Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый уровень. Историческая память.






- Что можно узнать о русскоязычной семье начала 21 века на основании этих заметок, рассказов, фотографий из семейного альбома?

- На сколько поколений можно проследить русскоязычную семью 21 века? Почему это, как правило, 3-4 поколения, а не 6-8 как у некоторых народов?

В силу, каких причин прерывается историческая память в семье?

Второй уровень. Размер семьи.

Сколько детей на уровне разных поколений? Есть ли в этом какая-то закономерность, тенденция? Исследования показывают, в начале 20 века были достаточно большие семьи, особенно в сельской местности. В середине 20 века семья состояла из 3-4 человек. В начале 21 века в некоторых случаях семьи стали опять увеличиваться по размерам. Как вы считаете, какие причины повлияли на эти тенденции?

Третий уровень. Имена.

Посмотрите по «документам» как звали членов семьи в начале 20 века, в середине 20 века, и в начале 21 века. Можно ли увидеть в этом определенную закономерность или тенденцию?

Четвёртый уровень. Устойчивость семьи.

Количество разводов в разных поколениях. С начала 20 века по начало 21 века.

Пятый уровень. Широта семейного древа.

Есть ли в «заметках» имена двоюродных, троюродных братьев и сёстер. Какие степени родства встречаются в семейных «документах». Кто их членов семьи менял фамилию – мужчины или женщины?

Упражнение «Лента времени семьи»

Ремарка: игру можно проводить как дома с ребенком (предварительно педагог на своем примере, показывает родителям, как можно организовать эту игру дома). Так и в группе детского сада (особенно варианты1 и 4). Для этого можно попросить родителей подобрать фотографии из жизни семьи того или иного ребенка разместив их в отдельной папке.

Вариант.

Вместе с ребёнком разложите фотографии мамы или папы от младенческих, детских до взрослых, отмечая, как менялся человек с возрастом. Какие игрушки были у мамы или папы в детстве, какие животные у них были, с кем они дружили, какая форма была у первоклассников, когда родители пошли в школу, какой первый мотоцикл или машина были у папы. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности как вы рассматривали, но самостоятельно.

Вариант.

Рассматривания с ребенком фотографии членов семьи обращайте внимание на других людей на снимках, называя, кем он ребёнку доводится – бабушка, дедушка, дядя, тётя, двоюродные братья и сестра.

Алиса Д. 3 года «А у бабушек, мам не бывает…».

Вариант.

Выкладывая фотографии членов семьи можно обсудить с ребенком, чем занят человек на фотографии: мама плавает в озере (Как называется озеро? Где оно находится? А ты там был?), мама на работе (Где работает мама? Чем занимается мама на работе?), мама с подругой в кафе (Как звать подругу? Где они познакомились?), бабушка на работе (Кем работает бабушка?), бабушка на курорте (Как называется море? А ты там был?), папа с друзьями сплавляется по реке (Как зовут друзей? По какой реке они сплавляются? Ты был с папой на сплаве?), папа в армии приносит присягу (В каких войсках служил папа?), папа проводит презентацию на работе (Где работает папа? Где он учился, чтобы там работать?), дедушка на службе (Где служит дедушка?), дедушка на рыбалке (Дедушка брал тебя на рыбалку) и т.д.

Вопросы могут дополняться, расширяться и соответствовать ситуации на фотографии. Главное – научить ребенка видеть за снимками историю своей семьи. Учить ребенка задавить вопросы и отвечать на них. Уважительно относиться к работе родителей, знать об их увлечениях, вариантах отдыха, друзьях.

Вариант.

Рассматривая семейные фотографии, обращаем внимание на место, где был сделан снимок. Был ли там ребенок? По возможности, можно сравнить – «Какой дом (квартира) был раньше, какой сейчас», «Как выросли деревья в саду», «Какой раньше был город? (например площадь, сквер, елка на городской площади).

Все эти вопросы позволяют ребенку осознать изменяемость пространства и времени, себя в настоящем и будущем.

Игра «География моей семьи».

В группе детского сада можно поместить карту России (района, края, области, мира). Все зависит от предварительной беседы с родителями по происхождению их семей. Беседа идет не о национальной принадлежности той или иной семьи, а именно месте рождения, как самих родителей, так и их предков: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушках. Алтайский край – край переселенцев из центральной России и ее бывших окраинных земель: Украины, Польши, Литвы. Переселения на Алтай всегда носили массовый характер. Начиная с эпохи Демидовских медеплавильных и сереброплавильных заводов (18 век), Столыпинских земельных реформ (конец 19 начало 20 века), Великой Отечественной войны (эвакуация заводов и фабрик на Алтай), эпоха освоения целинных земель (50-60 годы 20 века). Поэтому Алтайский край, не просто многонациональный (есть отдельный немецкий район, где проживает большое количество немцев, украинские села, казахские и т.д.), более 40 национальных диаспор: литовская, польская, армянская, азербайджанская, таджикская и т.д., но и богат на географию происхождения и места рождения народов. Обсуждая с детьми происхождение членов их семьи, много можно узнать из истории России, Алтайского края, географии, промышленности, сельском хозяйстве.

Карта рисуется, или приклеивается на металлический лист (или магнитную доску). На карте дети отмечают места (города, области, страны), откуда приехали предки их семьи в данный город (село, край и т.д.). Это можно делать как с помощью фишки с семейным гербом (если в семье он есть), можно разместить фотографию семьи с фамилией.

Обсуждение истории происхождения семьи, мест, откуда она родом может проходить на совместных с родителями занятиях, праздниках (День семьи), в самостоятельной деятельности детей.

Упражнение «Долгожитель моей семьи»

Ремарка: в группе по предварительной договоренности с родителями проводятся презентации «долгожителя семьи». Это может быть книга, елочная игрушка, чашка, кукла и т.д. Презентация готовится в любой произвольной форме, от газеты, буклета, книги, до видео-премьер и семейных спектаклей. Лучше всего сочетать тему презентации с календарными событиями, датами (День книги, Новый год, День города, 8 марта и т.д.), темами по ознакомлению с окружающим миром.

Данное упражнение позволяет ребенку увидеть историю своей семьи, активно поучаствовать в подготовке презентации (совместно с родителями провести досуг), испытать чувство гордости за своих родителей во время презентации, а остальным родителям (возможно) пересмотреть свои приоритеты по проведению семейного досуга и свободного времени.

Игра «Год жизни семьи: лента новостей»

Ремарка: В данную игру можно играть на родительском собрании (если присутствуют оба родителя или другие члены семьи (братья и сестры, бабушки и дедушки). Такое собрание должно проходить в нетрадиционной форме (чаепития, совместного праздника, если это принято в группе, спортивного мероприятия на прогулке и т.д.).

Второй вариант, когда воспитатель, проигрывая с родителями игру, показывает, как играть в нее дома.

Игру «Лена новостей» можно сделать доброй традицией, на дне рожденья ребенка, на любом семейном празднике – Новом годе, годовщине семейной жизни. На вопросы лучше отвечать хором, это придаст должную остроту игре, даст повод для обсуждения, шуток, и даже недоразумений, что сближает семью, и заставляет ее членов наконец-то пообщаться друг с другом, взглянуть на события прошедшего года глазами членов семьи[1].

Попробуйте все вместе ответить на вопросы:

Закончите фразу: «Самый лучший момент года этого года это когда мы…..»

«Главной новостью для нас стала, новость о...».

«Самым важным событием в нашей жизни стало…».

«Труднее всего было когда….».

Какого цвета был этот год? «Этот год был … цвета».

«Мы всегда будем помнить о ….».

Закончите фразу: «Год был прекрасным, потому что...».

«Если бы мы были супергероями, то сразу же….».

«Весь год мы мечтали о…».

«Главным достижением нашей семьи стало….»

«В этом году мы побывали…»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.