Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Давыдова Ольга Ивановна






к.п.н., доцент

кафедра дошкольного и дополнительного образования

Институт психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО «АлтГПУ»

г. Барнаул, Алтайский край

Игры и упражнения для детей и родителей дошкольного образовательного учреждения: исторический подход

Наша жизнь представляется нам настолько важной вещью, что мы полагаем свою историю начинающейся с момента рождения. Сначала не было ничего, а петом появился Я… Однако это не так. Человеческие жизни — это не отдельные нитки, которые можно выпутать от клубка и аккуратненько разложить на ровной поверхности. Семья — это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого…

Диана Сеттерфилд, " Тринадцатая сказка"

 

Ни одна семья не может быть оторвана от своих корней и истоков. События, предметы, явления называют историческими, если они существовали в прошлом, являлись частью жизни, быта, культуры прежних времен. Пространство жизни любой семьи пронизано этими предмета. Вместе с тем, в жизни практически любого человека присутствует ощущение первородства – «я родился» и именно с этого момента началась история моей жизни. Но история жизни, начинается задолго до рождения самого человека и напрямую связана с историей жизни его семьи. В браке или вне брака родились его родители, как долго прожили в браке дедушки и бабушка, в какой национальной культуре они были воспитаны, в какой стране жили. Не случайно, употребляются такие выражения как – «послевоенные дети», «шестидесятники», «поколение родителей, которые родились в СССР» или «дети девяностых», «поколение нулевых» и т.д. Писатель Ю. Поляков отмечает в своем интервью – история, или, точнее, конкретная историческая ситуация к разным поколениям предъявляет разные требования. В 20-е годы двадцатого века требовалось больше одержимых и бессеребренников, в 30-е больше палачей и предателей, в 40-е больше героев и мучеников. Так и формируется физиономия поколения («Литературная газета», 26 июля, 1989 года). Жизненный путь каждого человека обусловлен сложной совокупностью социально-исторических условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапе развития конкретные задачи и те средства, которыми он располагает для их решения. Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста всегда связано с условиями и обстоятельствами жизни семьи в целом: ее составом, возрастом родителей, их образованием, статусом, национальным происхождением, местом проживания и условиями проживания и т.д. Педагоги стараются учитывать все перечисленные факторы в работе с семьями воспитанников. Однако многие родители, особенно поколения 90-годов 20 века, утратили чувство связи, как с историей своей семьи, так и страны в целом. Родившиеся в эпоху развала Российской империи, выросшие в эпоху перемен и «лихих 90-х», они плохо знают историю своей семьи, рода. Не видят связи своей жизни, с жизнями поколений предков.

Упражнения и игры, позволяющие использовать исторический подход в работе с родителями, можно проводить на собраниях с родителями, с детьми в группе. Они позволяют преодолеть некоторые противоречия в жизни современной семьи (разобщенность членов семьи, разрушения собственно семейного образа жизни), полноценно провести досуг членам семьи, улучшить взаимоотношения между разными поколениями в семье, пополнить «копилку» семейных ценностей.

Игра «Играем в антропологию семьи».

Ремарка: игру можно организовать на родительском собрании в любой возрастной группе без предварительной подготовки. Обсуждения идут на уровне семейных легенд, памяти о предках, знаний о членах семьи. Готовить специально какие-либо «документы» для игры также не надо. Все происходить в условном пространстве игры.

Цель: обсудить с родителями значение семейного образа жизни, ценности семьи, родовых связей. Знания о предках, их происхождении, выборе имени ребенку и т.д.

Как показала практика в процессе игры, сами родители вспоминают такие подробности родословной, семейные события, которые не представляли для них особой ценности, но именно в беседы с другими родителями, приходит понимание их значимости в воспитании ребенка, осознание их места в жизни семьи.

Ход игры: Давайте представим, что мы жители 22 века и занимаемся изучением семьи века 21. Нам в руки попали семейные фотоальбомы, заметки, дневники. Используем их как источник сведений о типичной семье 21 века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.