Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй методический шаг. На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии






На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно “устанавливается” кататимный образ. Пациенту предлагают представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Нужно, чтобы это всегда оставалось только предложением, без определения каких- либо деталей образа, что имело бы суггестивный характер. После всего услышанного сейчас Вы по праву будете ожидать, что предложенный мотив представления - это теперь уже не блеклое, размытое, серое и бесцветное, управляемое волей оптическое явление, а нечто, что в своем выражении вскоре превращается в типичный кататимный образ с описанной ясностью, насыщенностью красками, пластичностью и автономностью. После этого образ сам собой остается в поле зрения и кажется находящимся примерно в 1 м перед закрытыми глазами. Здесь может разворачиваться его собственная жизнь, и может развиваться описанный уже “другой, образный мир”, в котором человек может двигаться как в “новой” воображаемой действительности.

Я уже говорил, что образы переходят от одной промежуточной ступени к другой. Указанный круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще более приближаются к реальному восприятию другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие в синем небе облака. В некоторых случаях эти впечатления бывают настолько глубоки, что они не только переживаются эмоционально, но и супернатуралистически воспринимаются органами чувств. Значение таких переживаний тем самым повышается, и следствием этого может стать более глубокое переживание зачастую совсем банальных картин (также и пережитых реальных сцен). Многое говорит о том, что даже без активного содействия психотерапевта или пациента гипноидное состояние углубляется настолько, что устанавливается особое состояние, которое Оскар Фогт назвал “микроскопом души” [79, 80]. В основе этого лежит известный науке факт, что в погруженном гипноидном состоянии сознание концентрируется на находящемся на переднем плане содержании и сильно сужено. Я отмечаю это обстоятельство, хотя оно ни в коей мере не определяет всегда сцены символдрамы. Но все-таки Вам нужно учитывать степень эмоциональной нагружености КПО и тем самым зачастую большей значимости его содержания. В соответствии с этим от психотерапевта требуется чуткий и основанный на эмпатии стиль руководства.

После того как мы провели вводную процедуру и пациент начал представлять образы, мы просим его внимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг - так, как мы бы это делали и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а мы в заключение спрашиваем его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте.

Он, например, может описать нам, как луг граничит с лесом, с дорогой или домами какой-нибудь деревни и т.п. Он может описать нам глубину протяженности луга. В заключение мы также спрашиваем пациента о том, какое настроение вызывает у него ландшафт, луг или что-то другое, что может возникнуть у него перед глазами. Для нас важно, что пациент вербализует свои наивные чувства и настроение, будь то обусловленно ландшафтом или определялось его внутренним состоянием.

Мотив луга как начальный мотив имеет - как мы еще увидим - большое значение для КПО. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Так, например, пациент может найти ручей, который протекает через луг. Его мы также попросим описать, и если пациент захочет, он может приблизиться к ручью и сделать с водой что-то, что ему захочется: он может свесить в воду ноги или смочить лоб, спуститься в ручей и искупаться там, половить рыбу или пойти вдоль ручья в том или ином направлении.

Иногда уже с самого начала пациентам хочется только прилечь на лугу, чтобы отдохнуть в траве и посмотреть в небо. В соответствии с нашей задачей - занимать по отношению к пациенту принципиально разрешительную позицию (которая редко встречалась в ходе его воспитания), - мы представляем пациенту возможность осуществления его желаний, даем ему свободу следовать спонтанным импульсам и т. п. Тем самым мы добиваемся того, что открыто проявляются дремлющие на заднем плане тенденции поведения и дают продвинутому пациенту возможность, в соответствии с собственными тенденциями, творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив (ср. также с. 158 -160).

Во время занятия мы предлагаем пациенту по возможности сообщать нам обо всех всплывающих образах подряд. Тем самым психотерапевт - в отличие от ночных сновидений - постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере этого луга психотерапевт учится оптически “срисовывать” в своем собственном изображении образы фантазии пациента и весь мир его образных представлений. Для более глубокого понимания и эмпатийного сопереживания с пациентом такое повторение психотерапевтом образов пациента, а также прочувствование сопровождающих образы эмоций - необходимая предпосылка.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом сцены КПО действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы или усиливаются ужу существующие. В особо выраженных случаях пациент способен после занятия даже составить картографический план или нарисовать картину, где было изображено положение частей кататимной панорамы (картография символического “ландшафта души” - ср. рис. 1 и 2 с. 80 - 81).

Участники наших семинарских занятий вначале легко заблуждаются относительно роли психотерапевта. Им кажется, что психотерапевт лучше всего сможет выполнить сформулированное здесь требование внутреннего сопровождения кататимных образов, если он сам закроет глаза и будет вместе с пациентом “представлять себе образы”. Против этого существует важное возражение. Психотерапевт часто впадает из-за этого в управляемый бессознательными импульсами мир своих собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта или может это весьма ограничено. И тем не менее, это основополагающая предпосылка для введения пациента в КПО. Психотерапевт должен также уметь периодически критически дистанцировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими знаниями - и тем самым иметь возможность проводить руководство психотерапией в интересах пациента в соответствии с четкими когнитивными и научными выводами. Особое значение это имеет в критических ситуациях КПО, к которым психотерапевт должен быть подготовлен как раз благодаря такому предусмотренному временному дистанцированию.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.