Ярким примером меркантильного отношения к физической культуре стали королевские скачки в Англии, сыгравшие существенную роль в появлении и развитии мирового спорта. Термин «тренинг» возник в британских конюшнях и вначале означал подготовку лошадей к состязаниям. Конные забеги собирали огромные толпы публики, приходившей не только развлечься, но и заключить пари, сделав ставку. Искусственно подогреваемый азарт, возбуждая страсти. Часто приводил к потасовкам, привлекавшими внимание зрителей не менее, чем сами соревнования. Постепенно увлекательные стычки разгорячённых болельщиков стали регулироваться правилами, приобретавшими заурядные драки в полноценное зрелище.

К сожалению, современный спорт сформировался не только на гуманистических идеях эпохи Просвещения. Большинство спортивных публикаций Англии ХVIII - ХIХ веков содержали сообщения о скандалах, ставках, денежных выигрышах, вознаграждениях. Вновь появившиеся виды спорта легко заимствовали регламент ипподромов. Именно тогда ярко проявила себя коммерческая сторона современного спорта.

В то же время сложилась противоположная тенденция: спорт как форма развлекательной, игровой деятельности человека, уставшего от ежедневных забот. В этом качестве возникли охота, собачьи бои, игры с мячом, катание на лодках. Поскольку здесь не осталось места физическому совершенствованию, такие занятия были всего лишь приятным и полезным времяпрепровождением. Помня об оздоровительном воздействии физической активности, европейские аристократы учреждали клубы верховой езды, узким кругом собирались на яхтенных гонках.

На ранней стадии развития современный спорт разделился на два противоположных вида: профессиональный (наёмные бойцы) и любительский, изначально представленный спортом джентльменов. Взаимоотношением этих компонентов физической культуры определяется история современного спорта, хотя в последнее десятилетие ХХ века любительский спорт практически прекратил существование. Джентльменский спорт является закономерным следствием наличия свободного времени у обеспеченных слоёв общества. Ещё в Средневековье активный досуг был признаком богатства, высокого социального статуса, став обязательным элементом хорошего воспитания. В форме игр и физических занятий такой спорт стимулировал жизненный тонус, ноне требовал чрезмерных усилий, в чём виделось основное его преимущество.

Античный спорт прекратил своё существование в 393 году до н. э., когда проведение Олимпийских и всех других спортивных игр было запрещено. Ранее Средневековье отличалось полным упадком физической культуры. Слабое подобие античного культа здорового тела появилось на рубеже I - II тысячелетий. Это выражалось в стремлении к активному образу жизни посредством азартных игр, аристократических развлечений и воинских тренировок. Церковь укрепляла в сознании паствы идеальный образ - бесплотный страдалец, презиравший собственное тело, с помыслами, устремлёнными ввысь.

Начало Возрождения ознаменовалось появлением в форме Homo universal - человека универсального, робко обратившего внимание на собственную личность. В трудах ярого схоласта Фомы Аквинского (1226 - 1274)телесность человека представляется инструментом души, своеобразным материалом для творчества. Подобное свободомыслие являлось недопустимым несколько десятилетий ранее, когда тело называлось не иначе как темницей души.

Начиная с ХV века в наиболее развитых странах школьникам предлагались уроки физической культуры. Известно, что в 1407 - 1422 годах в Падуе действовала частная школа телесных упражнений. Однако идейное содержание Возрождения обусловило незначительное изменение человеческого сознания, потому спорт тогда не стал явлением культуры и не получил должного развития.

Для человека Нового времени, уже осознавшего свою изначальную свободу, огромную роль играло искусство, занимавшее особое место в его духовной жизни. В условиях ослабления религиозного влияния искусство открывало людям красоту окружающего мира, а также позволяло увидеть своё тело в ином качестве.

В то же время, если в древности эталоном служил собственно человек, то спустя 10 - 15 веков идеальный образ имел нематериальное, вторичное, в основном художественное содержание. Греческий спорт превалировал в культуре, то есть считался выше искусства, представляя творцом материал и средства. Средневековое искусство, напротив, поднялось до небывалых высот, создавая образы настолько значительные, что поэзия, живопись и скульптура определяли бытие человека, побуждая его к активному улучшению тела и духа.

Появление специальных учреждений физического воспитания и формирование спортивных отношений стало естественной исторической закономерностью Нового времени. Спорт начал восприниматься как высшее достижение античной цивилизации. С учётом новых возможностей он выразился в простой и всем понятной форме - признании высокой ценности телесной красоты.

Увлечение античным искусством в эпоху Ренессанса закономерно вызвало интерес к полузабытому спорту. Попытку возродить «Олимпийские игры» первым предпринял итальянец М. Паллигери. Один из его трактатов (около 1450) положил начало многовековой полемике относительно роли физической культуры в жизни общества.

Инициатором возрождения античных игр и одним из организаторов олимпийского движения выступил барон Пьер де Кубертен (1863-1937). Великий французский гуманист, педагог, историк, поэт, общественный деятель посвятил жизнь олимпийской идее, захватившей его во время обучения на философском факультете Сорбонны. Результатом энергичной деятельности Пьера де Кубертена стал Международный атлетический конгресс, собравшийся 16 июня 1894 года в актовом зале Сорбонны. После недельных дебатов участники съезда обнародовали историческое решение о возрождении Олимпийских игр, определив точную дату и место проведения I Олимпиады - Афины, 1896 год.

Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод, что история спорта очень богата на интересные и красивые события. Люди ещё в далёкие времена соревновались в различных состязаниях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной, здоровой жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.